Презентация на тему "Артикуляторные упражнения(презентация для родителей )" 1 класс

Презентация: Артикуляторные упражнения(презентация для родителей )
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.05 Мб). Тема: "Артикуляторные упражнения(презентация для родителей )". Предмет: русский язык. 29 слайдов. Для учеников 1 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Аудитория
    1 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Артикуляторные упражнения(презентация для родителей )
    Слайд 1

    Подготовлено учителем-логопедом Ивановой Ольгой Александровной Кировский район Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ №250 Артикуляционная гимнастика

  • Слайд 2

    Что такое артикуляционная гимнастика ?

    Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти и др .)Необходимые для правильного звукопроизношения . Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ( с-з, ж-ш, р-л),его губы и язык должны быть сильными и ловкими ,долго удерживать необходимое положение ,без труда совершить многократные переходы от одного движения к другому . Всему этому поможет научиться артикуляторная гимнастика!

  • Слайд 3

    Для чего нужны эти упражнения?

    Общеизвестно что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе и в жизни! Для начального этапа работы с коррекцией устной речи ,здесь представлен комплекс общих артикуляторных (артикуляционных )упражнений ,с которого традиционно рекомендуется начать логопедическую работу . Это предварительный этап перед звукопостановкой или коррекцией звуков.

  • Слайд 4

    Обобщим , расширим и поясним эти понятия :

  • Слайд 5

    Упражнения для губ :

  • Слайд 6

    «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.  «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».  «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Хоботок»(трубочка) Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой . «Кролик» Зубы сомкнуты ,верхняя губа поднята и обнажает верхние передние зубки . «Бублик» (Рупор ) Зубы сомкнуты ,губы округлены и чуть вытянуты вперёд ,верхние и нижние резцы видны.

  • Слайд 7

    Упражнения для развития подвижности губ :

  • Слайд 8

    1.Покусывание и посасывание сначала верхней потом нижней губы зубами (самомассаж) 2. «Улыбка»- «Трубочка» вытянуть губы «Трубочкой» ,затем растянуть в «Улыбку» ,ритмичное чередование 3. «Лягушка» (Ква-ква-квакушка) чередование упражнений «Заборчик»- «Дудочка» . 4. «Пятачок» вытянутой вперёд губы (трубочкой) вращать вправо –влево , водить ими по кругу . 5. «Рыбки разговаривают» хлопать губками друг о друга ,производя глухой звук . 6. «Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе. 7. «Недовольная лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. лошади. 8. «Голум» Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Потом втянутыми и натянутыми губами па-па-па-каем. 1.Покусывание и посасывание сначала верхней потом нижней губы зубами (самомассаж) 2. «Улыбка»- «Трубочка» вытянуть губы «Трубочкой» ,затем растянуть в «Улыбку» ,ритмичное чередование 3. «Лягушка» (Ква-ква-квакушка) чередование упражнений «Заборчик»- «Дудочка» . 4. «Пятачок» вытянутой вперёд губы (трубочкой) вращать вправо –влево , водить ими по кругу . 5. «Рыбки разговаривают» хлопать губками друг о друга ,производя глухой звук . 6. «Уточка» Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 7. «Недовольная лошадка» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 8. «Голум» Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Потом втянутыми и натянутыми губами па-па-па-каем.

  • Слайд 9

    Упражнения для губ и щёк :

  • Слайд 10

    «Хомяк» .Одновременно надуваем обе щеки. «Орешек» Попеременно надуваем щеки. « Кащей» Втягиваем обе щеки в ротовую полость. Смыкаем губы, вытягиваем вперед хоботком (трубочкой). После возвращаем в обычное положение. «Собачка злится» Делаем оскал: губы растягиваем в стороны, плотно их прижимаем к деснам, обнажаем оба ряда зубов. Поднимаем только верхнюю губу, обнажаем только верхние зубы «Кролик» . « Бульдог» вниз нижнюю губу, обнажаем только нижние зубы. Поочередно подниманием и опусканием верхнюю и нижнюю губу. « Полощем зубки» Имитируем обычное полоскание зубов Губами удерживаем карандаш или соломку (верх. губа и нос -между ними) « Парашютик» кусочек ватки слюнявим и приклеиваем на кончик носа и сдуваем его ,выпятив ниж. губу – направляя воздушную струю вверх ,на нос. Раздуваем шторку в специальной логопедической рамочке-окошке

  • Слайд 11

    Логопедическая гимнастика для челюстей :

  • Слайд 12

    «Птенчики» Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть. Делаем движение нижней челюсти вправо. Делаем движение нижней челюсти влево. Выполняем попеременное движение нижней челюсти вправо/ влево. «Гудок парохода» выпячиваем нижнюю челюсть вперёд и гудим . «Расчёска» расчёсываем верхними зубами нижнюю губу ,затем нижними зубами верхнюю .

  • Слайд 13

    Логопедическая гимнастика для языка :1.общие упражнения

  • Слайд 14

    «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. «Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). «Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).

  • Слайд 15

    «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). «Индюк» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). «Барабанщики» – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.  «Киска сердится»Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. «Накажем непослушный язычок»Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». «Прокати карандаш» Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

  • Слайд 16

    Следующим этапом- упражнения подбираются индивидуально ,по группам ,для подготовки к артикуляции вызываемых звуков

  • Слайд 17

    2.Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

    «Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с. «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек.. «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек. «Змейка» – открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.). «Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз). «Горка» – рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

  • Слайд 18

    «Катушка» – рот открыт. Кончик языка – за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая). «Насос» – дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.). «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). «Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). «Не шуметь» – произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 – 15 раз).«Почистим зубы» – кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.). «Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 – 15 сек.). «Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. «Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 –15 сек.).

  • Слайд 19

    «Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 – 15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 – 15 сек.). «Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз). «Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад. Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз). «Хоккей». Язык – клюшка, витаминка – шайба, рот – поле. Шайбу (витаминку) нужно гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек). «Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз). «Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз). «Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек). «Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек)

  • Слайд 20

    3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ звуков –Р-рь):

    «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. «Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). «Иголочка» – язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз). «Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

  • Слайд 21

    «Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). «Индюк» – а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 – 15 сек.). «Барабанщики» – быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. «Моторчик» –1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10–15 с).  «Балалайка» – кончик языка – вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса; б) с голосом (10 – 15 сек.).

  • Слайд 22

    «Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается – сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.). «Лошади скачут» – быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 – 15 сек.). «Вилка» – чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам. Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р]. «Учимся играть на арфе» – произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем. «Забиваем мяч» – рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Стреляем» – медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 – 15 сек.). «Играем на гуслях» (или «заводим мотор») – медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 – 15 сек.). «Стрекоза» – шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 – 15 сек.).

  • Слайд 23

    4.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНОШЕНИЮ звуков –Л-ль).

    «Вкусное варенье» – выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. «Грибок» – присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.). «Качели» – высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам. «Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»). «Змейка» – рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз). «Маляр» – кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).

  • Слайд 24

    «Приклей конфетку» – кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л». «Чашечка» – рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» – «Пароход гудит». «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). «Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). «Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»). «Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 – 15 сек.). «Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

  • Слайд 25

    «Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). «Самолет гудит» – зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате. «Учимся гудеть» – 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 – 15 сек.). «Выталкиваем языком зубы» – сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 – 15 сек.). Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 – 15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с). «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.).

  • Слайд 26

    5.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗНЕСЕНИЮ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ: Ш, Ж, Ч, Щ).

    «Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.). «Иголочка» – язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.). «Качели» – 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз). «Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз). «Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз). «Грибок» – присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.). «Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз). «Маляр» – движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).

  • Слайд 27

    «Приклей конфетку» – широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.). «Кто дальше загонит мяч?» – с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз). «Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз). «Фокус» – на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз). «Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть – появится звук. «Трубочка» – язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.). «Птенчик в гнезде» – рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.). «Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10–15 сек.). «Обезьянка» – поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 – 15 сек. «Сильный язычок» – с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 – 15 с).

  • Слайд 28

    «Почистим зубки» – кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз – вверх (10 – 15 сек.). «Пьем росинку» – верхняя губа – это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.). «Вилка» – если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

  • Слайд 29

    Далее производится работа над вызовом звука, уточнением его артикуляции, автоматизация и пр.

    Но это уже совсем другая «история» (и презентация) …

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке