Презентация на тему "Традиционные культуры Востока"

Презентация: Традиционные культуры Востока
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "Традиционные культуры Востока". Содержит 48 слайдов. Скачать файл 0.14 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    48
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Традиционные культуры Востока
    Слайд 1

    Традиционные культуры Востока

  • Слайд 2

    Восток - Запад: исторические типы культуры и развития человека

    Общераспространённым считается мнение, что до наступления эпохи бурного развития капитализма в Западной Европе ритмы Востока и Запада были сходными. Затем появились различия. С позиций европоцентризма основным критерием прогресса является уровень технических достижений. Западная цивилизация располагала очевидными преимуществами в техническом, военном и политическом отношениях, однако Европа выглядела отсталой с точки зрения высоких моральных и этических стандартов, сформированных духом Востока.

  • Слайд 3

    Черты западной цивилизаций (К. Ясперс)

    1) Запад обладает уникальным географическим положением. От замкнутых континентов Китая и Индии Запад отличается большим разнообразием и включает в себя острова, полуострова, пустыни, оазисы, различные типы климата, множество языков и народов, внесших свой вклад в историю.

  • Слайд 4

    2)Западным народам известна идея политической свободы. 3)Западная цивилизация проникнута рациональностью. 4)Западная наука направлена на анализ свойств объекта. 5)Западный человек ориентирован на будущее.

  • Слайд 5

    Черты восточной цивилизаций (К. Ясперс)

    1) Восточный человек направлен на вечность. 2)Восточная наука стремится к духовному постижению объекта изучения. 3) Отсутствие понятия свободы. 4)На Востоке существовала своя система норм и правил поведения человека. Они сдерживали стремление человека к богатству, поддерживали уклад жизни. 5) Важнейшей чертой общественного сознания на Востоке, сознания архаического аграрного общества было представление о неизменности человеческого бытия, цикличности жизни.

  • Слайд 6

    Культура

    На Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

  • Слайд 7

    Восточные цивилизации китайская; индо- буддийская; арабо-исламская;

  • Слайд 8

    Индо-буддийский тип культуры

    Особенности культуры: обращенность как к Вселенной (в тайны мироздания), так и внутрь человеческого мира (в глубины человеческой души) — примером тому служит философия и практика йоги; музыкальность и танцевальность; особое почитание любви — чувственной и физической; чрезвычайный консерватизм; поклонение многом животным свидетельствует о сохранении самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма; сословно-кастовая система; множеством взаимодействующих между собой религий: брахманизм с его позднейшими формами — индуизм и джайнизм, буддизм и ислам.

  • Слайд 9

    О религиозных верованиях Древней Индии свидетельствуют Веды - это памятники древнеиндийской литературы конца II -начала I тысячелетия до н.э. Основу веддической культуры составляло 4 сборника: Риг-веда - книга о гимнах; Сама-веда - сборник ритуалов и песнопений; Яджур-веда - молитвенные формулы для жертвоприношений; Атхарва-веда- сборник песнопений и заклинаний. Наряду с религиозными аспектами, Веды включали в себя басни, сказки с элементами сатиры. Ведическая литература содержит сведения из различных областей знания: земледелия (удобрение, шелководство), медицины (перечень болезней, 760 лечебных снадобий), а также сведения об анатомии, геометрии, астрономии, о военном деле.

  • Слайд 10

    Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные философским содержанием, представлены двумя массовыми поэмами, которые назывались «Махабхарата» и «Рамаяна». «» Махабхарата» содержала 107 000 двустиший, «Рамаяна-24000. Герои этих поэм, Кришна и Рама включены в индусский религиозный пантеон. Интересно, что заповедь «Не делай другому того, чего не желаешь себе», встречающаяся в трудах античных философов -Конфуция и Аристотеля - впервые прозвучала в стихах «Махабхараты».

  • Слайд 11

    Ведизм религия Ведов многобожие антропоморфность 33 земных и небесных высших бога. Самые главные: Бог Индра - творец солнца, неба и зари; Бог Воруна - судья и хранитель закона; Бог Агни - бог огня; Бог Сома - бог дождя и божественного напитка, Бог Сурья – бог Солнца.

  • Слайд 12

    Брахманизм

    Брахма (рождается из золотого яйца, плаваю­щего в огромном океане) небо и земля стихии (вода, земля, воздух, огонь) лю­ди

  • Слайд 13

    Индуизм

    нет единой ортодоксальной религиозной доктрины; не существовало единой централизо­ванной организации; сильно развит культ духовного наставничества; слияние религии и мирской жизни. Религия определяет все: не только мировоз­зрение, этические принципы, поведение, но и выбор профес­сии, все самые интимные стороны жизни человека;

  • Слайд 14

    в индуизме множество бо­гов, но ни один из них не является общим для всех (у каждого отдельного направления или учения — свой основоположник; каждое из них признает и высоко чтит определенный набор ос­новных священных текстов и преданий); нет единого Свя­щенного Предания (как Библия у христиан, Коран у мусульман и Тора у иудеев); Нет единого для всех символа веры, зато есть комплекс важнейших понятий: дхарма, карма, сансара, мокша, каста, атман, брахман и другие, которые понимаются по-разному.

  • Слайд 15

    Индо-буддийский тип культуры

    Основные понятия Сансара — теория перерождения. (санскр., прохождение через что-либо, перерождение) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, брахманизма, джайнизма). Определяющей становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению).

  • Слайд 16

    Мокша - освобождение души от страданий, связанных с пребыванием в телах. Карма. Вфилософском отношении под ней иногда понимаются следствия, которые были вызваны нашими действиями в прошлом. Карма выравнивает этот баланс в сторону позитива, но всегда идет расплата за все плохое, когда-либо совершенное Нирвана(пали , санскр. — "затухание", "угасание", "иссякание", "успокоение"), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов "закона кармы.

  • Слайд 17

    Буддизм

    Основатель его — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда Центральным в учении Будды считают 4 основные истины: Жизнь есть страдание. Причина страдания - стремление к наслаждению. Прекращение страданий через уничтожение желаний. Путь к уничтожению желаний через реализацию ряда ус­ловий и норм поведения. В конце этого пути наступает полное свобода и озарение -Нирвана.

  • Слайд 18

    Буддизм утверждает, что существует путь, ведущий к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней, или шагов: правильное понимание; правильное стремление; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильная мысль; правильное сосредоточение.

  • Слайд 19

    Особенности буддизма

    Буддизм отрицает потусторонность освобождения. Только человек может достичь нирваны и стать Буддой. Функция буддизма как религии заключается в проповеди дхар­мы — учения (морального закона), при помощи которого можно достичь нирваны. Проблемы мироздания не стоят в центре буддизма. Он конста­тирует, что количество миров бесконечно. В буддизме нет бога как творца и соответственно как высшего существа. Эта религия пото­му смогла стать мировой, что открывала теоретический доступ каждому человеку, независимо от его социальной или этничес­кой принадлежности, к высшему состоянию — нирване. Буддизм при всей «общедоступности» представляет собой самую пессими­стичную религию в мире, определяя саму жизнь как страдание.

  • Слайд 20

    Особенности китайской культуры

    конфуцианство даосизм буддизм Культура Китая

  • Слайд 21

    Концепция счастья по данным философско-религиозных направлениям: реальная жизнь человека - это есть основная и, по сути, единственная жизнь, которую нужно ценить, её надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности. Теоретически, счастье доступно каждому, а практически - очень немногим. Оно является наградой за терпение, труд, способности, важнейшей из которых является способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была благосклонная к человеку, то его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть. Так сформировалась ориентация на спокойную жизнь. Результатом этого мировоззрения стало замедление темпов развития Великой Китайской цивилизации.

  • Слайд 22

    Характерные черты китайской культуры:

    обращение к ценностям реальной земной жизни; обожествление силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням; эстетизацияи поэтизация природы; исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

  • Слайд 23

    Конфуцианско-даосистскийтип культуры

    Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Шанди), и судьбу, и первооснову, и первопричину всего сущего. Одновременно оно было как бы синонимом "природы", мира в целом. Отсюда возник термин Тянься — "Поднебесная", ставший символом страны, государства, Китая.

  • Слайд 24

    Небо играло важнейшую роль в жизни древних китайцев. Оно несло в себе добро и зло, определяло судьбу и отдельного человека, и целого народа. В VIII — VI вв. до н.э. высказываются мысли, что счастье и несчастье человека происходят от самого человека, а не от Неба.

  • Слайд 25

    Даосизм

    Основатель - Лао-Цзы ("Старый Учитель») Дао - единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Изменения в мире происходят естественно. Они зависят от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. Дао — это праотец всех вещей, хотя оно и пусто, но в применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью.

  • Слайд 26

    Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао — корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю. Дао находится везде, в том числе в телах червя и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без дэ не проявляется их жизнь. Дэ — это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ — это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека.

  • Слайд 27

    Особенности даосизма

    В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о "пути природы", о вечной изменчивости мира. Свое кредо Лао-Цзы формулирует так: "Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".

  • Слайд 28

    2) Даосизм составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности, систему физических идыхательных упражнений. В этом плане конеч­ной целью для его приверженцев является достижение бес­смертия. 3) Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Теория недеяния - основной принцип Дао.

  • Слайд 29

    ЛаоЦзы

    Если кто-то тебя оскорбил, не стремись к отмщению. Сядь на берегу реки, и воды через некоторое время пронесут мимо тебя труп твоего врага.

  • Слайд 30

    Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек — истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность — поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это — мудрецы мнимые. Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.

  • Слайд 31

    Мудрствование, по мнению Лао-цзы, — это источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет счастливее во сто крат. Ибо народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.

  • Слайд 32

    Конфуцианство

    Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. «По своей природе, — говорил он, — люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». Благородные благоговеют перед тремя вещами — велениями Неба, указаниями великих людей и словами мудрецов, а низкие не почитают всего этого; среди благородных встречаются негуманные, но не бывает гуманных среди низких людей; неизменным является то, что вышестоящие мудры, а нижестоящие глупы.

  • Слайд 33

    Исправление Моральное имен самосовершенст- вование восстановление "совершенных" отношений "золотого века"

  • Слайд 34

    1)"Исправление имен" означает приведение существующих реалий общества в соответствие с традиционными нормами жизни. 2) В основе самосовершенствования личности лежит понятие жэнь— "человеколюбие", "гуманность", совокупный принцип идеального человеческого поведения, высшая добродетель. Содержание его выражается в формуле "не делай другим того, чего себе не желаешь". В состав жэньвходят такие этические категории, как чжун (верность), и (долг), сяо (сыновняя почтительность), ли(уважение к старшим братьям), куань(великодушие) и др

  • Слайд 35

    В конфуцианстве понятие “ли” (“этика-ритуал”), охватывающее родственные понятия (“правила поведения”, “обряд”, “обычай”, “благопристойность” и др.) стало высшим символом ритуализованной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности”.

  • Слайд 36

    Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Если в Индии индивид стремился раствориться в духовном Абсолюте и этим спасти свою бессмертную душу от оков материи, то истинный китаец выше всего ценил именно материальное тело, т. е. свою жизнь. Этически детерминированный рационализм определял и нормы социально-семейной жизни китайца.

  • Слайд 37

    Чань-буддизм (японский дзэн)

    Традиция прямой передачи просветления от ума к уму Откровение без посредства священных текстов; независимость от словесно-буквенных описаний. Непосредственное восприятие реальности. В дзен-буддизме считается, что совершенный человек обладает умом, подобным зеркалу: ум ничего не фиксирует, ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит. Природа, ум и Будда - это различные отправные пункты. По мере изменения своего месторасположения нужно пользоваться то одним, то другим. Идеал дзэна состоит в том, чтобы постичь реальность, не испытывая затруднений интеллектуального, морального, ритуального и какого бы ни было другого плана.

  • Слайд 38

    Арабо-мусульманская культура

    Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру — право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

  • Слайд 39

    христианство иудаизм ислам (VII в) «предание себя Богу и покорность» Основоположник ислама – пророк Мухаммед, главная цель которого – возвестить людям о едином Боге.

  • Слайд 40

    Особенности ислама

    Ислам (ортопраксическим системам (ортос — «правый», «правильный»; праксис- «практика») правильность религиозных проявлений — ритуалы, обряды, видимые и необходимые атрибуты Шариат (Божественный закон)

  • Слайд 41

    Аркан аль-Иман (столпы веры)

    вера в единого Бога — Аллаха; вера в ангелов; вера во все книги Божьи; вера во всех посланников Бога; вера в конец света и Страшный суд; вера в предопределение (кадр). Иногда к этим шести принципам добавляют седьмой — веру в воскрешение мертвых в Судный день и воздаяние каждому в вечной жизни.

  • Слайд 42

    Постулаты

    Шахада— соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Закят — материальное пожертвование. Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Хадж — совершение паломничества в Мекку.

  • Слайд 43

    Коран

    Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Коран — это речь Аллаха, а не сочинение какого-либо человека или ангела, запись Божественного сообщения. Он ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джибраиладля того, чтобы передать людям. Коран уникален как единственный священный текст, кото­рый был ниспослан полностью одному человеку и который представляет собой прямую речь Бога.

  • Слайд 44

    Суфизм

    Суфизм – это мистико-философское течение VIII в. в исламе как суннитского, так и шиитского толка, основанное на использовании аскетических духовных практик в целях постепенного приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного слияния с ним. Жизнь суфиев была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение — они не молились пять раз в день, а исполняли обряд падения (зикр) в различных вариациях — от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.

  • Слайд 45

    Особенности суфизма

    Суфии нацелены на интуитивное познание, использующее особые танцы или бесконечные повторения молитвенных формул и умерщвление плоти для достижения «озарения» и экстаза. Суфии — исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Суфизм имеет институт наставников-мудрецов, ведущих ученика по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с богом.

  • Слайд 46

    Сунниты

    Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются "сунной" - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм - доминирующая ветвь ислама. "Сунна" объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование "сунне" главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

  • Слайд 47

    Шииты

    Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Шииты, в отличие от суннитов, позволяют своим священнослужителям толковать слова и поступки пророка. Само слово в переводе означает "приверженцы" или "партия Али". Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

  • Слайд 48

    Основные разногласия

    Шииты считают имамов посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке