Презентация на тему "Медико-профилактический факультет. 3 курс.ОБЩАЯ ГИГИЕНА"

Презентация: Медико-профилактический факультет. 3 курс.ОБЩАЯ ГИГИЕНА
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Медико-профилактический факультет. 3 курс.ОБЩАЯ ГИГИЕНА". Презентация состоит из 54 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 6.79 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    54
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Медико-профилактический факультет. 3 курс.ОБЩАЯ ГИГИЕНА
    Слайд 1

    Медико-профилактический факультет. 3 курс.ОБЩАЯ ГИГИЕНА

    Автор: Ж.В. Гудинова 1 ЛЕКЦИЯ 1 Тема: Введение в гигиену.

  • Слайд 2

    Название кафедры:

    Автор: Ж.В. Гудинова 2 Кафедра общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Месторасположение: Пр. Мира, 9, 1-й этаж, левое крыло. Для справок: каб. 25

  • Слайд 3

    Лектор:

    Автор: Ж.В. Гудинова 3 Заведующая кафедрой профессор, доктор медицинских наук Гудинова Жанна Владимировна

  • Слайд 4

    Аттестация студентов 3 курса медико-профилактического факультета:

    Автор: Ж.В. Гудинова 4 Экзамен летом(VI семестр) Возможна автоматическая сдача экзамена по итогам обучения в учебном году для успевающих студентов – исключаются пропуски без уважительных причин, двойки, учитывается успеваемость (средний балл) Лекции, практические и семинарские занятия проводятся на кафедре и в Центре гигиены и эпидемиологии, Серьезная самостоятельная работа – при подготовке к каждому занятию Отработки пропусков по уважительной причине проводятся по графику кафедры и на итоговом занятии, двойки не отрабатываются Приветствуется научная работа студентов, активно работает студенческий научный кружок кафедры

  • Слайд 5

    План лекции:

    Автор: Ж.В. Гудинова 5

  • Слайд 6

    ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:

    6 получить представление об основах гигиены, ее роли в формировании здоровья населения, о истории ее формирования, о месте гигиены в системе медицинского образования

  • Слайд 7

    1. Предмет, содержание и задачи гигиены

    Автор: Ж.В. Гудинова 7

  • Слайд 8

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Автор: Ж.В. Гудинова 8 Медицина – система наук и практическая деятельность, направленная на сохранение здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезни

  • Слайд 9

    Разделы медицины

    Автор: Ж.В. Гудинова 9 Клиническая Экспериментальная Профилактическая Гигиена - основа профилактической медицины

  • Слайд 10

    Определения

    Автор: Ж.В. Гудинова 10 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека с целью сохранения его здоровья Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей (ВАК) Санитария - практическое применение положений, разработанных гигиенической наукой

  • Слайд 11

    Цельгигиены и главный критерий ее эффективности как науки и практики – здоровье общества.Объект гигиены– человек в реальных условиях среды (а не средовые факторы). Предмет гигиены– закономерности формирования здоровья в системе«организм – среда» на уровне индивидуума и популяции.

    Автор: Ж.В. Гудинова 11

  • Слайд 12

    Задачи гигиены:

    Автор: Ж.В. Гудинова 12 Изучение и оценка здоровья населения Изучение факторов среды обитания. Выявление причинно-следственных связей в системе «здоровье – среда», прогнозирование. Разработка научных основ и реализация практических мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Слайд 13

    2. История развития гигиены

    Автор: Ж.В. Гудинова 13

  • Слайд 14

    Этапы развития гигиены:

    Автор: Ж.В. Гудинова 14 Этап эмпирический Оформление гигиены как науки. XVIII–XIX вв. Оформление практической службы санитарии. Дифференциация гигиены. ХХвек. Современный этап (с 2003 года)

  • Слайд 15

    Библия, Ветхий завет

    Автор: Ж.В. Гудинова 15 Обязанности санитарного надзора были возложены на священников, совмещавших в себе таким образом звание жреца, врача-диагноста и чиновника-санитара Охрана от загрязнений почвы, колодезной воды О необходимости отдыха «Помни день субботний» - зачатки регулирования рабочего времени Борьба с эпидемиями - очень строгие меры карантина и дезинфекции очагов Семейные предписания относительно супружеских обязанностей, женитьбы на родственниках и проч. Благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Этап I

  • Слайд 16

    Древняя Греция.

    Автор: Ж.В. Гудинова 16 Гигея – древнегреческая богиня здоровья, дочь Эскулапа, бога врачевания Трактаты Гиппократа считаются первыми научными трудами по гигиене и содержит систематическое изучение внешних условий: воздуха, воды климата с точки зрения их влияния на здоровье. Аристотель Платон Этап I Скульптура в Музее г. Прага (Чехия)

  • Слайд 17

    Древний Рим

    Автор: Ж.В. Гудинова 17 Нормирование высоты домов и ширина улиц (строительный устав Нерона) Надзор за чистотой улиц, продажей съестных припасов. Водопровод – до 88 ведер в сутки (!) Канализация Зачатки военной гигиены Постепенное превращение римской медицины из предупредительной в лечебную Этап I

  • Слайд 18

    Средние века в Европе

    в Европе в это время из-за религиозного фанатизма, недостатка общей культуры населения, бедности произошел упадок гигиены, знания древних были забыты улицы европейских городов напоминали сточные канавы личная гигиена не только не была необходимостью, но иногда почиталась за грех эпидемии уносили тысячи жизней средняя продолжительность жизни была крайне низка – около 30-40 лет Автор: Ж.В. Гудинова 18 Этап I

  • Слайд 19

    Средние века в России и на Востоке

    В то же время в России гигиенические навыки среди населения были весьма распространены: обязательная ежедневная баня, умывание, чистая одежда. Великий Новгород в XI веке был одним из самых цивилизованных городов – оборудован канализацией, вымощен каменными мостовыми. На Руси были разработаны документы, оговаривающие быт населения – Домострой, Азбуковники (XVII век); они включали в том числе сведения гигиены Автор: Ж.В. Гудинова 19 Этап I На Востоке гигиенические процедуры были обязательны при отправлении религиозных культов (например, омовения перед молитвой в исламе), для поддержания чистоты и отдыха тела и души (турецкая, японская бани) и др.

  • Слайд 20

    Автор: Ж.В. Гудинова 20 Возрождение общественной гигиены в Европе произошло в конце XVI – XVII веках: началось развитие эпидемиологии, прививочного дела, медицинской географии, медико-санитарной статистики

  • Слайд 21

    Оформление гигиены как науки (XVIII–XIX вв.)

    Автор: Ж.В. Гудинова 21 Развитие экспериментальной гигиены (Макс фон Петтенкоффер) Систематизация гигиенических знаний с последующей разработкой основ гигиены Усиление общественной значимости гигиены и санитарии (Ломоносов, Радищев, Белинский, Добролюбов, Писарев, Гундобин) Понимание роли гигиены ведущими клиницистами – хирургами, терапевтами (Боткин, Захарьин, Пирогов, Мудров) Усиление международных связей (Эрисман, Хлопин и др.) Организация первых в России санитарных учреждений – санитарных станций в Москве и Санкт-Петербурге. Этап II

  • Слайд 22

    3. Дифференциация гигиены в ХХ веке, основные разделы гигиены.

    Автор: Ж.В. Гудинова 22

  • Слайд 23

    Советский этап развития гигиены:

    Автор: Ж.В. Гудинова 23 Гигиена получила необычайное развитие как наука и практика, получив поддержку государства Произошла значительная дифференциация гигиены (разделение по отдельным дисциплинам) Как следствие - существенное улучшение здоровья советского населения, рост средней продолжительности жизни ВОЗ: в 1977 году советская система медицинского обеспечения населения признана лучшей в мире Этап III

  • Слайд 24

    Н.И. Пирогов, великий русский хирург:

    «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, ИДЯ РУКА ОБ РУКУ С ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ, принесет несомненную пользу человечеству» Автор: Ж.В. Гудинова 24

  • Слайд 25

    25 Этап III

  • Слайд 26

    26 Этап III

  • Слайд 27

    Современный этап развития гигиены и санитарии

    Автор: Ж.В. Гудинова 27 Начался в первые годы XXI века в процессе реорганизации всех федеральных служб и ведомств в 2003 г. Значительные преобразования службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора с изменением статуса санитарного врача на статус государственного служащего, специалиста по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения Этап IV

  • Слайд 28

    6. Место гигиены в системе медицинского образования

    Автор: Ж.В. Гудинова 28

  • Слайд 29

    Автор: Ж.В. Гудинова 29 Гигиена – это:

  • Слайд 30

    Гигиена имеет обширные связи с другими науками – медицинскими и немедицинскими – вследствие самого определения гигиены как науки, вследствие ее задач. Действительно, мало того, что гигиенист должен знать природу человека, всесторонне оценивать его здоровье и патологию. Гигиенист изучает ВСЕ факторы среды обитания, ВСЕ их многообразное влияние на человека и популяцию. В этом многообразии состоит основная трудность гигиены как науки и практики. Гигиенист должен быть разносторонне образованным человеком, иметь широкий круг интересов. Автор: Ж.В. Гудинова 30

  • Слайд 31

    Факторы среды обитания – это:

    биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. (Определение ФЗ № 52) Автор: Ж.В. Гудинова 31

  • Слайд 32

    Автор: Ж.В. Гудинова 32 Философия Биология Физика Анатомия Химия Клиника Физиология Математика Архитектура Техника Психология Социология Информатика ОСНОВНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГИГИЕНЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Гигиена

  • Слайд 33

    5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Автор: Ж.В. Гудинова 33

  • Слайд 34

    Автор: Ж.В. Гудинова 34 или РОСПОТРЕБНАДЗОР Это современное название службы, которая ранее называлась СЭС, санэпидстанция, госсанэпиднадзор. В такой форме служба существует с 2004 года.

  • Слайд 35

    Юридические основы работы службы:

    1. КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 год, № 52-ФЗ) 3. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (2004 год, № 154) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (2004 год, № 322) Автор: Ж.В. Гудинова 35

  • Слайд 36

    Сайт Федеральной службы (г. Москва) http://rospotrebnadzor.ru Сайт Управления ФС по Омской области (г. Омск) http://55.rospotrebnadzor.ru Автор: Ж.В. Гудинова 36

  • Слайд 37

    Основные задачи службы

    организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения Автор: Ж.В. Гудинова 37

  • Слайд 38

    Управления в субъектах Российской Федерации ФБУЗ Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации Территориальные отделы Ф и л и а л ы Научно исследовательские институты Противочумные станции Дезинфекционные организации Прочие организации 38 Автор: Ж.В. Гудинова СТРУКТУРА СЛУЖБЫ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

  • Слайд 39

    Эмблема Роспотребнадзора Форма сотрудников Роспотребнадзора Автор: Ж.В. Гудинова 39

  • Слайд 40

    Руководитель Роспотребнадзора РФ - Г.Г. Онищенко (фото из Internet) Автор: Ж.В. Гудинова 40

  • Слайд 41

    6. История кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии

    91 год:1921-2012 гг.

  • Слайд 42

    Кафедра общей гигиены была создана в 1921 году – в год основания академии. Первые годы базой кафедры общей гигиены была санитарно-диагностическая лаборатория Губздрава, которая имела небольшую площадь (25 кв.м) В 1928 г. кафедра переехала вместе с лабораторией в другое здание в 1941 г. - в главный корпус медицинского института, где размещалась до 1961 г. В 1961 г. было закончено строительство санитарно-гигиенического корпуса, и кафедра перебазировалась в него, получив достаточную площадь.

  • Слайд 43

    4 июля 1921 года по конкурсу был избран первый заведующий кафедры – профессор Гречищев Ксенофонт Михайлович (1921 – 1940 гг.), один из основателей Омского медицинского института, организатор первых в России курсов по подготовке санитарных врачей на базе кафедры (1925 г).

  • Слайд 44

    Гречищев Ксенофонт Михайлович

    22 мая 1935 г. ему была присвоена степень доктора медицины без защиты диссертации, причем в протоколе квалификационной комиссии было записано «является одним из самых крупных научных работников в своей области не только для Омска и Сибири. Его научно-практическая деятельность широко известна и высоко оценивается гигиенистами Союза». Автор более 150 научных работ по вопросам гигиены, организации здравоохранения и краевой эпидемиологии. Основная часть его работ посвящена вопросам коммунальной гигиены городов Западной Сибири. Он также занимался изучением условий труда, быта и заболеваемости рабочих.

  • Слайд 45

    За заслуги К.М. Гречищев был премирован исполнительной властью Омска квартирой в доме по ул. Ленина, 17, в которую так и не переехал, т.к. после необоснованного ареста и содержания под стражей с 8 сентября 1938 г. по 11 августа 1939г. и последующего освобождения «за прекращением дела», получил справку, которая «видом на жительство служить не может». Последовавшее восстановление на работе, ходатайство института о «премиальной квартире», десятиметровая комната, в которой проживал профессор вместе с больной женой не смогли восстановить дух этого человека, и он подал документы на конкурс в Томск, город своей студенческой юности, на кафедру коммунальной гигиены.

  • Слайд 46

    Профессор МАСЛОВ Леонид Михайлович (1896 -1982 гг.)

    Ученик профессора К. М. Гречищева стал вторым заведующим кафедрой (1940 – 1973 гг.)

  • Слайд 47

    В 1921 г. закончил медицинский факультет Томского университета и четыре года работал на руководящих постах Омского Губздрава и Сибздрава, возглавляя эпидемические отряды по ликвидации в Западной Сибири и Кузбассе эпидемий холеры, малярии, сыпного тифа, сибирской язвы, кишечных инфекций. В Омском медицинском институте Л.М. Маслов с 1925 г. Первые научные исследования Л. М. Маслова посвящены вопросам эпидемиологии и организации санитарного дела (1923 г.). В последующем энергия ученого была направлена на разработку проблем коммунальной гигиены, в частности, санитарной охраны водоемов и водоснабжения населенных мест Западной Сибири. Под руководством Леонида Михайловича были изучены практически все крупные реки Омской, Новосибирской и Томской областей, составлен санитарный очерк водоемов Западной Сибири, который использован при разработке генеральной схемы водоснабжения страны.

  • Слайд 48

    Л.М. Маслов

    редактор 10 сборников научных трудов по вопросам гигиены, автор 7 монографий и более 120 статей. консультант и научный руководитель 8 докторских и 34 кандидатских диссертаций. Организатор I съезда гигиенистов страны (Омск, 1961 г.) один из организаторов санитарно-гигиенического факультета Омского медицинского института (1938 г.) Л.М. Маслов 24 года был его деканом, руководил формированием профильных кафедр факультета, строительством санитарно-гигиенического учебного корпуса. г.) его имя ведущие гигиенисты страны помнят до сих пор (академик Н.Ф. Измеров, Казань, сентябрь 2009 г.).

  • Слайд 49

    Профессор Тарасевич Дмитрий Николаевич

    В 1973г. кафедру возглавил ученик профессора Маслова Л. М.

  • Слайд 50

    Д. Н. Тарасевич (1928 – 2012 гг.) в 1953 г. окончил санитарно-гигиенический факультет Омского медицинского института. Три года работал заведующим горздравотделом г. Татарска Новосибирской области. Дальнейшая судьба Дмитрия Николаевича связана с кафедрой общей гигиены, на которой он прошел путь от аспиранта (1056 г.) до заведующего.Научные исследования Д.Н. Тарасевича по прогнозированию и гигиенической оценке источников водоснабжения в Западной Сибири широко используются проектными организациями, природоохранными органами и санитарной службой при организации и совершенствовании водоснабжения.Дмитрий Николаевич - автор 280 работ, соавтор 3 монографий, 10 сборников научных работ, научный руководитель и консультант по 10 диссертациям.21 год возглавлял санитарно-гигиенический факультет, а также Омское отделение Всероссийского научного географического общества.

  • Слайд 51

    Профессор Оглезнев Геннадий Андреевич

    С 1997 г. реорганизованной кафедрой гигиены с курсом ГДиП заведовал ученик профессора Маслова Л.М. Г.А. Оглезнев, возглавлявший до того кафедру гигиены детей и подростков (с 1977 г.) Автор: Ж.В. Гудинова 51

  • Слайд 52

    Г.А. Оглезнев (1937 г.р.) окончил санитарно-гигиенический факультет ОГМИв1960 году. С 1960 по 1963 год обучался в аспирантуре при кафедре гигиены у профессора Л.М. Маслова, работал на кафедре гигиены труда, заведовал курсом (кафедрой с 1983 года) гигиены детей и подростков. В настоящее время Г.А. Оглезневпрофессор нашей кафедры.В 1980 году защитил докторскую диссертацию по проблеме гигиены труда женщин. Результаты работы внедрены в практику на государственном уровне. В 90-е годы основное направление научных исследований проф. Г.А. Оглезнева - проблема здоровья детей и подростков в регионе. Научный руководитель 13 кандидатский и 4 докторских диссертаций.Список научных публикаций проф. Г.А. Оглезнева насчитывает более 140 работ в включая и нормативные акты, два сборника научных работ.

  • Слайд 53

    Три поколения заведующих кафедрой гигиены (1973 – 2010 гг.): проф. Г.А. Оглезнев, проф. Ж.В. Гудинова, проф. Д.Н. Тарасевич

  • Слайд 54

    КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

    Автор: Ж.В. Гудинова 54

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке