Презентация на тему "Информационно – образовательная среда вуза"

Презентация: Информационно – образовательная среда вуза
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "Информационно – образовательная среда вуза". Содержит 48 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2019 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Информационно – образовательная среда вуза
    Слайд 1

    Информационно – образовательная среда вуза

    Юрова М.С. Студентка 1 курса магистратуры НЯО

  • Слайд 2

    Три подхода к трактовке понятия «Информационно-образовательная среда»

  • Слайд 3

    Первый подход

    ИОС – системно организованная совокупностьинформационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектомобразовательного пространства.

  • Слайд 4

    Второй подход

    ИОС – это единое информационно- образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

  • Слайд 5

    Третий подход

    Иос – это совокупность взаимосвязанных подсистем, целенаправленно обеспечивающих педагогический процесс (например, информационная, техническая, дидактическая, методическая).

  • Слайд 6

    ИОС - созданная на базе высокотехнологических средств информатизации, составная часть среды процесса обучения в вузе.

  • Слайд 7

    Три типа информационно образовательных сред

  • Слайд 8

    Первый тип ориентированный на представление знаний

    Первое понимание ИОС связано с аппаратно-программной моделью изучаемой области знания, в которую встраивается определенная методика обучения. В создании сред активно используется когнитивный подход, в основе которого лежит опора на внутреннюю структуру человеческого знания, на системно - структурные свойства изучаемой учебной дисциплины. Такие среды устанавливаются как на локальном компьютере, так и в сетевой среде. Среды первого типа могут быть как «открытыми», например, когда программные оболочки позволяют педагогу заменить или внести новое содержание, так и «закрытыми». Внешние информационные ресурсы (распределенные базы данных, виртуальные библиотеки, электронные учебные пособия и пр.) включаются в процесс обучения, но используются, как правило, в организационном контексте, как дополнение к содержанию основного курса по той или иной области знаний.

  • Слайд 9

    Второй типориентированный на самостоятельную деятельность по приобретению знаний

    Для второго типа характерно убеждение, что обучение является органичной производной структуры взаимодействия, поэтому упор делается на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Истоки такого подхода раскрыты в теориях Л.С. Выготского и его последователей. Они рассматривают обучение как активный процесс, в котором обучающийся играет роль «конструктора» знаний, а процесс«конструирования» знаний базируется на его текущих и прошлых знаниях. В большинстве зарубежных исследований на протяжении последних двух десятилетий информационно-образовательные среды рассматриваются с позиций их деятельного и конструктивного характера. Такое понимание среды базируется на концепции самостоятельного обретения знаний в процессе решения педагогических задач, разработанных в рамках конструктивной когнитологии. Согласно данному взгляду обучение в ИОС является активным процессом, направленным на извлечение, конструирование знания, а не просто на его воспроизведение. Обучение в такой трактовке выполняет роль поддержки конструктивных усилий обучающегося по самостоятельному освоению знаний, умений и навыков

  • Слайд 10

    Третий типсмешанный

    среды, представляющие собой источник учебно-методического знания в конкретной области и одновременно высокоструктурированную среду для организации различных форм самостоятельной работы.

  • Слайд 11

    Задачи построения ИОС вуза

    1. Совершенствование дидактической теории и практики применительно к резко изменяющимся социально-экономическим условиям. 2. Реализация дидактических возможностей инновационных технологий, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу педагога и студентов. 3. Интеграция различных форм и стратеги освоения знаний по учебной дисциплине, направленных на развитие целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

  • Слайд 12

    ИОС - основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Любая ИОС характеризуется образовательными ресурсами. Под ними понимают различного вида содержательную учебную информацию (дидактическая, методическая, справочная, нормативная, организационная и др.), необходимую для эффективного управления педагогическим процессом с гарантированным качеством подготовки специалиста в учебное и внеучебное время. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения по отдельным курсам или циклам курсов (конспекты, учебники, учебные пособия, задачники, тренажеры, тесты, контрольные задания, глоссарии, справочная и дополнительная литература и др.)

  • Слайд 13

    Функциидидактического обеспечения процесса дистанционного обучения

    организационная обучающая контролирующая корректирующая коммуникативная рефлексивная прогностическая

  • Слайд 14

    Структура дидактического обеспечения ИОС вуза

    Разработка дидактического обеспечения информатизации образования ИСПОЛНИТЕЛИ Отдельные разработчики Педагоги по своим предметным областям знаний Образовательные учреждения Отдельные фирмы, обеспечивающие образовательные запросы Команда разработчиков Объединение нескольких вузов Группы команд разработчиков Компетентный специалист

  • Слайд 15

    Структура ИОС вуза

    Дидактическое обеспечение по отдельным курсам или циклам курсов (конспекты, учебники, учебные пособия, задачники, тренажеры, тесты, контрольные задания, глоссарии, справочная и дополнительная литература и др.) Электронная библиотека (книги, журналы, справочники, статьи и др.) Субъекты процесса обучения (педагоги, обучающиеся и др.) Компьютерная поддержка (CD-ROMы, файлы различного вида и назначения программ и др.) Техническое и программное обеспечение

  • Слайд 16

    Принципы построения ИОС в вузе:

    1. Многокомпонентность - информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой. 2. Интегральность - информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания. 3. Распределенность - информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности. 4. Адаптивность - информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества. 5. Целостность - внутреннее единство, относительная автономность, независимость от окружающей среды.   6. Технологичность - легко поддающийся обработке, позволяющий использовать в процессе производства наиболее экономичные технологические процессы.  

  • Слайд 17

    Рекомендациями по анализу состава ИОС образовательного учреждения

  • Слайд 18

    ИОС условие реализации ООП ООО

    Управленческий компонент Технико – технологический компонент Информационно – содержательный компонент Организационно – коммуникативный компонент Кадровый компонент

  • Слайд 19

    Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Результатом реализации данных требований должно быть создание образовательной среды:      обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; арантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

  • Слайд 20

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализацииосновной образовательной программы основного общего образования Обновление санитарных норм и правил организации обучения в общеобразовательных учреждениях Гигиенические требования к помещениям с использованием персональных компьютеров Требования к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся в общеобразовательных учреждениях

  • Слайд 21

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образованиядолжны обеспечивать:

     преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;         учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;   формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

  • Слайд 22

    Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ООО также должны обеспечивать:

    вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциацию и индивидуализацию обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детских объединений, ученического самоуправления); диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);          вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактику, диагностику, консультирование, коррекционную работу, развивающую работу, просвещение, экспертизу).

  • Слайд 23

    Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования

    Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:        комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ оборудование;  коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

  • Слайд 24

    Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

    информационно-методическую поддержку образовательного  процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  • Слайд 25

    Эффективное использование ИОС предполагает: компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ; наличие служб поддержки применения ИКТ; Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

  • Слайд 26

    Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализацииосновной образовательной программы основного общего образования

    характеристики оснащения: информационно-библиотечного центра; читального зала;  учебных кабинетов и лабораторий;  административных помещений; школьного сервера; школьного сайта; внутренней (локальной) сети;  внешней (в том числе глобальной) сети.

  • Слайд 27

    Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с: реализацией основной образовательной программы; достижением планируемых результатов; организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

  • Слайд 28

    Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

    информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета); укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсамипо всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой наличие в образовательном учреждении, интерактивного электронного контента (информационного наполнения) по всем учебным предметам.

  • Слайд 29

    Фонд дополнительной литературы должен включать:

    отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания;  собрание словарей;  литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

  • Слайд 30

    Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолиопедагога и пополняют ресурсы ИОС.

  • Слайд 31

    Обновление санитарных норм и правил организации обучения в общеобразовательных учреждениях

    С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни. В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. Данные санитарно-эпидемиологические правила являются обязательными для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией школ, воспитанием и обучением школьников.

  • Слайд 32

    Гигиенические требования к помещениям с использованием персональных компьютеров

    Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана (оборудование должно отвечать гигиеническим требованиям) необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

  • Слайд 33

    Требования к освещению

    В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300 – 500 лк; в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк;  в кабинетах информатики на столах – 300 – 500 лк; на классной доске – 300 – 500 лк; в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк; в рекреациях (на полу) – 150 лк.

  • Слайд 34

    Эксплуатация компьютеров в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

  • Слайд 35

    Требования к помещению

    Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2. При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося). Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

  • Слайд 36

    ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ С ПЭВМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:  две раздельные поверхности:одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 – 760 мм и вторая – для клавиатурыс плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 – 15 градусов); ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;   опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног; отсутствие ящиков; увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.  При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5 градусов, допустимое ± 10 градусов .               

  • Слайд 37

    Требования к оборудованию школьной библиотеки (медиатеки)

    В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения. Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося. При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, которые были рассмотрены выше.

  • Слайд 38

    Рекомендациями по анализу состава ИОС образовательного учреждения. Сопоставление их с ФГОС

  • Слайд 39

    Псковский государственный педагогический университет им. С.М.Кирова,Самарский государственный университет сравнение контентов.

  • Слайд 40

    Библиотечные фонды вуза

  • Слайд 41

    Интернет-ресурсы

  • Слайд 42

    Факультетские (кафедральные) фонды (программы, учебно-методические разработки, учебные пособия и др.)

  • Слайд 43

    Электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, образцы выполнения проектов

  • Слайд 44
  • Слайд 45

    Учебно-методические комплексы

  • Слайд 46

    Разработка и внедрение инновационных технологий обучения

  • Слайд 47

    Организация научно-исследовательской работы студентов, участия их в научно-практических конференциях

  • Слайд 48

    Автоматизированная система контроля знаний

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке