Презентация на тему "Теория потребительского поведения и спроса"

Презентация: Теория потребительского поведения и спроса
1 из 77
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Теория потребительского поведения и спроса" по экономике. Презентация состоит из 77 слайдов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.3 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    77
  • Слова
    экономика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Теория потребительского поведения и спроса
    Слайд 1

    1 http://som.pu.ru/about_som/depts/pa/courses/microec/ Путь: 1. Главная\О факультете\Кафедры\Кафедра ГМУ\Читаемые курсы\Микроэкономика(преподаватель - Соколова Е.В.) 2. Главная\Преподаватели\Соколова Е.В.\ссылка "Микроэкономика" в разделе "Курсы, преподаваемые на факультете менеджмента". pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Тема 2. Теория потребительского поведения и спроса

    2

  • Слайд 3

    Спрос

    3 Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при заданных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) Цена спроса Объем спроса Закон спроса Парадоксы закона спроса Парадокс Гиффена

  • Слайд 4

    Функция спроса

    4 Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов: Доходы Вкусы Цены на товары-заменители и взаимозаменяемые товары Ожидания Население

  • Слайд 5

    Функция спроса от цены

    5 Табличный способ Аналитический способ Графический способ Изменение спроса и изменение объема спроса

  • Слайд 6

    Предложение

    6 Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар при заданных условиях Объем предложения Цена предложения

  • Слайд 7

    Функция предложения

    7 Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Технология Цена факторов производства Число продавцов Прогнозы Погода Изменение предложения и изменение объема предложения

  • Слайд 8

    Взаимодействие спроса и предложения

    8 Равновесный объем и равновесная цена Избыток спроса Избыток предложения

  • Слайд 9

    Теория потребительского поведения

    9 Решаемые вопросы Как формируется индивидуальный и рыночный спрос? Как будет меняться спрос под воздействием различных факторов?

  • Слайд 10

    10 Что необходимо определить Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при заданных ценах и доходе? Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?

  • Слайд 11

    Введение

    11 Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя Свобода потребительского выбора Homo economicus Парадокс ценности А.Смита

  • Слайд 12

    Бюджетное ограничение поведения потребителя

    12 Множество потребительского выбора (consumption choice set)есть совокупность всех наборов потребительских благ, доступных потребителю Что ограничивает выбор потребления наборов благ? Имеющийся бюджет расходов, время и иные ограничения ресурсов потребления

  • Слайд 13

    Бюджетное ограничение

    13 Потребительский набор(consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x1 единиц, x2 единиц блага 2, и далее, включая xn единиц блага n, представлен как вектор x = (x1, x2, … , xn). Обозначим цены рассматриваемых благ через p1, p2, … , pn.

  • Слайд 14

    14 ?: При каком условии потребительский набор x = (x1, … , xn) доступен потребителю при заданных ценах входящих в него благ p1, … , pn? Ответ: При условии, что p1x1 + … + pn xn£I,где I представляет собой величину имеющегося у потребителя дохода, который он может расходовать на приобретение благ.

  • Слайд 15

    15 Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное ограничение (budget constraint) Бюджетное ограничение есть множество следующего вида: { (x1,…,xn) | x1 ³ 0, …, xn³ 0 ; p1x1 + … + pnxn = I}

  • Слайд 16

    Бюджетное ограничение и бюджетное множество

    16 Бюджетное множество(budget set) потребителя есть совокупность всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения,B(p1, … , pn, I) ={(x1, … , xn)| x1³ 0, … , xn³ 0; p1x1 + … + pnxn£I} Бюджетное ограничение есть верхняя граница бюджетного множества

  • Слайд 17

    Бюджетное ограничение и бюджетное множество: графическое представление

    17 Наклон бюджетной линии: Px/PY Бюджетное множество Линия бюджетного ограничения Y X I/PY I/PX

  • Слайд 18

    Бюджетное ограничение

    18 При n = 2, когда по оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x1, наклон линии ограничения равен -p1/p2. Что это означает с экономической точки зрения? Возрастание значения x1 на 1 уменьшит значение x2 на p1/p2.

  • Слайд 19

    19 x2 x1 +1 -p1/p2 Альтернативная стоимость дополни- тельной единицы блага 1 равна p1/p2 единицам блага 2, от которых потребитель вынужден отказаться

  • Слайд 20

    20 x2 x1 Альтернативная стоимость дополните- льной единицы блага 1 равна отказу от потребления p1/p2 единиц блага 2. Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 2 равна отказу от потребления p2/p1 еди- ниц блага 1 -p2/p1 +1

  • Слайд 21

    Больший доход расширяет множество доступных потребителю наборов благ

    21 Исходное бюджетное множество Новые доступные потребительские наборы x2 x1 Исходная и новая линии бюджетного ограничения парал- лельны, т.е. имеют одинаковый наклон

  • Слайд 22

    Как изменяются бюджетное множество и ограничение при уменьшении цены p1с p1’ до p1”?

    22 Исходное бюджетное множество x2 x1 I/p2 I/p1’ I/p1” Новые доступные по доходу наборы Происходит поворот линия бюджетного ограничения. Ее наклон становится более пологим: с -p1’/p2 до -p1”/p2 -p1’/p2 -p1”/p2

  • Слайд 23

    Две концепции моделирования поведения потребителя

    23 Кардиналистский подход Количественный Ординалистский подход порядковый

  • Слайд 24

    Экономическая рациональность

    24 Поведенческий постулат: Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную для себя альтернативу из числа доступных ему Модель выбора должна содержать: описание системы предпочтений ЛПР множество альтернатив, доступных ЛПР

  • Слайд 25

    Отношения предпочтения

    25 Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их предпочтительности строгое предпочтение:xболее предпочтителен в сравнении с y слабое предпочтение:xне хуже, чем y безразличие:xстоль же предпочтителен, как и y

  • Слайд 26

    Рациональность отношений предпочтения

    26 Полнота (Completeness) Рефлексивность (Reflexivity) Транзитивность (Transitivity) Монотонность Локальная ненасыщенность Выпуклость

  • Слайд 27

    Кривые безразличия

    27 Зафиксируем некоторый набор благ x’ в двухмерной системе координат Множество всех наборов, одинаково предпочтительных с x’ называется кривой безразличия, содержащей набор x’; данное множество обозначим через u~ x’

  • Слайд 28

    Кривые безразличия: графическое представление отношений предпочтения

    28 x2 x1 x” x”’ x’ ~ x” ~ x”’ x’

  • Слайд 29

    Кривые безразличия

    29 x2 x1 zxy p p x y z

  • Слайд 30

    30 x2 x1 x Все наборы, принадле-жащие u1строго предпочтительнее всех наборов из множества u2 y z Все наборы из множества u2строго предпочтительнее наборов из u3 u1 u2 u3

  • Слайд 31

    Кривые безразличия не пересекаются

    31 x2 x1 x y z u1 u2 Из определения u1, x ~ y. Из определения u2 , x ~ z, откуда в силу транзитивности y ~ z

  • Слайд 32

    Наклон кривых безразличия

    32 Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда предпочтительнее меньшего, называется благом(good). Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления Товар, наличие которого в наборе в меньшем количестве всегда предпочтительнее большего, называется антиблагом(bad). Т.о., анти-благо - это товар с отрицательным эффектом потребления Если в наборе присутствуют только блага, то кривая безразличия имеет отрицательный наклон по отношению к соответствующим осям

  • Слайд 33

    33 Лучше Хуже Благо 2 Благо 1 Два благакривая безразличия имеет отрицательный наклон

  • Слайд 34

    34 Лучше Хуже Благо 2 Антиблаго 1 Одно благо и одно анти-благоКривая безразличия имеет положительный наклон

  • Слайд 35

    Примеры кривых безразличия: совершенные заменители

    35 Если потребитель в любых условиях считает единицы благ 1 и 2 эквивалентными, то такие блага являются совершенными заменителями (perfect substitutes) Если набор благ состоит из совершенных заменителей, то его предпочтительность определяетсяобщим количеством (total amount)этих благ

  • Слайд 36

    36 x2 x1 8 15 u2 u1 15 8

  • Слайд 37

    Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага

    37 Если потребитель во всех ситуациях использует блага 1 и 2 в некоторой фиксированной пропорции (например, один к одному), то говорят, что такие блага являются совершенно дополняемыми (perfect complements) Предпочтительность наборов, составленных из совершенно дополняемых благ, определяется числом сочетаний (комплектов) этих благ в заданной пропорции

  • Слайд 38

    38 x2 x1 u1 45o 5 9 5 9 Каждый из наборов(5,5), (5,9)и(9,5)содержит 5 комплек-тов благ 1 и 2. Поэтому данные наборы одинаково предпочтительны для потребителя

  • Слайд 39

    39 x2 x1 u2 u1 45o 5 9 5 9

  • Слайд 40

    Предпочтение с насыщением

    40 Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения (satiation point) Рассмотрим вид кривых безразличия для систем предпочтений с насыщением

  • Слайд 41

    Кривые безразличия с насыщением

    41 x2 x1 Точка насыщения

  • Слайд 42

    42 x2 x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения

  • Слайд 43

    Предпочтение с насыщением

    43 x2 x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения Кривые безразличия

  • Слайд 44

    Summary:Кривые безразличия

    44 Определение геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать Свойства Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров Кривые безразличия не пересекаются Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон Кривые безразличия выпуклы к началу координат

  • Слайд 45

    Предельная норма замены благ

    45 MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x' Y X x’

  • Слайд 46

    46 Y X MRSв точке x' естьlim {DY/DX} приDY 0или иначе, dY/dX в точке x’ DY DX x’

  • Слайд 47

    MRS и свойства кривых безразличия

    47 Абсолютное значение MRS убывает по мере возрастания X тогда и только тогда, когда система предпочтений потребителя выпукла Пример:предпочтения по качествам автомобиля Благо 2 Благо 1 MRS = 5 MRS = 0.5

  • Слайд 48

    Оптимум потребителя

    48 Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия Пример: выбор потребителем качеств автомобиля Условие оптимума потребителя: MRSXY = – Px / Py

  • Слайд 49

    Выявленные предпочтения

    49 В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его предпочтения? О.:Да, если мы располагаем информацией о достаточном количестве выборов, сделанных, когда уровни цен и дохода менялись

  • Слайд 50

    Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности

    50

  • Слайд 51

    Функция полезности

    51 Определение: Функцией полезности называется любая скалярная (имеющая числовые значения) функцияU(X), заданная на множестве наборов благ X=(x1,…xn) и удовлетворяющая следующему свойству: для любых двух наборов X и YU(X)U(Y), тогда и только тогда, когда X  Y (Xпредпочтительнее Y)

  • Слайд 52

    Функция полезности: формальная запись

    52 где TU – общая полезность данного товарного набора; QA, QB, …QZ – объемы потребления товаров A, B,…Z в единицу времени

  • Слайд 53

    Предельная полезность

    53 Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора x, получаемый при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е. Геометрически MU равна тангенсу наклона касательной к линии TU

  • Слайд 54

    54 Например, если TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то

  • Слайд 55

    55 Например, TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то

  • Слайд 56

    Первый закон Госсена

    56 Принцип убывающей предельной полезности Но!: во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться

  • Слайд 57

    Второй закон Госсена

    57 Формулировка условия оптимума потребителя где MUA, MUB, MUC… - предельные полезности товаров A, B, C..  - предельная полезность денег

  • Слайд 58

    Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов

    58 Линия «Цена-потребление» Линия «Доход-потребление» Кривые Энгеля – кривые, характеризующие связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях

  • Слайд 59

    Реакция потребителя на изменение дохода

    59 Нормальные товары спрос меняется в том же направлении, что и доход Товары первой необходимости Предметы роскоши Малоценные товары (товары низшего качества) спрос меняется с противоположном от изменения дохода направлении

  • Слайд 60

    Эффект дохода и эффект замены

    60 Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие: потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательной способности (реального дохода) станут потреблять большее количество подешевевшего товара и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже

  • Слайд 61

    Эффект замены

    61 Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным Эффект дохода Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности (реального дохода), при неизменных ценах на другие товары

  • Слайд 62

    Рыночный спрос

    62 p1 p1 20 15 p1’ p1” p1’ p1” p1 35 p1” p1’ “Горизонтальная сумма” кривых индивидуального спроса потребителей A и B 7 7

  • Слайд 63

    Эластичность

    63 Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Точечная эластичность Дуговая эластичность

  • Слайд 64

    Интерпретация показателя эластичности

    64 Величина эластичностипоказывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Знак эластичности показывает прямую или обратнуюсвязь между показателями (–) показатели имеют обратную связь Y растет, Х падает, и наоборот (+) показатели имеют прямую связь

  • Слайд 65

    Прямая эластичность спроса по цене

    65 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% Qx(Px)0 – товар Гиффена

  • Слайд 66

    Изменение эластичности при изменении цены товара

    66 =1 =0 = >1 

  • Слайд 67

    Особые случаи эластичности спроса по цене

    67 P Q =0 Q* P* =

  • Слайд 68

    Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

    68 Наличие на рынке товаров-заменителей Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара Доля расходов потребителя на тот или иной товар Специфика рынков Период времени, прошедший с момента изменения цены Степень срочности приобретения данного товара

  • Слайд 69

    Показатели ценовой эластичности спроса для некоторых товаров (США)

    69

  • Слайд 70

    Эластичность спроса по цене и выручка производителей

    70 Неэластичный спрос Эластичный спрос MR TR Q Q P P a/b a/2b

  • Слайд 71

    Предельная выручка и прямая эластичность спроса

    71 The most powerful and useful result

  • Слайд 72

    Перекрестная эластичность спроса по цене

    72 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены другого товара на 1% Qa(Pb)0 – взаимозаменяемые товары Qa(Pb)=0 – независимые товары

  • Слайд 73

    Эластичность спроса по доходу

    73 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1% Qa(I)0 – нормальный товар 01 – предмет роскоши

  • Слайд 74

    Структура совокупного потребительского спроса

    74 Потребительский спрос Функциональный Нефункциональный Социальные эффекты Спекулятивный Нерациональный Эффект присоединения к большинству Эффект сноба Эффект Веблена

  • Слайд 75

    75 Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами, присущими самому товару Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с потребительскими свойствами самого товара

  • Слайд 76

    76 Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену

  • Слайд 77

    77 Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке