Презентация на тему "Антропонимия фамилий учащихся МОУ «Новоалександровская СОШ»"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа, выполненная ученицей старших классов и посвященная изучению происхождения фамилий одноклассников. Автор рассказывает об основных группах происхождения русских фамилий, анализируя имеющиеся для изучения.

Краткое содержание

  • Что такое фамилия
  • Антропонимика
  • Практическая значимость проведенных исследований
  • 5 основных путей образования фамилий
  • Результаты опроса учащихся школы
  • Результаты исследования

Содержание

  • Слайд 1

     

    Антропонимия фамилий учащихся МОУ «Новоалександровская СОШ»

    Выполнила: Подъячева Анастасия Валерьевна, ученица 10 класса МОУ «Новоалександровской СОШ» Бузулукского района Оренбургской области

    Руководитель: Горбачева Т.Н., учитель русского языка и литературы, 1 КК

    Научный консультант: Кусжанова Г. Ж., руководитель очно-заочной школы «Институт юного исследователя» ГУДОД «Областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения»

    Оренбург, 2011

  • Слайд 2

     

    Кем был твой прадед на Руси

    Свою фамилию спроси.

    Г. Граубин

    Фамилия –наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени

    (Ожегов С.И.)

    Антропонимика - раздел ономастики, изучающий фамилии людей, происхождение, изменение их, социальное функционирование - антропонимика(от греч. anthropos - человек и ónyma – имя).

    (Лингвистический энциклопедический словарь)

  • Слайд 3

     

    Зная истоки возникновения своей фамилии, можно определить исторические корни своего рода.

    Актуальность темы:

  • Слайд 4

     

    исследовать происхождение фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

    Цель работы:

  • Слайд 5

     

    Задачи исследования:

    1) Изучить литературу по теме «Антропонимика фамилий», выбрать методику классификации фамилий.

    2) Составить список основных фамилий и выявить историю их происхождения, опираясь на выбранную классификацию.

    3) Опубликовать в областной периодической печати статью по результатам исследовательской работы .

  • Слайд 6

     

    Объект исследования - антропонимика.

    Предмет исследования -фамилии учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровская СОШ»

  • Слайд 7

     

    Новизна работы заключается в том, что вопросами изучения происхождения фамилий учащихся школы никто до сих пор не занимался.

    Практическая значимость проведенных исследований обусловлена тем, что изучение происхождений фамилий позволит привлечь внимание учащихся школы и их родителей к вопросу истории своей семьи, рода, края.

  • Слайд 8

     

    5 основных путей образования фамилий

    1. Фамилии, образованные от крестильных христианских имен.

    2.Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские.

    3.Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков .

    4. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков .

    5. Фамилии, принадлежавшие духовенству.

    (классификация М.В. Горбаневского)

  • Слайд 9

     

    М.В. Горбаневский в качестве критерия, позволяющего определить национальную отличительность фамилии считал критерий суффиксальный. Так, к русскому относятся фамилии, имеющие в своем составе следующие суффиксы: -ов(-ев), -ин, (-ын), -ский (-цкий), -ской (-цкой), -ой, -ово (-ого, -ага), -ых (-их).

  • Слайд 10

     

    С целью исследования истории фамилий, существующих в Новоалександровской школе, для установления их особенностей, были осуществлены практические исследования:

    1. Разработана анкета.

    2. Проведено анкетирование учащихся школы.

    3. Проведен анализ фамилий школьников на предмет источника происхождения.

    4. Создан антропонимический словарь фамилий учащихся школы

    Из 100 фамилий списочного состава школьников 17 фамилий повторяются: 15 по 2 раза, 1 фамилия – по 3 раза, так как учащиеся состоят в родственных связях.

  • Слайд 11

     

    Результаты опроса учащихся школы.

  • Слайд 12

     

  • Слайд 13

     

  • Слайд 14

     

    1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен – 31 %:

    Николаева – от греч. имени Николай, сын Николая

    Спиридонов – от канонического др-церк. имени Спиридон. Родственная фамилия - Свиридова

    Климов – от повседневной краткой формы Клим из канонического мужского личного имени Климентий, полную форму которого употребляли редко

    Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

  • Слайд 15

     

    2 группа. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские, пришедшие из языческих времен или образованные от прозвищ– 37 %.

    Беляев - от нецерковного имени Беляй. Это имя могло указывать на светлый цвет лица, волос.

    Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

  • Слайд 16

     

    3 группа. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался – 12 %.

    Бочаров - от «бочар» - обручник. Бондарь, делающий бочки и другую вязаную посуду.

    Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

    Кузнецов– от наименования отца по занятию. Так как кузнец был необходимым человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно.

  • Слайд 17

     

    4группа. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков – 9 %.

    Саратова - прибывшие из Саратовской губернии.

    Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

  • Слайд 18

     

    5 группа. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству – 2 %

    Пономарев (от пономарь) – низший чин православной церкви, не посвященный в сан, иначе «псаломщик».

    Антропонимика фамилий учащихся 5-11 классов МОУ «Новоалександровской СОШ»

  • Слайд 19

     

    Результаты исследования

  • Слайд 20

     

    В ходе данного теоретического исследования нами было установлено, что:

    • русские фамилии прошли недлительный период развития и становления;
    • в антропонимическом фонде русского языка существуют фамилии, образованные от церковных имен, служивших отчествами, прозвищ, рода деятельности предка, места рождения;
    • присвоение фамилий человеку во время проведения первой переписи населения носило стихийный характер.

  • Слайд 21

     

    Проведенная практическая работа по исследованию способов образования фамилий учащихся школы показала, что большинство из них произошли от прозвищ и мирских имен по линии отца, а также от имен церковного происхождения; наименьшую группу составили фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков, и фамилии, иноязычного происхождения, значение которых трудно определить без знания другого языка.

  • Слайд 22

     

    Работа по этой теме может быть продолжена, дополнена новыми данными. Изучив архивные данные заселения Бузулукского района, в частности села Новоалександровка, можно выявить его коренных жителей, типичные фамилии, определить коренное местожительство рода, найти свои исторические корни.

  • Слайд 23

     

    Благодарим за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд