Презентация на тему "Лексикология"

Презентация: Лексикология
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.61 Мб). Тема: "Лексикология". Предмет: русский язык. 37 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Лексикология
    Слайд 1

    Раздел 2 Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • Слайд 2

    Лексикология

    1. Объект и предмет, разделы лексикологии. 2. Понятие о лексике. Слово как единица лексического уровня языка. Структура лексического значения. 3. Мотивированность значения («внутренняя форма») слова. Типы значений по наличию / отсутствию мотивированности. 4. Многозначность слова. Типы значений по способу номинации: прямые и переносные значения. Способы переноса значений.

  • Слайд 3

    Слово лексика происходит от греческого прилагательного lexukos, т.е. словарный, словесный, и обозначает словарный состав, совокупность слов. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией.

  • Слайд 4

    Семантика

    Один из основных разделов науки о слове - семасиология (или семантика), буквально - учение о смысле. Семасиология изучает вопросы, так или иначе связанные со значением слова: многозначность, омонимы, синонимы и т.д.

  • Слайд 5

    В лексикологии интересен подход к лексике с точки зрения исторической,

    т.е. со стороны происхождения, формирования словарного состава языка. В задачу лексикологии входит также изучение лексики с точки зрения степени современности разных слов.

  • Слайд 6

    Лексика с точки зрения стилистической окраски и сферы употребления

    Лексикология обращает внимание на стилистическую неоднородность словарного состава, неоднородность лексики с точки зрения сферы употребления.

  • Слайд 7

    Фразеология

    В курс лексикологии входит и фразеология, раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов (навострить лыжи; с гулькин нос).

  • Слайд 8

    Лексикография

    С лексикологией тесно связана лексикография - наука, разрабатывающая теорию и практику создания словарей.

  • Слайд 9

    2 в.Слово как единица лексического уровня языка

    Все мы как будто прекрасно знаем, что такое слово. В то же время ни одно из существующих определений не соответствует полностью нашему донаучному представлению о слове, и это вызывает в нас чувство неудовлетворенности.

  • Слайд 10

    Д.Н.Шмелев о слове

    Д.Н.Шмелев считает,что каждая единица языка определяется прежде всего ее основной функцией. Назовите важнейшую функцию слова, предложения.

  • Слайд 11

    Определение слова по Д.Н.Шмелеву

    Слово - единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью.

  • Слайд 12

    Цельнооформленность и идиоматичность

    Выделимость слова дает возможность говорить о его цельнооформленности, а непредсказуемость значения (немотивированность или неполная мотивированность) - о его идиоматичности.

  • Слайд 13

    Н.М.Шанский о слове

    Многие исследователи считают,что в определении слова необходимо отразить все его существенные признаки. Например, Н.М.Шанский называет такие признаки, как:1) фонетическая оформленность;2) семантическая валентность;3) непроницаемость; 4) недвуударность;5) лексико-грамматическая отнесенность;6)постоянство звучания и значения;7) воспроизводимость;8) цельность и единооформленность;9) преимущественное употребление в сочетании слов; 10) изолируемость; 11) номинативность; 12) фразеологичность

  • Слайд 14

    Определение слова по Н.М.Шанскому

    Рабочее определение слова дается в следующей формулировке:слово - лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью.

  • Слайд 15

    Функция слова

    Слово является словом постольку, поскольку оно имеет значение, - бессмысленное сочетания звуков мы не считаем словами. Основная функция слова в языке - назывная или номинативная.

  • Слайд 16

    Номинативная функция слова

    Особенно четко она выявляется тогда, когда слово называет предмет в строгом смысле этого слова (сосна,лошадь, река). Но номинативная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет или явление нельзя ощутить органами чувств.

  • Слайд 17

    Абстракция, обобщение

    Способность к абстракции и обобщению - одно из свойств человеческого мышления. Абстракция - это выделение существенных, самых важных признаков предметов и явлений и отбрасывание несущественных.

  • Слайд 18

    Абстракция

    Абстракция - важнейший этап в познании человеком окружающего мира. Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит,что в них есть нечто общее. Что именно? Установив это общее, человек познал целый класс рыб, у негосложилось понятие о рыбе вообще.

  • Слайд 19

    Понятие

    Благодаря абстракции в человеческом мышлении форми- руются понятия Понятие - это форма мысли, закрепляющая в сознании существенные признаки явлений и предметов действительности.

  • Слайд 20

    Слово - предмет - понятие

    Для лексикологии важно, что слово способно назвать не только в настоящее время ощущаемый предмет, но и понятие. На земном шаре нескончаемое множество предметов, если для наименования каждого потребовалось бы отдельное слово, объем лексики расширился бы бесконечно.

  • Слайд 21

    Не все слова способны служить названиями понятий

    Не называют понятий прежде всего служебные части речи. Лишены этой возможности междометия и местоимения. Собственные имена существительные, как правило, понятий не обозначают.

  • Слайд 22

    Значение и понятие

    Значение выполняет указательную функцию.Оно только соотносит звуковой комплекс с понятием(Серебренников). В учебнике под ред. Л.Л.Касаткина лексическое значение определяется как отражение в слове того или иного явления действительности.

  • Слайд 23

    Семантический треугольник

    Характер значения принято изображать в виде семантического треугольника: понятие, слово, предмет

  • Слайд 24

    Лексическое значение

    Лексическое значение определяется как соотнесенностью слова (точнее, его звуковой или графической оболочки) с предметом и понятием, так и его местом в лексической системе языка (т.е. различными связями данного слова с другими словами).

  • Слайд 25

    Отличительной особенностью знаменательных слов является то, что лексическое значение в них преобладает над грамматическим, главное для них - способность к номинации, т.е. то, что они называют предметы, процессы, явления действительности. Грамматическое значение выполняет служебную функцию, оно обслуживает употребление слова.

  • Слайд 26

    Грамматическое значение слова

    Грамматическое значение слова определяет его принадлежность к определенному классу слов (части речи), обусловливающему общую категориальную значимость (предметность, процессуальность, количество и т.д.), возможности и особенности его сочетания с другими словами, а также особенности его видоизменеия. Рассмотрим это на примере...

  • Слайд 27

    Грамматическое значение в служебных словах

    В служебных словах на 1 план выступает грамматическое значение. Знаменательные и служебные слова - это два полюса, между которыми существует масса переходных случаев, например, в глагольных связках лексическое значение может ослабевать.

  • Слайд 28

    Денотативное и сигнификативное значение

    Слово - это знак, замещающий явление объективного мира. В этом случае выделяются две стороны значения слова: денотат и сигнификат.

  • Слайд 29

    Денотативное значение

    Денотат (денотативное значение) связан с типизированным представлением о серийном или уникальном предмете и показывает предметную соотнесенность слова.

  • Слайд 30

    Сигнификативное значение

    Сигнификат (сигнификативное значение) связан с существенными признаками данного предмета, составляющими содержание понятия.

  • Слайд 31

    Денотативное и сигнификативное значение

    При конкретном употреблении слово выступает в одной из разновидностей своего значения, соотносясь либо с предметной, либо с понятийной его стороной, и мы всегда ощущаем различие: Студент взял книгу со стола. Книга - источник знаний.

  • Слайд 32

    Референт

    Итак, денотат и сигнификат - основные компоненты значения слова. Предмет же, который слово называет в каждом конкретном употреблении, получил наименование референт.

  • Слайд 33

    Если денотат и сигнификат находятся «в головах» носителей языка, то референты - это явления и предметы действительности, которые могут быть не только конкретными,но и абстрактными.

  • Слайд 34

    Воображаемые референты

    Не может быть слова без сигнификата и денотата, но вполне может быть слово, не имеющее референта. Напр., мы понимаем, что означает слово русалка или леший, можем даже инарис., но мы знаем, что они существуют только в воображаемом мире, следовательно,мы можем говорить о воображаемых референтах.

  • Слайд 35

    Коннотация

    Коннотация (коннотативное значение) - это эмоционально-стилевое содержание слова, закрепленное за ним вместе с понятийным или предметным содержанием. Это очень распространенное явление среди русских слов

  • Слайд 36

    По словам О.С.Ахмановой, коннотация представляет собой дополнительное содержание слова,его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение и могут придавать высказыванию торжественность, игривость, непринужденность,фамильярность и т.д.

  • Слайд 37

    Пример коннотации

    Соратник - «товарищ в бою,борьбе» имеет оттенок возвышенности,публицистичности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке