Презентация на тему "Эффект замены и эффект дохода"

Презентация: Эффект замены и эффект дохода
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Эффект замены и эффект дохода" по экономике, включающую в себя 15 слайдов. Скачать файл презентации 0.18 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по экономике

Содержание

  • Презентация: Эффект замены и эффект дохода
    Слайд 1

    ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА

    Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен

  • Слайд 2

    ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ

    Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

  • Слайд 3

    Подходы к определению реального дохода

    Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого.

  • Слайд 4

    Экономист Дж. Хикс

    Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.

  • Слайд 5

    Экономист Е. Е.Слуцкий

    Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. 

  • Слайд 6

    Эффект замены и эффект дохода по хиксу 

    Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX иРY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РXt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

  • Слайд 7

    Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L▓, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3-Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (отE1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Yотносительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 ≈ Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 ≈ Х3- Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

  • Слайд 8

    Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается .Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этомэффект замены составит Х1 ≈ Х3, эффект дохода ≈Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода ≈ переходом с одной кривой на другую.

  • Слайд 9

    Эффект замены

    Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 1 и 2 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен ≈ чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.

  • Слайд 10

    ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ 

    Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

  • Слайд 11

    Поэтому на рис. 3 вспомогательная бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точкуE1, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X(Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 ≈ Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 1 и 2, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L‘. Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке. 

  • Слайд 12

    Различия в подходах Хикса и Слуцкого

    Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке 4. Здесь KL ≈ бюджетная прямая при номинальном доходе I и ценах РX и РY, ее уравнениеXРX+ YРY=I;KL1 ≈ бюджетная прямая при том же номинальном доходе I и ценах РX + DРX и РY (причемDРX-

  • Слайд 13

    Теперь мы можем представить методы разложения общего результата изменения цены РXпоХиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу),      (3.14)(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Слуцкому).      (3.15)Левые части (3.14) и (3.15) характеризуют общий результат изменения цены РX в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3≈Х2- В (3.14) эта величина входит в эффект дохода, в (3.15) ≈ в эффект замены. Можно показать, что величина Х3-Х2 ╝ 0 при DРX╝ 0, так что при малых изменениях РXподходыХикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.

  • Слайд 14

    В дифференциальной форме равенства имеют вид

    Левые части рис. 1 и рис. 2 одинаковы и представляют общий результат изменения РX при неизменных номинальном доходе I и цене РY. Здесь dX/dРX можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если РX принять как аргумент, а объем спроса ≈ как функцию. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. При этом в рис. 2 Х1 = dI/dРX, поскольку при изменении РX на DРX для приобретения прежнеготоварного набора E0 (Х1, Y1) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя на Х1DРX, или в расчете на единицу изменения цены Х1DРX/DРX, т.е. Х1.Эффект замены dХ/dРX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях. Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителяdХ/dI. Если /iX ≈ нормальный товар, dХ/dI > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального товара возрастают). Если X ≈некачественный товар, dХ/dI  0 (повышение цены вызывает увеличение спроса на товар).

  • Слайд 15

    Модифицирование уравнение Слуцкого

    Очевидно, что изменение цены одного товара влияет на объем спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь на ранее высказанных соображениях, мы можем разложить на эффект замены и эффект дохода и изменение объема спроса на товар Y в результате изменения цены товара X. Для этого модифицируем уравнение Слуцкого рис.2: Левая часть характеризует влияние изменения цены РX на объем спроса на товар Y. Правая представляет сумму эффектов дохода и замены. В случае двух товаров (X, Y) эффект замены положителен. При неизменной полезности снижение цены РX приводит и к сокращению покупок товара Y (YS, YH 

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке