Презентация на тему "Виды речевой деятельности у дошкольников"

Презентация: Виды речевой деятельности у дошкольников
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.22 Мб). Тема: "Виды речевой деятельности у дошкольников". Предмет: русский язык. 16 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Виды речевой деятельности у дошкольников
    Слайд 1

    Виды речевой деятельности дошкольника

  • Слайд 2

    «Речевая деятельность – активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя)

  • Слайд 3

    Виды речевой деятельности дошкольника Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ из опыта Рассказ –описание пейзажной картины Рассказывание по игрушке Творческое рассказывание рассуждение Рассказ по сюжетной картине Рассказ –описание предмета пересказ Заучивание стихов диалог Рассказы-этюды

  • Слайд 4

    Пересказ

    Требования к пересказам детей: Осмысленность; Полнота передачи произведения; Последовательность и связность пересказа; Использование словаря и оборотов авторского текста; Плавность пересказа (отсутствие длительных пауз); Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Методические приемы, используемые в процессе обучения пересказу: Чтение художественного произведения; Вопросы по содержанию (подсказывающие, подводящие); Использование указаний; Индивидуальное и хоровое повторение; Беседа с опорой на личный опыт ребенка; Подсказ слова или фразы; Сюрпризные и игровые моменты; Использование наглядности; Использование в качестве подсказки жест, мимику, пантомимику; Использование драматизации, настольного театра.

  • Слайд 5

    Заучивание стихотворений

    1)Вызвать у детей состояние, наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения (задать вопрос , связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения). 2) Чтение стихотворения наизусть педагогом. 3) После первого прочтения перед детьми ставится цель- заучить стихотворение наизусть. 4) Чтение воспитателем стихотворения несколько раз. 5) Повторение стихотворения детьми (в первую очередь спрашивают кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, затем других). 6) В последующие дни повторение заучиваемого стихотворения.

  • Слайд 6

    Общение (диалог)

    1) Для развития у детей интереса и желания участвовать в диалоге рекомендуется использовать эмоциональные средства такие как: загадка, вопрос, стихотворение, ситуация и др., имеющие прямое отношение к беседе. 2) Основной методический прием – вопросы. Которые направляют мысль детей, раскрывают содержание темы. Вопросы должны быть педагогом продуманны, логически выстроены и понятны детям. 3) Закрепить содержание беседы и углубить эмоциональное воздействие на детей помогает краткий заключительный рассказ педагога, чтение рассказа или чтение стихотворения, исполнение песни, а также дидактическая игра.

  • Слайд 7

    Виды рассказывания по игрушкам:

    1).Описание игрушки – связное, последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 2).Сюжетные рассказы: - рассказ по набору игрушек - связный, последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. - рассказ по отдельной игрушке - связный, последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки.

  • Слайд 8

    Рассказ – описание предмета

    Большое воспитательно-образовательное значение имеет составление рассказов–описаний предметов знакомых детям из жизненной практики, окружающих их, используемых в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения, орудия труда и т.д.) Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

  • Слайд 9

    Рассказ описание пейзажной картины

    Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Этапы: Выделение значимых объектов картины; Рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; Определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; Объединение мини-рассказов в единый сюжет. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

  • Слайд 10

    Рассказ повествование по сюжетной картине

    1)Вступительная беседа (используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, изображенными на картине). 2)Рассматривание картины. Выделение центрального образа. Затем восприятие фактов, связанных с центральным образом. 3) Вопросы педагога детям по содержанию картины. 4) Обобщение ответов, введение новых слов и словосочетаний. 5) План рассказа. 6) Самостоятельное описание. 7)Обобщающий рассказ педагога.

  • Слайд 11

    Рассказ повествование по серии сюжетных картинок

    Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказа по серии должна предшествовать подготовительная работа. С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картинок дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.

  • Слайд 12

    Рассказывание из опыта (о событиях)

    1). Сообщение темы педагогом. 2). Знакомство детей с планом рассказа. 3). При затруднениях необходим образец рассказа.

  • Слайд 13

    Творческое рассказывание

    Творческое рассказывание – это один из видов рассказов, который дети придумывают сами. Особенность такого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на свой опыт, и облекать его в форму связного повествования. Этапы формирования детского художественного творчества: На первом этапе – накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. Второй этап – собственно процесс детского творчества. Когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. На третьем этапе появляется новая продукция – рассказ. Ребенок интересуется его качеством, стремится завершить его, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

  • Слайд 14

    Рассказы-этюды ( о предмете, природном объекте)

    Рассказ-этюд представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов — развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. Условно рассказы этюды можно разделить на следующие группы: Рассказ-этюд, составляемый во время наблюдения, экскурсии; Рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составляемый вовремя беседы; Рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие.

  • Слайд 15

    Рассуждение Рассуждение это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? зачем? в чем смысл?

  • Слайд 16

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке