Презентация на тему "Средства речевой выразительности-практикум"

Презентация: Средства речевой выразительности-практикум
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Средства речевой выразительности-практикум" по русскому языку, включающую в себя 33 слайда. Скачать файл презентации 0.14 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 10-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Средства речевой выразительности-практикум
    Слайд 1

    Средства речевой выразительностиЗадание А6

    Автор:Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ № 99» г. Омска 2010 год

  • Слайд 2

    Предисловие

    Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте. Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.

  • Слайд 3

    Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники

    Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота Антитеза Анафора Параллелизм Градация Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Метонимия Лексика разговорного стиля Лексический повтор Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы

  • Слайд 4

    Метафора

    Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

  • Слайд 5

    Олицетворение

    Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюгазлилась.

  • Слайд 6

    Эпитет

    Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

  • Слайд 7

    Сравнение

    Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б)сравнительным придаточным предложением Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)существительным в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  • Слайд 8

    Гипербола

    Преувеличение. Например:Я тебе миллион раз говорил.

  • Слайд 9

    Литота

    Преуменьшение. Например:Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

  • Слайд 10

    Антитеза

    Противопоставление, основанное на параллелизме. Например:Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.

  • Слайд 11

    Анафора

    Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Например:Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

  • Слайд 12

    Параллелизм

    Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

  • Слайд 13

    Градация

    Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например:Сейте разумное, доброе, вечное…

  • Слайд 14

    Инверсия

    Необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например:Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов:Вот царь нахмурил брови чёрные.)

  • Слайд 15

    Риторический вопрос

    Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:На кого не действует новизна?

  • Слайд 16

    Риторическое обращение

    Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:О Русь моя! Жена моя!

  • Слайд 17

    Перифраз

    Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например:ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

  • Слайд 18

    Метонимия

    Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например:Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли)

  • Слайд 19

    Лексика разговорного стиля

    Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный

  • Слайд 20

    Лексический повтор

    Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

  • Слайд 21

    Однокоренные слова

    Слова с одинаковым корнем. Например: ленивый, ленится, лентяй

  • Слайд 22

    Оксюморон

    Сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

  • Слайд 23

    Фразеологизмы

    Устойчивые сочетания слов. Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши

  • Слайд 24

    Образцы заданий

    Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов К образцам заданий прилагаются ответы.

  • Слайд 25

    1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

    Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.

  • Слайд 26

    2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

    Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.

  • Слайд 27

    3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

    Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.

  • Слайд 28

    4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:

    «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот

  • Слайд 29

    5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

    «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы

  • Слайд 30

    6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

    «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора

  • Слайд 31

    7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:

    «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола

  • Слайд 32

    Ответы

    Задание 1 - 4 Задание 2 - 4 Задание 3 - 2 Задание 4 – 3 (антитеза) Задание 5 – 4 (фразеологизмы) Задание 6 – 1 (лексический повтор) Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)

  • Слайд 33

    Послесловие

    Желаю сдать экзамен на «5»!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке