Презентация на тему "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма" 11 класс

Презентация: В. Я Брюсов - основоположник русского символизма
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 11 класса на тему "В. Я Брюсов - основоположник русского символизма" по литературе. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 1.01 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: В. Я Брюсов - основоположник русского символизма
    Слайд 1

    В. Я Брюсов – основоположник русского символизма

    Прокопчук И. В. ,учитель русского языка и литературы филиала №3 ГКОУ ЦО Самарской области

  • Слайд 2

    Цель: узнать о фактах личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для русской поэзии; уметь анализировать поэтический текст.

  • Слайд 3

    Что такое «Серебряный век» русской поэзии? Как связаны между собой понятия: «модернизм», «декаданс», «Серебряный век»? Каковы признаки литературного течения? С какой целью писатели объединялись в такие течения? Дайте определение символизма? Каковы его признаки?

  • Слайд 4

    «Рыцарь литературы» – так назвал Валерия Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий В. Я Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он – вдохновитель и инициатор первого выступления «новых» поэтов.

  • Слайд 5

    Длинный черный наглухо застегнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещённые на груди руки- такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».

  • Слайд 6

    Русский символизм

    Символисты Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, З. Н. Гиппиус, Фёдор Сологуб, К. Д. Бальмонт «старшие» 1890-е г.г. Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях «младшие» 1990-е г. г. А. А. Блок, Андрей Белый, И. Ф. Анненский, В. И. Иванов Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным

  • Слайд 7

    Основные черты творчества Брюсова

    Жизнеутверждающие начала: Пессимистические начала: любовь, завоевание жизни трудом, борьба за существование, созидание; действующее лицо -мужественный боец; стремление к новаторству смерть есть блаженство, «сладостная нирвана» действующее лицо - отчаявшийся в жизни человек; уход к формам классики

  • Слайд 8

    Вклад В. Я. Брюсова в развитие формы стихотворения

    использовал неточные рифмы; «вольный стих»; разрабатывал «длинные размеры» стихотворения; использовал чередование строк разного метра. Новаторские эксперименты В. Я. Брюсова были восприняты младшими символистами

  • Слайд 9

    Стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний» Глоссарий Выразительно почитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Антоний». Чем объясняется обращение поэта к истории? Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта? Проанализируйте композицию стихотворения. Антоний Марк (80-30г.г. до н.э.)-один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюбленный в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую час времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами. В морской битве при Акциуме , в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившийся в бегство.

  • Слайд 10

    АНТОНИЙТы на закатном небосклонеБылых, торжественных времен,Как исполин стоишь, Антоний,Как яркий, незабвенный сон.Боролись за народ трибуныИ императоры — за власть,Но ты, прекрасный, вечно юный,Один алтарь поставил — страсть!Победный лавр, и скиптр вселенной,И ратей пролитую кровьТы бросил на весы, надменный, —И перевесила любовь!Когда вершились судьбы мира Среди вспененных боем струй, —Венец и пурпур триумвираТы променял на поцелуй.Когда одна черта делилаВ веках величье и позор, —Ты повернул свое кормило,Чтоб раз взглянуть в желанный взор.Как нимб, Любовь, твое сияньеНад всеми, кто погиб, любя!Блажен, кто ведал посмеянье,И стыд, и гибель — за тебя!О, дай мне жребий тот же вынуть,И в час, когда не кончен бой,Как беглецу, корабль свой кинутьВслед за египетской кормой!Апрель 1905

  • Слайд 11

    К началу 1900-х гг. в творчестве Брюсова складываются два основных тематических потока лирики: обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогии с современностью.

    Образцы героики в лирике В. Я. Брюсова («Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон»)

  • Слайд 12

    1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сумерки».2. В чём своеобразие нарисованной поэтом картины города?3. Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной символический план.4. Выпишите встречающиеся здесь эпитеты.В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

  • Слайд 13

    Сумерки Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках; Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой. Под сетью пленительно-зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза - проходящих гетер. Как тихие звуки клавира - Далекие ропоты дня... О сумерки! Милостью мира Опять осените меня!

  • Слайд 14

    Брюсов – один из первых поэтов-урбанистов

    В отличие от других символистов, Брюсов не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей.

  • Слайд 15

    Самостоятельная работа

    Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами, подкрепите свои положения примерами из других стихотворений. Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчета, подведения «предварительных итогов» проделанного пути? Какие мифологические имена и исторические реалии использованы? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими? Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…». Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?

  • Слайд 16

    Я (МОЙ ДУХ НЕ ИЗНЕМОГ...) Мой дух не изнемог во мгле противоречий, Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. Я возносил мольбы Астарте и Гекате, Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь, И после подходил к подножиям распятий И славил сильную, как смерть, любовь. Я посещал сады Ликеев, Академий, На воске отмечал реченья мудрецов; Как верный ученик, я был ласкаем всеми, Но сам любил лишь сочетанья слов. На острове Мечты, где статуи, где песни, Я исследил пути в огнях и без огней, То поклонялся тем, что ярче, чтотелесней, То трепетал в предчувствии теней. И странно полюбил я мглу противоречий, И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих... 24 декабря 1899

  • Слайд 17

    Литературоведческая загадка

    Прослушайте стихотворение В. Я. Брюсова «Сонет» («Отточенный булат – луч рдяного заката!») В чем загадка и уникальность этого текста? Сколько здесь сонет?

  • Слайд 18

    В.Брюсов. Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката!Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны!Но иногда в клинок – из серебра и златаСудьба вливает яд: пленительные сны!Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата.Когда покой глубок. Чудесен сон весны!Но он порой жесток – и мы им пленены:За ним таится ад – навеки, без возврата.Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй.Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта!Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть,Порой в словах своих – певец находит власть:Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета.  1918 г

  • Слайд 19

    Ответ

    Если мысленно «разрезать» сонет по вертикали, там, где стоит тире, то получится еще два сонета – левый и правый. Итого три сонета.

  • Слайд 20

    В.Брюсов. Сонет Отточенный булат – луч рдяного заката!Твоя игрушка. Рок, – прозрачный серп луны!Но иногда в клинок – из серебра и златаСудьба вливает яд: пленительные сны!Чудесен женский взгляд – в час грез и аромата.Когда покой глубок. Чудесен сон весны!Но он порой жесток – и мы им пленены:За ним таится ад – навеки, без возврата.Прекрасен нежный зов – под ропот нежный струй.Есть в сочетаньи слов – как будто поцелуй, Залог предвечных числ – влечет творить поэта!Но и певучий стих – твой раб всегдашний, Страсть,Порой в словах своих – певец находит власть:Скрывает тайный смысл – в полустихах сонета.  1918 г

  • Слайд 21

    Итоги урока

    Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем? В чем особенность понимания В. Я Брюсовым задач символизма? Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.

  • Слайд 22

    Не плачь и не думай... Не плачь и не думай: Прошедшего - нет! Приветственным шумом Врывается свет. Уснувши, ты умер И утром воскрес,- Смотри же без думы На дали небес. Что вечно - желанно, Что горько - умрет... Иди неустанно Вперед и вперед.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке