Презентация на тему "Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)"

Презентация: Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)" состоит из 17 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)
    Слайд 1

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №67 «Белочка» посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области

    Презентация по теме «Требования к коммуникативной культуре педагога ДОО» Воспитатель: Стебелева Елена Фредовна stebeleva59@mail.ru    2015

  • Слайд 2

    Коммуникативная культура педагога дошкольного образования

    Коммуникативная культура педагога дошкольного образования – это совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач. Это культура профессионально – педагогического общения педагога с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Значимость коммуникативной культуры в том, что педагог, владеющий ею способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса.

  • Слайд 3

    Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень её развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому, в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания. Основы коммуникативной культуры педагога дошкольного образования

  • Слайд 4

    Коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всём педагогическом процессе. Необходимость формирования коммуникативной культуры обусловлена тем, что педагог постоянно включён в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнёром по контакту в рамках образовательного процесса, эти отношения возникают, развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Освоение коммуникативной культуры является показателем педагогического мастерства и творчества педагога. Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке педагога дошкольного образования

  • Слайд 5

    Коммуникативная культура педагога основное условие успешной социализации и индивидуализации ребенка

    Социальная компетентность - явление многомерное. Она складывается из мотивационного компонента (готовность к проявлению компетенции), перцептивного или когнитивного (владение знанием содержания компетентности) и поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях). Л.С. Выготский отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Для деятельности педагога это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом, носителем коммуникативной культуры. От его деятельности во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен в социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия.

  • Слайд 6

    Компоненты коммуникативной культуры педагога дошкольного образования

    Эмоциональная культура Культура речи Культура мышления Культура общения

  • Слайд 7

    Эмоциональная культура (культура чувств)

    Эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности. Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Компонентами эмоциональной культуры педагога является эмоциональная активность, эмоциональная экспрессивность, эмоциональная перцептивность, эмоциональная стрессоустойчивость, психологическая проницательность, эмоциональная реактивность. В. А. Сухомлинский выделяет следующие признаки эмоциональной культуры педагога: культура ощущений и восприятий, культура слова и эмоциональных состояний; эмоциональная восприимчивость мировоззренческих и моральных идей, принципов, истин. Эмоциональная культура педагога подразумевает умение управлять своими собственными эмоциями, т. е. эмоциональную устойчивость, а также способность воспринимать внутренний мир ребёнка, безошибочно определять характер его эмоциональных состояний, сопереживать ему и использовать своё понимание обучаемого не в своих, а в его интересах. Важнейшим показателем эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога. В имидже педагога должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния (дети любят людей с доброжелательным выражением лица, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу. Положительное и комфортное общение возможно при достаточно грамотном умении воспитателя выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир). В результате положительного, доброжелательного, чуткого и заботливого отношения к ребёнку облегчается профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний воспитателя и ребёнка в процессе воспитания и обучения.

  • Слайд 8

    Культура мышления – степень овладения человеком приёмами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно сформулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы, пути их решения, получать обоснованные выводы, повышать целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности. Правильно пользоваться этими выводами на практике. Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, воображение. Культура мышления педагога является важнейшим условием более эффективного и качественного решения воспитательных задач. Она опирается на развитую педагогическую наблюдательность, на своеобразную «психолого-педагогическую прозорливость» и творческое воображение, являющихся важной основой педагогического предвидения в поведении и действиях детей Культура мышления

  • Слайд 9

    Культура речи

    Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста. Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

  • Слайд 10

    Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований: Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

  • Слайд 11

    Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

  • Слайд 12

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют: Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.). Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

  • Слайд 13

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ

  • Слайд 14

    Культура общения

    На основе анализа существующих исследований, под культурой общения педагога дошкольного образовательного учреждения мы понимаем способность осуществлять взаимодействие с детьми дошкольного возраста на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей. Поскольку культура педагогического общения педагога дошкольного образовательного учреждения в науке трактуется в качестве одной из составляющих его профессионально-педагогической культуры, это даёт основание рассматривать её именно с позиций изучения профессионально-педагогической культуры. структурные компоненты в культуре педагогического общения воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Аксиологический компонент раскрывает культуру педагогического общения педагога дошкольного образовательного учреждения с позиции владения совокупностью жизненных и профессиональных ценностей общения. Технологический компонент раскрывает пути осуществления профессионального общения, способы удовлетворения потребностей в общении участников взаимодействия. Личностный компонент раскрывает культуру общения педагога как специфический способ реализации индивидуальных особенностей (качеств) человека, позволяющих ему осуществлять педагогически целесообразное взаимодействие с детьми. Творческий компонент. Творчество в культуре общения педагога дошкольного учреждения проявляется в гибкости, вариативности, находчивости, смелости и нетрадиционности решений и поведения в профессиональном взаимодействии с дошкольниками.

  • Слайд 15

    Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога дошкольного образования

    Отрицательные: Ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность выводов Отсутствие внимания и интереса собеседника – интерес возникает тогда, когда человек осознаёт значимость информации для себя Положительные: Использование опыта социальной психологии и знания языка тела Разнообразие средств и приёмов выразительности в поведении участников процесса общения

  • Слайд 16

    Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры

    Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии Приходя на работу, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом ДОО Развивайте коммуникативную память; читайте классику, романы и т. д. Развивайте ваш внутренний духовный мир (посещайте музеи, выставки, театры). Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей

  • Слайд 17

    Высказывания ученых о коммуникативной культуре

    А. С. Макаренко считал, что педагогом – мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 – 20 интонационными оттенками. «Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» – Антуан де-Сент-Экзюпери «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить реже чем нужно, вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем» – Конфуций (китайский философ) «Мы можем иметь самые современные средства коммуникации, но ничто не способно заменить простого человеческого взгляда» – Паоло Коэльо (бразильский прозаик и поэт)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке