Презентация на тему "Новый взгляд на родительские собрания"

Презентация: Новый взгляд на родительские собрания
Включить эффекты
1 из 68
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Новый взгляд на родительские собрания" по педагогике. Состоит из 68 слайдов. Размер файла 0.16 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    68
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Новый взгляд на родительские собрания
    Слайд 1

    НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

  • Слайд 2

    Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания. Известно, что групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада.

  • Слайд 3

    Обращение к истокам слова «собрание» показало, что цели его бывают разные (совещание, решение дел, беседа, увеселение – по определению В.И.Даля), но в любом случае предполагается обоюдная активность сторон. Синонимами слова «собрание» являются: собор, сходка, сходбище, скопление, стечение, скопище, съезд, свидание, наплыв, конгресс, конференция, митинг, консилиум и др.

  • Слайд 4

    К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрание и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своем выступлении слова-распоряжения, приказы, действующие раздражающе на тех, кто слушает: нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей. Такой стиль проведения собрания утратил свое значение!

  • Слайд 5

    Нельзя продолжать думать, что выступление перед родителями с докладом – хороший способ разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современному педагогу детского сада необходимо учиться : слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.

  • Слайд 6

    Новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров.

    Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными ценностями, эмоциями, обмен опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, находящийся в диалоге, не будет диктовать, навязывать свой взгляд, он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания. Он будет ориентирован на выявление интересов, чувств родителей, внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

  • Слайд 7

    Диалог порождает новый смысл собрания – собрание-встреча партнеров! Такое собрание не может быть для галочки в плане работы педагога и формальным времяпровождением для родителей. Собрания-встречи имеют ресурс стать событием для семьи и детского сада.

  • Слайд 8

    Встреча – это событие-переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это объединение равных; это признание множественности истин, это открытость целевых установок; это удивление и одобрение; это поиск ответов на вопросы; это опыт взаимодействия, это возможность критически отнестись к ситуации, к себе. Такие собрания целесообразно проводить как годовой круг родительских встреч, каждая из которых решает свои задачи и наполнена смыслом.

  • Слайд 9

    ГОДОВОЙ КРУГ СОБРАНИЙ-ВСТРЕЧ С РОДИТЕЛЯМИ

    Годовой круг собраний-встреч с родителями необходимо планировать в каждой возрастной группе дошкольной организации, важно предусмотреть круг встреч с родителями всей дошкольной организации, имеются ввиду собрания-встречи общесадовские.

  • Слайд 10

    Рассмотрим годовой круг собраний-встреч с родителями на примере вновь поступивших в детский сад детей.

    Первая встреча– установление контакта между педагогами и родителями. Результатом такой встречи может быть определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих. Роль ведущего такую встречу воспитателя группы и других педагогов, принимающих активное участие в ней на этом этапе, – корректное наблюдение за родителями, определение типа поведения родителей в коммуникации, особенностей реакции, характера вербальных и невербальных контактов. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, истории его развития, отметить целевые установки родителей и другие проявления воспитательного потенциала семьи. Родители, в свою очередь, могут оценить возможности педагогов дошкольного учреждения и, что особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контексте собраний-встреч.

  • Слайд 11

    Вторая встреча–определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей. Результатом этой встречи может стать понимание проблем и согласие решать их совместно. В ходе второй встречи родители и педагоги определяют, проясняют, обозначают проблемы на языке трудностей. Впоследствии (в период между встречами) каждая проблема индивидуально обсуждается, выдвигается гипотеза ее появления.

  • Слайд 12

    Следующее и немаловажное – принять решение работать над проблемами. Этому посвящена третья встреча.

    Третья встреча направлена на понимание ценности взаимодействия в диаде «педагог – родитель» в проблемном поле воспитания детей, принятие совместного решения действовать, не унижая достоинства ребенка и родителя. Результатом взаимодействия может стать проект сотрудничества детского сада и семьи. В проекте необходимо представить план действий, стратегию поведения, которые приведут педагогов и родителей к выходу из создавшейся ситуации. Найдя оптимальные решения, приняв их для себя, родители и педагоги могут переходить к активным действиям.

  • Слайд 13

    Четвертая встреча–установление обратной связи. Результат – высказывание своей точки зрения на содержание, формы и в целом результат взаимодействия педагогов и родителей в проблемном поле воспитания детей.

  • Слайд 14

    Название «годовой круг встреч» выбрано не случайно. Развитие ребенка идет по кругам спирали. Каждый новый круг – это встречи по поводу вхождения ребенка в мир природы, предметов, социума, его восхождения по скалистой лестнице образования, которое всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые на сложном пути развития ему помогают взрослые: родители и педагоги.

  • Слайд 15

    Признаками успешного проведения собраний-встреч являются:

    направленность встреч на помощь родителям и поддержку их в воспитании детей; искреннее выражение своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

  • Слайд 16

    способность ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; способность держать паузу; способность выдвигать гипотезы, понятно формулируя их для присутствующих на встрече; способность подвести собрание к принятию совместного решения.

  • Слайд 17

    Исходя из перечисленных признаков, ведущему собрание-встречу важно научиться:

    уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога; верить в уникальность родителей и способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы; эмоционально (словами и жестами, мимикой) поддерживать родителей; активно (по определению Ю.Б.Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка; определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке, не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах); стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

  • Слайд 18

    Ведущими собраний-встреч могут быть: воспитатель, старший воспитатель, заведующий, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед и др.

  • Слайд 19

    ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКАРОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ-ВСТРЕЧ

    Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения детей. • Здоровый ребенок. • Мир детской игры. • Социальный мир отношений. • Как общаться с ребенком? • Семейные традиции. • Эмоциональное развитие детей. • Растим детей патриотами. • Летний отдых в семье. • Ребенок и дорога. Скоро в школу. Миссия родителя. Материнство. Отцовство. Родительская мудрая любовь. Совесть рода. Ответственность за слова. Добромыслие. Роскошь общения детей и родителей. Нежность в семье. Родительское сердце. Постижение красоты.

  • Слайд 20

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОБРАНИЙ-ВСТРЕЧ

    Собрания-встречи могут проходить в разных формах и носить интригующие названия (дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи отцов, встречи мам, семейные гостиные, диспуты и т.д.). Информацию для собраний-встреч необходимо отбирать в логике заявленной темы, продумывая способы ее подачи. (Это важно, поскольку «на слух» воспринимается лишь 25% информации!)

  • Слайд 21

    За несколько дней до встречи (не менее недели), родителям предлагается обратить внимание на объявление, в котором указывается тема и форма собрания. Цель встречи формулируется так, чтобы родители понимали значимость и важность этого события. В объявлении указывается время, место, регламент собрания-встречи. Важно приготовить индивидуальные приглашения, украшенные с помощью детей. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа.

  • Слайд 22

    В приемной комнате и других помещениях, в которых ежедневно бывают родители, а также для самого собрания необходимо подготовить наглядный материал: оформить в соответствии с темой витрины, уголки для родителей, организовать выставку продуктов детской деятельности, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольника (в том числе в электронном виде), видеоматериалы. Важно продумать время начала собрания и регламент (не дольше полутора часов), о чем сообщается родителям в начале встречи, место проведения и расположение родителей. Диалогу способствует размещение родителей за столами, поставленными в круг либо полукругом.

  • Слайд 23

    Собрания-встречи можно проводить в методическом кабинете, музыкальном зале, спортивном зале, экологической студии и других помещениях. Раздвигая границы восприятия детского сада, воспитатели и специалисты помогают родителям понять значение этих помещений для организации педагогического процесса.

  • Слайд 24

    С родителями необходимо поговорить о том, где будут находиться дети в момент собрания-встречи. Если у родителей нет возможности оставить их дома, воспитатель совместно с администрацией детского сада решает вопрос занятости детей и их питания на этот вечер. Важно не забыть и о том, что большинство родителей приходят на собрание после работы, поэтому целесообразно предложить в начале встречи чай, конфеты, печенье. Необходимо также продумать место временной раздевалки для родителей, заранее предупредив их о сменной обуви. В течение встречи важно соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.

  • Слайд 25

    Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время.

    Цените и уважайте свое время и время ваших коллег-родителей!) Если какой-то вопрос останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу либо обсудить его в формате консультации, тренинга, другой формы. Необходимо использовать подобные ситуации или специально создавать их и держать интригу для дальнейших встреч.

  • Слайд 26

    Собрание-встреча принесёт родителям и воспитателям новое знание о себе и о другом, если в нем примет участие педагог-психолог, владеющий следующими методами взаимодействия с родителями:

    Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющий выявить индивидуальные стереотипы в воспитании. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

  • Слайд 27

    Метод видеокоррекции, суть которого состоит в проигрывании заданий, при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребёнка, которая затем просматривается и анализируется.

  • Слайд 28

    Метод игры, который помогает моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребёнок – педагог – родитель». Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий. После выполнения задания проводится самоанализ и анализ.

  • Слайд 29

    Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребёнка, разрешение проблемных ситуаций, помогает прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

  • Слайд 30

    Метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребёнка.

  • Слайд 31

    Воспитатели нередко переживают по поводу того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до того, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке), ее необходимо повторять. Именно при повторе создаётся ее избыточность, то есть гарантированная полнота восприятия.

  • Слайд 32

    Какие же функции должно выполнять родительское собрание-встреча?

    1 Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОО, с примерными образовательными программами, их целями и задачами. 2.Психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.

  • Слайд 33

    3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (праздники, конкурсы, экскурсии, походы и т.п.). 4. Совместное решение организационных вопросов (организация развивающей среды группы, прогулочного участка, со-вместного праздника, ремонта группы и другое). 5. Переживание, проживание нескольких часов вместе, полезных часов действия; это объединение равных; это признание множественности истин, это открытость целевых установок; это удивление и одобрение; это поиск ответов на вопросы; это опыт взаимодействия, это возможность критически отнестись к ситуации, к себе.

  • Слайд 34

    6. Согласование, координация, интеграция усилий дошкольной организации и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребёнка. 7. Повышение педагогической культуры родителей. 8. Сплочение родительского коллектива.

  • Слайд 35

    9. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей. 10. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания. 11. Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери. 12.Подведениеитогов совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.

  • Слайд 36

    Подготовка и проведение собрания-встречи.С чего начинается подготовка к родительскому собранию-встрече?

    1. Определение темы-проблемы. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Много тем можно почерпнуть из социально-педагогической диагностики семей Вашей группы, то проблемное поле, которое покажет диагностика семей, может стать кругом тем собраний-встреч на год, а может быть, и весь период пребывания дошкольника в детском саду.

  • Слайд 37

    2. Следующий шаг – это определение цели-результата собрания. Организующим собрание-встречунеобходимознать: зачем Вы проводите эту встречу? что будет являться главным,ведущим в Вашем общении? каких результатов в общении Вы хотите достичь? к каким выводам Вы будете устремлять участников собрания встречи? Цель-результат – это предполагаемый прогноз итога собрания-встречи.

  • Слайд 38

    3. Содержание собрания-встречи необходимо выстраивать в логике проблемного поля, поставленного в целевой части. 4. Далее следует определить форму проведения собрания-встречи. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.

  • Слайд 39

    5. Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания-встречи, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, книги, дидактические пособия, результаты продуктивной деятельности детей.

  • Слайд 40

    Важно установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно. Такое оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения собрания-встречи.

  • Слайд 41

    6. Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание, – педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом, медицинскими работниками, поварами. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

  • Слайд 42

    7.Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь чёткийплан проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.

  • Слайд 43

    8. Воспитателю необходимо помнить, что родительское собрание-встреча, на котором происходит личная встреча с родителями его воспитанников, – важное средство формирования мнения пап и мам о дошкольной организации.

  • Слайд 44

    Методы проведения родительского собрания-встречи

    Выбор вида и формы, методы проведения родительского собрания-встречи зависят от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвящённые, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психо-лого- педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения родителей и детей), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам в воспитании ребёнка.

  • Слайд 45

    Рассмотрим некоторые из методов подробно:

    1. Выбери дистанцию. Ход. Педагог объявляет какой-нибудь предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем педагог предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Затем каждый из родителей одним предложением объясняет выбранное им расстояние.

  • Слайд 46

    Комментарий. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей. Также он даёт возможность высказаться по теме встречи тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удаётся) выразить словами своё отношение к чему-либо. Важно знать, что некоторыми родителями этот метод может рассматриваться как детская забава. Пример. Встреча на тему «Игры в семье». В центре аудитории лежит детская настольно-печатная игра. Родители становятся вокруг игры на различном от нее расстоянии согласно своему отношению к данной игре.

  • Слайд 47

    Примерные высказывания родителей: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».

  • Слайд 48

    Использование игровых ситуаций

    Автопортрет. Воспитатель предлагает родителям создать свой автопортрет и представить его всем присутствующим. Портрет можно нарисовать. Родители могут выбрать несколько предметов, которые представляют их как личность, как специалистов, и с их помощью представить себя окружающим.

  • Слайд 49

    Кто он? Воспитатель предлагает описать внешность, особые приметы какого-либо человека, не называя его имени. Работа ведётся в группах или в парах. Каждая группа выбирает участника, описывает его, а все остальные угадывают, кто это. Победит та группа, которая больше всех угадает представленных участников.

  • Слайд 50

    Три предмета. Каждый из участников должен положить на стол три предмета, которые есть у него под рукой или в сумке. Его сосед, глядя на эти предметы, должен определить склонности и интересы их владельца.

  • Слайд 51

    Самореклама. Каждый из участников должен каким-либо образом заявить о себе. Это может быть «объявление в газете» (несколько строчек) или «реклама на радио, телевидении». В «рекламе» или «объявлении» необходимо указать главную цель сообщения.

  • Слайд 52

    Фантастическая автобиография. Участникам предлагается придумать себе необычайную автобиографию (можно «жить» в другой стране, другом измерении, на другой планете и т. д.). Стул для вопросов. Один из участников родительского собрания садится на стул в центре комнаты. Остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает воспитатель. Участнику необходимо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот, чей вопрос был последним.

  • Слайд 53

    Игры для первого родительского собрания-встречи

    На первом родительском собрании воспитатель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. И в этом случае можно использовать игру, например, одну из приведённых ниже. Бинго. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.

  • Слайд 54

    Предмет моего детства. На столе раскладывают различные предметы. Это может быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни

  • Слайд 55

    Приемы для активизации участников собрания-встречи

    «Дерево проблем». Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании-встрече. До собрания родителям выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета родители пишут проблемы в воспитании детей. Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чем причина проблемы, по их мнению. И снова прикрепляют к дереву.

  • Слайд 56

    Правила поведения ведущего на родительском собрании-встрече

    1. Ведущему необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями. 2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним. 3. Постарайтесь понять родителей, правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у дошкольной организации и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  • Слайд 57

    4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех воспитанников ушли с собрания с верой в своего ребёнка. 5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других специалистов дошкольной организации.

  • Слайд 58

    Роль ведущего на родительском собрании-встрече

    Какие роли реализует ведущий во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, ведущий выступает в роли информатора. Казалось бы, роль для воспитателя или другого специалиста дошкольной организации привычная.

  • Слайд 59

    Но это только на первый взгляд. Образовывать и информировать – задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто ведущий (если это педагог), сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно еевоспринять, он начинает воздействовать с ее помощью, то есть учить родителей

  • Слайд 60

    В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей. Главная задача любого информатора–сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

  • Слайд 61

    В контексте собрания-встречи необходимо рассматривать роль фасилитатора. В самом примитивном толковании фасилитатор – это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи, для того чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Ведущий-фасилитаторна родительском собрании-встрече организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора ведущий не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

  • Слайд 62

    Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и чётким по содержанию.

    Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения Вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и чётко даже на фоне вполне понятного волнения. Правильно представьтесь (если это первая встреча).

  • Слайд 63

    Коротко, но подчеркните те стороны Вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу Вашего авторитета и значимости в глазах родителей. Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят Вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость Вашей информации в глазах слушателей. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный Вами способ не напоминал урок.

  • Слайд 64

    Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте... Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, предупредите, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или, наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать Вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе Вашего монолога, ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

  • Слайд 65

    Замечательно, если после изложения всех организационных моментов Вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включённой, раскрепощённой. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни детей, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

  • Слайд 66

    Как и где стоять во время своего монолога? Если помещение небольшое или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случае не за столом! Соотносите голос с размерами сообщения. Следите за невербальной информацией, которую Вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

  • Слайд 67

    Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам. Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец Вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону

  • Слайд 68

    Чётко определите тему и придерживайтесь ее. Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и чётко. После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определённых решений.  

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке