Презентация на тему "Общая характеристика технологической и рефлексивной фазы педагогического исследования"

Презентация: Общая характеристика технологической и рефлексивной фазы педагогического исследования
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Общая характеристика технологической и рефлексивной фазы педагогического исследования"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 8 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Общая характеристика технологической и рефлексивной фазы педагогического исследования
    Слайд 1

    Раздел 2. Методы и организация процесса проведения научного исследования в педагогикеОпорные схемы лекции 4. часть 2. Проектирование научно-педагогического исследования

    Вопрос 3. Общая характеристика технологической и рефлексивной фазы педагогического исследования.   .

  • Слайд 2

    Конструирование II. Технологическая фаза педагогического исследования II. 1. Стадия проведение исследования II. 2. Стадия оформление результатов Непосредственная проверка построенной научной гипотезы II. 1. 1.Теоретический этап исследования II. 1. 1.1. Анализ и систематизация литературных данных II. 1. 1.2. Отработка понятийного аппарата II. 1. 1.3. Построение логической структуры теоретической части исследования II. 1. 2.Эмпирический этап исследования Опытно-экспериментальная работа (использование в основном эмпирических методов-действий и методов-операций) II. 2. 1.Апробация результатов Апробация результатов исследования (в докладах, в выступлениях на семинарах, конференциях, симпозиумах и т.п.) II. 2. 2.Оформление результатов Написание и публикация результатов исследования (в формах статей, тезисов, монографий, методических пособий и т.д..) Технологическая подготовка исследования – подготовка документов Рис. 126. Структура технологической фазы педагогического исследования

  • Слайд 3

    Рис. 127. Анализ и систематизация литературных данных обработки понятийного аппарата как компонентов теоретического этапа стадии проведения исследования II. 1. 1.1. Анализ и систематизация литературных данных Постоянная работа с литературой – обязательный элемент любой научной деятельности Литература является средством существования и развития науки: средством сохранения и распространения достигнутого научного знания; средством научного общения ученых. Отражение разных этапов развития научного знания в публикациях: Новые идеи, факты, теории появляются вначале (наиболее быстро) в тезисах докладов или выступлений на научных конференциях, семинарах, съездах, симпозиумах; в препринтах Идеи, факты, теории в систематизированном и отобранном виде переходя в научные статьи, публикуемые в журналах (в том числе и в журналах из перечня ВАК) и сборниках. В обобщенном, систематизированном и проверенном виде идеи, факты, теории публикуются в монографиях. Фундаментальные, общие и проверенные знания попадают в учебники Главные цели анализа и систематизации литературных данных: Определение ведущих педагогических концепций, теорий являющихся теоретической основы исследования; Этап отработки понятийного аппарата: обеспечение строгости, четкости и однозначности применяемой в научной работе терминологии. Создание представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружение неясностей в разработке выбранной проблемы; Функции анализа и систематизации литературных данных: Способствует определению опорных позиций по проблеме с учетом существующих достижений; Выявляет ценности науки, ее достижения и недостатки, ее ошибки и пробелы; Позволяет установить актуальность и неразработанность проблемы Представляет материал для теоретических построений и определения методологии исследования.

  • Слайд 4

    II. 1. 1.3. Построение логической структуры теоретической части исследования Построение логической структуры теоретической части исследования вариативно и определяется предметом, целью и задачами конкретного исследования, хотя частично подчиняется некоторым общим закономерностями При построении логической структуры исследования возникает необходимость использования различных подходов к классификации явлений и фактов: Проводится только по одному основанию. Основание классификации – признак позволяющий разделить объем понятий на виды Объем составляющих классификации должен быть равным объему всего классифицируемого класса; Каждый объект классификации должен попасть только в один подкласс; Члены классификационных групп не должны входить в объем других; При построении логической структуры исследования: Логическая развилка Логическая развилка Логическая развилка Положение Выбор одного, объясненного направления, при этом не следует доказывать, почему выбран тот, а не другой Процесс построения логической структуры теории (концепции): Структурные элементы: алгоритм, аппарат (дидактические, методические, понятийные), классификации, критерии, методики, методы, механизмы и их классы, модели (базисные, дидактические, прогностические, функциональные, структурные и др.), направления, обоснования, основания, основы, парадигмы, параметры, периодизация, подходы, понятия, приемы, принципы, программы исследования, процедуры, решения, системы, содержание, способы, средства, схемы, структуры, стратегии, фазы, сущности, таксономии, тенденции, технологии, типологии, требования, условия, факторы, формы, характеристики и др. Рис. 128. Некоторые основания построения логической структуры теоретической части исследования

  • Слайд 5

    ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обобщение первого порядка Обобщение второго порядка И Т.Д. Центральный системообразующий элемент (звено элементов): концепция, методологический подход, система аксиом и т.д. концептуальные положения ПРИНЦИПЫ УСЛОВИЯ МОДЕЛИ МЕХАНИЗМЫЫ Требования Процедуры И Т.Д. Рис. 129. Построение логической структуры исследования (рис. скопирован без изменений с работы А.М. Новикова, 2002, с. 167) Процесс восхождения от конкретного абстрактному Процесс восхождения от абстрактного к конкретному

  • Слайд 6

    Педагогическая теория Теория педагогики Вся система знаний педагогики как науки Целостная теория (концепция) внутри теории педагогики, каждая научная работа на уровне диссертации должна завершаться педагогической теорией или концепцией Построение логической структуры теории (концепции) Ведущая идея, основная мысль чего-либо /короткая и емкая (5-7 строк) формулировка отражающая суть работы и совокупность результатов. Синоним теории, концепция (как краткая формулировка) разворачивается, развивается в совокупности концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механизмов и других структурных компонентов теории или концепции как синонима теории Этап индукции – восхождение от конкретного к абстрактному: абстрагирование и восхождение от конкретного к абстрактному до формулирования авторской концепции Этап дедукции – восхождение от абстрактного к конкретному: Этапы построения логической системы - определения центральных и системообразующих компонентов своей теории; ведущий подход – классификация для обобщения полученных результатов - концепция разворачивается в совокупности в несколько концептуальных положений, развивается в совокупность принципов, которые далее развиваются в структурные элементы теории; Рис. 130. Некоторые комментарии к построению логической структуры исследования

  • Слайд 7

    II. 1. 2. Эмпирический этап исследования стадии проведения эксперимента проведение опытной и (или) экспериментальной работы (использование в основном эмпирических методов-действий и методов-операций) подтверждение или опровержение предварительно сделанных теоретических построений, начиная с гипотезы Функция: Этап может не присутствовать в исследованиях по истории педагогике, методологии педагогических исследования, сравнительной педагогике Основное содержание этапа: На стадии технологической подготовки исследования: отбор нужного инструментария, подготовка эмпирического этапа Процесс реализации опытно-экспериментальной работы этапа: Определение минимального объема исследования; Определение эффективных методов и их использование; Получение эмпирических данных о фактах и процессах; Интерпретация результатов согласно выявленным критериям и методикам статистической обработки данных II. 2. Стадия оформление результатов(завершающий этап исследования) Апробация (с лат. – одобрение, утверждение) Процесс обсуждения полученных результатов сообществом ученых и коллег (в форме публичных докладов и выступлений, дискуссий, устного или письменного рецензирования). Результаты апробации помогают осмыслить результаты, учесть в будущем возникающие проблемы, устранить неточности и шероховатости при обсуждении полученных результатов Литературное оформление и публикации результатов исследования Новое знание становится только тогда становится таковым, когда оно станет общественным достоянием и будет им признано в качестве знания Формы литературных продукций: реферат, научная статья, научный отчет, научный доклад, методическое пособие, монография, тезисы докладов и выступлений. Формы устного научного сообщения: научный (проблемный) семинар, научная конференция, научный съезд, научный конгресс, симпозиум, авторские школы педагогического опыта, педагогические чтения. Рис. 131. Характеристика эмпирический этап исследования и стадии оформление результатов

  • Слайд 8

    III. Рефлексивная фаза – завершающая фаза педагогического исследования объекта деятельности –самооценка результатов На самооценку существенное влияние оказывает: Суть фазы: Осмыслить, сравнить, оценить исходный и конечный результат: субъекта деятельности, то есть себя (рефлексия) факт признания – непризнания научным или педагогическим сообществом, условием которого являются публикация результатов исследования; факт защиты диссертации (кандидатской или докторской); Индекс цитируемости; Самооценка и рефлексия пронизывают весь процесс научной работы: от замысла до публикации результатов; существенную роль играет рефлексия уже завершенной работы: что получилось и что нет, почему результаты не совпали с замыслом, какие построения оказались лишними (накопленный методологический опыт ведет к развитию исследования по развивающемусценарию) Научная (теоретическая) рефлексия – теоретический анализ, принятие ряда допущений и идеализаций, моделирование изучаемых объектов и явлений. Результатом научной рефлексии над системой научных знаний становится новая система знаний, которая является относительно истинным отражением реальных зависимостей и которая предполагает ряд допущений. Рефлексия над прежней системой знаний обеспечивает выход за ее пределы, то есть к порождению нового знания Рис. 132. Структура и функции рефлексивной фазы как завершающая фаза педагогического исследования

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке