Презентация на тему "ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ" 9 класс

Презентация: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ" по истории. Состоит из 21 слайда. Размер файла 2.22 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
    Слайд 1

    ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    Ткаченко О.Н. Учитель истории и обществознания

  • Слайд 2

    Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость ЦЕЛЬ: Формирование Информационной Компетенции ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

  • Слайд 3

    Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения и мысли; составлять различные виды планов; развертывать текст, строя по плану собственное высказывание; конспектировать и реферировать текст; на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст; составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

  • Слайд 4

    Приемы:

    Показ иллюстрации Зачитывание отрывка из художественной книги Показ отрывка из фильма Работа с историческим текстом Рассказ-предположение по ключевым словам Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.) Концептуальное колесо Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН» Прием «ДО-ПОСЛЕ» Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА». Прием  МАРКИРОВКИ ТЕКСТА «ИНСЕРТ». Приём ФИШБОУН Прием «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА»  Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ») Прием «НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.» Прием «ЗАВЕРШИМ СХЕМУ» Прием «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Приём : «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

    Цель: формировать умения задавать вопросы с помощью учебного материала. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример. Урок истории по теме: «Крещение Руси. Владимир Святославич»

  • Слайд 7

    Приём «УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  РАЗНЫХ ТИПОВ» – « РОМАШКА БЛУМА» 

    Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между событиями. Данные приемы позволяют сохранить активность ученика, делают чтение осмысленным.

  • Слайд 8

    Россия в первой четверти XVIII века ОБЪЯСНЯЮЩИЕ: Почему Петр 1, а не Иван был объявлен царем в 1682 г.? ПРАКТИЧЕСКИЕ: Где используется брандер? УТОЧНЯЮЩИЕ: Если я правильно поняла, то Петр 1 упразднил патриаршество. ПРОСТЫЕ: Как формировалась личность Петра 1? ОЦЕНОЧНЫЕ: что хорошего сделал Петр 1 для российского государства? ТВОРЧЕСКИЕ: что бы произошло, если бы Петр 1 не стал проводить свои реформы и не выиграл бы в Северной войне?

  • Слайд 9

    ПРИЁМ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»

    Этапы: 1. Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения самостоятельно заполняют таблицу «Плюс-Минус-Интересно»: «плюс»- записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа, положительную роль государства в древнем мире; «минус» - недостатки финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» - факты, явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто вопросы, возникшие по ходу чтения. 2.Итогом работы учащихся с использованием  приёма «Плюс-Минус-Интересно» является таблица.  3. Работа в паре: дополняют, уточняют собранную информацию. 4..Учащиеся делают вывод об особенностях данного государства и народа, о его роли в истории древнего мира. Пояснение вносится в таблицу.

  • Слайд 10

    Приём «ОЦЕНКА ТЕКСТА»

    ЦелЬ: оценить содержание изучаемого параграфа. Пример: 9 класс «Духовная жизнь Серебряного века». Задание: прочитать и изучить текст и ответить на следующие вопросы: Какие разделы встречаются в тексте? Какие слова выделены курсивом? Почему они так выделены? Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? === текст как инструмент познания становится более эффективным, так как мы создаём условия  его критичного осмысления.

  • Слайд 11

    Приём КЛАСТЕР («ГРОЗДЬ»)

    Цель – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Работа С Учебником Развивается По Такому Плану: прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы; записать названия; на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам; попытаться установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками; на основе других источников дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике. Правила: В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. + Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Составление плана

    План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. ПЛАН – это «Скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей. Общие правила составления плана при работе с текстом. 1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

  • Слайд 14

    Тема: Маркетинг и рынок План - назывной 1. Нужды людей. 2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров. 3. Современный рынок и маркетинг. План – вопросный. 1. Какие нужды лежат в основе маркетинга? 2. Как связаны между собой  потребность и товар ? 3.Что такое рынок и маркетинг? Если ребята на экзамене составят такой план, я думаю, они получат за него 2 балла. 1) Смысл понятия «средний класс»; 2) Группы населения, относящиеся к среднему классу; 3) Критерии выделения среднего класса; 4) Социальные функции среднего класса.

  • Слайд 15

    Алгоритм решений ЗАДАНИЙ № 26 ОГЭ по обществознанию (2 балла)

    №26 1. Первое задание требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.  2. План – это  четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках. 3.  Для выполнения задания необходимо: внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.  4. Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста, выделяйте основную идею каждого фрагмента и кратко  сформулируйте ее. 5. Количество выделенных фрагментов может быть различным.  6. План может быть простым или сложным. 7. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов). 8. План может быть составлен и в вопросной или тезисной форме. 9. Максимальный балл за выполнение задания – 2 балла.

  • Слайд 16

    Прочитайте текст и выполните задания 26–31 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Какой по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXIв.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

  • Слайд 17

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагментытекста и озаглавьте каждый из них.

    1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе. 2 балла

  • Слайд 18

    №2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу Формулировках 2 балла

  • Слайд 19

    №3 Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самогораннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

    1) знания всё растут и усложняются; 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу и Формулировках 2 балла

  • Слайд 20

    ПРИЕМ «Синквейн»

    Цель: тренировать способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли. Правила написания синквейна: 1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема. 2. Вторая строчка - это описание этой темы двумя прилагательными. 3. Третья строчка - это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета. 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним темы, подчеркивающий ее суть. Пример: 1. Свобода 2. Гонимая, неистребимая 3. Попирается, сопротивляется, взывает. 4. Пусть везде она побеждает, 5. Осознанная необходимость! 1. Колумб 2.Смелый, настойчивый, 3.Открывал, торговал, обогащал. 4.Воссоединил мир и потряс человечество. 5.Герой. 1.ПРИЕМ 2. Интересный, точный, лаконичный 3.Учит, вызывает, тренирует. 4. Все приемы хороши для работы с текстом.

  • Слайд 21

    предлагаемые нами приёмы работы с текстом развивают интерес к чтению, формируют навыки свободного, осознанного анализа текста, способствуют развитию учебно-информационных  умений. систематическое применение данных приёмов позволяет обучающимся освоить учебный материал на повышенном уровне, что подтверждается  высокими результатами учеников (огэ и егэ по истории и обществознанию и победы на  олимпиадах, конкурсах  различного уровня).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке