Презентация на тему "Решение задач с параметрами"

Презентация: Решение задач с параметрами
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Решение задач с параметрами" по математике. Презентация состоит из 47 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.52 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    47
  • Слова
    алгебра
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Решение задач с параметрами
    Слайд 1

    Проект«Разработка заданий и методических рекомендаций для решения задач с параметрами при подготовке к ЕГЭ по математике»

    Выполнена учителем математики МБОУ СОШ№14 г.Красногорска Беляевской С. В.

  • Слайд 2

    Оглавление:

    Введение 3 Особенности заданий с параметрами 4-5 Занятие №1 5-22 Занятие №2 23-31 Занятие №3 32-44 Заключение 45 Источники 47

  • Слайд 3

    Введение:

    Известно, что в программах по математике в неспециализированных классах задачам с параметрами отводится незначительное место. С параметрами учащиеся встречаются при введении линейной функции y = kx + b, уравнения первой степени ax + b =0 и квадратного уравнения ax^2 + bx + c = 0. Понятие параметра позволяет решать поставленные задачи не в частном, а в общем виде. Позволяет посмотреть на проблему более широко. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

  • Слайд 4

    Особенности заданий с параметрами

    В самом начале знакомства с параметрами у учеников возникает психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр  следует считать величиной известной, а с другой — конкретное значение параметра не дано. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой — может принимать различные значения. Получается, что параметр в условии — это «неизвестная величина», «переменная постоянная». Этот «каламбур» довольно точно отражает суть тех сложностей, которые нужно преодолеть ученикам. К задачам с параметрами, рассматриваемым в школьном курсе, можно отнести, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров.

  • Слайд 5

    Такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых, - степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Основное, что нужно усвоить при работе с параметром, - необходимость осторожного обращения с фиксированным , но неизвестным числом. Рассмотрим решение некоторых задач с параметрами на уроках повторения, обобщения и систематизации знаний, состоящих из трёх занятий по два часа на данную тему.

  • Слайд 6

    Занятие №1 (2 часа)

    Главное, что должен усвоить школьник это то, что параметр – это число, хоть и неизвестное, но фиксированное, имеющее двойственную природу. После этих вступительных слов можно спросить у школьников встречались ли они с параметрами. Это линейная функция y=kx+b, где x и y – переменные, kи b – параметры; квадратное уравнение ax2+bx+c=0, где x - переменная a,b,c, - параметры. Задачи надо начинать решать с очень простых, постепенно усложняя их.

  • Слайд 7

    Пример №1. Сравнить –а и 5а

    Решение: 1) если а 0, 5a5a 2) если а=0, то –а=0, 5а=0, значит –а=5а 3) если а>0, то –а0, значит –а5a если а=0, то–а=5а если а>0, то–а0

  • Слайд 8

    Пример №2. Решить уравнение ах=2

    Решение: 1) если а=0, то 0х=2, решений нет 2) если а≠0, то х= Ответ: если а=0, то решений нет ,если а≠0, то х= a a=0 a=0

  • Слайд 9

    Пример №3 Решить уравнение (а2-9)х=а+3

    Решение: 1) если а=3, то 0х=6, решений нет 2) если а=-3, то 0х=0, х 3) если а≠±3, то а2-9≠0, Ответ: если а=3, то решений нет если а=-3, то x если а≠±3, то a a=3 a=-3 a=3 a=-3

  • Слайд 10

    Пример №4 Решить неравенство: ах

    Решение: 1) если a>0, то 2) если а0, то х0 a

  • Слайд 11

    Пример №5 Решить уравнение

    Решение: Ответ: если а=-3, то решений нет если а≠-3, то х=а.

  • Слайд 12

    Пример №6 Решить уравнение

    Решение: 1) если а=-1, то -2х+1+1=0; х=1 2) если а≠-1,то х=1 или Ответ: если а=-1, то х=1 если а≠-1,то х=1 или

  • Слайд 13

    Пример №7 Решить уравнение

    Решение: Ответ:если b-4, то x=b.

  • Слайд 14

    Пример №8 Решить уравнение

    Решение: 1) если а≠0, то х=1 2) если а=0, тоx значит х=1 или х=-1 Ответ: если а≠0, то х=1 если а=0, то х=±1

  • Слайд 15

    Пример №9 Решить неравенство

    Решение: 1) a) если b=1, то б)если b=-1, то 2) если b≠±1, то неравенство квадратное

  • Слайд 16

    a)

  • Слайд 17

    б) учитывая, что при то Ответ: если b=1, то если b=-1, то если то

  • Слайд 18

    если то если то Рассмотренные выше задачи требовалось просто решить. В следующих задачах будет поставлено какое-то более «узкое», конкретное условие.

  • Слайд 19

    Пример №10 При каких а уравнение имеет единственное решение?

    Решение: 1) если а=0, то х=3 2) если а≠0, то уравнение квадратное и оно имеет единственное решение при D=0 D=1-12a Ответ: при а=0 или а =

  • Слайд 20

    Пример №11 При каких а уравнение имеет единственное решение?

    Решение: 1) если а=2, то решений нет 2) если а≠2, то уравнение имеет единственное решение при D=0 Ответ: при а=5

  • Слайд 21

    Задачи для самостоятельного домашнего решения задаются с ответами для самоконтроля

    При каких а уравнение имеет решения, найти их при 2)Решить уравнение: a) (при а=1 или а=3 решений нет; при а≠1 и а≠3 х=а)

  • Слайд 22

    б) (при а =-2 решений нет; при а≠-2 х=2) 3) При каких а уравнение имеет ровно три корня (при )

  • Слайд 23

    Занятие №2 (2 часа)

    Урок начинается с разбора домашнего задания. Затем учитель предлагает решить более общую задачу.

  • Слайд 24

    Пример №12 Выяснить, при каких значениях параметра а уравнение имеет:

    1) два различных корня; 2) не более одного корня; 3) два корня различных знаков; 4) два положительных корня.

  • Слайд 25

    Решение: 1) уравнение имеет два различных корня тогда и только тогда, когда оно квадратное и D>0. 2) а) если а=4, то б)

  • Слайд 26

    3) уравнение имеет два корня различных знаков тогда и только тогда, когда значит 4) уравнение имеет два положительных корня тогда и только тогда, когда

  • Слайд 27

    Самостоятельная работа.Вариант I

    1. Для всякого а решить уравнение Решение: Т.к. сумма коэффициентов равна 0, то х=1 или х=2а Ответ: 1; 2а. 2. При каких bуравнение имеет единственный корень? Для каждого b найти этот корень. Решение: Квадратное уравнение имеет единственный корень тогда и только тогда, когда D=0

  • Слайд 28

    1) если b=12, то 2) если b=-12, то Ответ: при b=12 x=-2 при b=-12 x=2.

  • Слайд 29

    3. Для каждого значения параметра решить неравенство: Решение: Решим неравенство методом интервалов, рассмотрев функцию f(x)=, непрерывную на R, имеющую нули 2, -2, b Рассмотрим три случая: 1) b -2 2

  • Слайд 30

    2) -2

  • Слайд 31

    Вариант II

    Задания аналогичны заданиям варианта I. 1. Ответ: -1; 3а. 2. Ответ: при b=20 x=-2 при b=-20 x=2. 3. Ответ:если то если -1

  • Слайд 32

    Занятие №3 (2 часа)

    Теперь можно приступать к решению задач ЕГЭ с параметрами.

  • Слайд 33

    Пример№1.Найти все значения параметра p, при которых уравнение имеет хотя бы один корень.

    Решение: Рассмотрим функцию f(a)= определённую на [-1;0)U(0;1] и найдём её область значений. f(-1)=11; f(1)=3; при f ’(a)=

  • Слайд 34

    f ’(a)=0 Т.к. то экстремумов у функции нет, следовательно E(f)=(0;11]. Чтобы уравнение а значит и данное уравнение имело хотя бы один корень, необходимо и достаточно, чтобы Ответ:

  • Слайд 35

    Пример №2. Найти все значения а, при которых область определения функциисодержит ровно одно двузначное натуральное число.

    Решение: D(y): Решим первое неравенство системы:

  • Слайд 36

    1) если 0

  • Слайд 37

    2) если а>1, то Чтобы решение удовлетворяло условию задачи, необходимо и достаточно, чтобы Ответ:

  • Слайд 38

    Пример №3. Найти все значения параметра а, при каждом из которых множество решений неравенствасодержит какой-нибудь отрезок длиной 2,но не содержит никакого отрезка длиной 3

    Решение:

  • Слайд 39

    Решим неравенство методом интервалов, рассмотрев функцию непрерывную на R\{0}, имеющую нули 4, а: 1) если - решение содержит отрезок длиной 3, что не удовлетворяет условию задачи. 2) если 0

  • Слайд 40

    т.е. 3) если - аналогично случаю 1) Ответ: 0 4 a

  • Слайд 41

    Пример №4. Найти все значения параметра p, при которых уравнение имеет хотя бы один корень, и число различных корней этого уравнения равно числу различных корней уравнения

    Решение: 1) Пусть =t, тогда

  • Слайд 42

    Рассмотрим функцию D(f)=[0;), f(t)=0t=0. E(f)=(-;0] f’(t)=f’(t)

  • Слайд 43

    2) Узнаем при каких p уравнение имеет ровно один корень: а) если 2p+3=0 ( ), то -удовлетворяет условию. б) если то уравнение имеет единственный корень при D=0. D=0 Итак, уравнение имеет ровно один корень при

  • Слайд 44

    Но уравнению удовлетворяют только т.е. при и p=-1 уравнения и имеют равное число корней, а именно, по одному. Ответ:; -1

  • Слайд 45

    Заключение

    Все рассмотренные упражнения имеют дидактическую цель — помочь учащимся составить представление о параметре, о том, что значит решить уравнение (неравенство) с параметром. Предложенные упражнения помогают им осмыслить всего несколько строк определения: «Пусть дано уравнение (неравенство)  f(x; a)=(>) 0 с переменными x, a. Если ставится задача для каждого значения a решить это уравнение( неравенство) относительно x, то уравнение (неравенство) f(x;a)=(>)0  называется уравнением(неравенством) с переменной x и параметром a. Решить уравнение (неравенство) с параметром a — это значит для каждого значения a найти значение x, удовлетворяющее этому уравнению(неравенству)».

  • Слайд 46

    Задачи с параметрами обладают большим потенциалом в развитии интеллектуальных качеств личности, так как развивают исследовательские способности, учат творчески мыслить, помогают сформировать и развить творческое мышление. Эти задачи должны включаться в школьный курс математики начиная с 7 класса. Конечно, уровень сложности заданий должен определяться уровнем подготовки всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. В своей работе я постаралась составить версию обучения учащихся решению уравнений и неравенств с параметрами с подборкой основных заданий разного уровня, а также продемонстрировать важность обучения учащихся таким задачам, обосновать целесообразность обучения умению их решать, проанализировать подходящие для этого задания. Основной вывод работы-такие задачи должны составлять самостоятельную линию обучения в математике.

  • Слайд 47

    Используемые источники:

    1.Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. - Задачи с параметрами – «Илекса», «Гимназия» - Москва-Харьков,1999год. 2.Шахмейстер А.Х. – Задачи с параметрами, 1-е издание СПб: «ЧеРо-на-Неве»,2004год. 3.Ященко И.В., Семенова А.Л. – Материалы ЕГЭ, издательство «Экзамен» Москва,2011год. 4.Интернет сайты: www.dvoek-net.ru www.ege-trener.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке