Презентация на тему "Философия Древнего Китая"

Презентация: Философия Древнего Китая
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.92 Мб). Тема: "Философия Древнего Китая". Предмет: философия. 29 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Философия Древнего Китая
    Слайд 1

    Философия Древнего Китая

    Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011

  • Слайд 2

    Даосизм

    Читать: Лао-цзы. Даодэцзин. http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt Торчинов Е. А. Даосизм http://www.zipsites.ru/books/daosizm/

  • Слайд 3

    Прокомментировать, используя таблицу о диалектике: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом» // Лаоцзы. Даодэцзин. Фрагмент 2. Найти еще два фрагмента в книге о Дао, где диалектика ярко выражена. Вставить в презентацию. Подчеркнуть или прокомментировать их.

  • Слайд 4

    Дао как субстанция. Выделить онтологический и гносеологический аспекты: «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его» // Лаоцзы. Додэцзин. Фрагмент 14.

  • Слайд 5

    Дао как субстанция. Найти в тексте «Даодэцзин» еще два фрамента, в которых Дао характеризуется как субстанция и вставить их сюда:

  • Слайд 6

    Дао как всеобщий закон: «Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе» // Лао-цзы. Даодэцзин. Фрагмент 25. Найти в тексте книги еще два фрагмента, характеризующие Дао как закон.

  • Слайд 7

    Даосизм. Единство человека и природы в японском искусстве (Хиросиге)

  • Слайд 8

    Даосизм

    Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. «Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно» // Там же. Фрагмент 27.

  • Слайд 9

    Дао как закон. Мир как процесс. Текучесть бытия:«Весною – рассвет. Все белее края гор, вот они слегка озарились светом. Тронутые пурпуром облака тонкими лентами стелются по небу. Летом – ночь. Слов нет, она прекрасна в лунную пору, но и безлунный мрак радует глаза, когда друг мимо друга носятся бесчисленные светлячки. Если один-два светляка тускло мерцают в темноте, все равно это восхитительно. Даже во время дождя – необыкновенно красиво. Осенью – сумерки. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к зубцам гор. Вороны, по три, по четыре, по две, спешат к своим гнездам, - какое грустное очарование! Но еще грустнее на душе, когда по небу вереницей тянутся дикие гуси, совсем маленькие с виду. Солнце зайдет, и все полно невыразимой печали: шум ветра, звон цикад... Зимою – раннее утро. Свежий снег, нечего и говорить, прекрасен, белый-белый иней тоже, но чудесно и морозное утро без снега. Торопливо зажигают огонь, вносят пылающие угли, -- так и чувствуешь зиму! К полудню холод отпускает, и огонь в круглой жаровне гаснет под слоем пепла, вот что плохо!» // Сей-Сенагон. Записки у изголовья. http://lib.ru/INPROZ/SENAGON/pillowbook.txt

  • Слайд 10

    Дао как закон. Тема естественности и спонтанности. Искусность Во всех своих действиях опытный человек не использует силу. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом, вы не используете физическую силу, каким бы тяжелым ни был ваш меч. (…) Когда во время полирования из дерева, бамбука или драгоценных камней вы нажимаете на них слишком сильно, отполировать их хорошо – невозможно // ТакуанСохо. Вечерние беседы в храме Токайдзи. СПб., 2005. С. 132–133.

  • Слайд 11

    Даосизм. Эстетика спонтанности

  • Слайд 12

    Даосизм. Гносеология спонтанности

    Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао // Лао цзы. Даодэцзин. Фрагмент 23.

  • Слайд 13

    «Правильный ум не останавливается ни в одном месте. Это ум, который охватывает все тело и личность. Смущенный ум сосредоточивается в каком-либо одном месте и застывает в нем. Когда правильный ум застывает и оказывается в каком-то одном месте, его можно назвать смущенным умом. (…) Не оставаясь в одном месте, правильный ум подобен воде. Смущенный ум подобен льду, которым нельзя вымыть ноги или голову…» // ТакуанСохо. Письма мастера дзен мастеру фехтования. СПб., 2003. С. 48.

  • Слайд 14

    1 Почему уму необходимо быть «подобным воде»? 2 Почему, сосредоточившись на одном, ум становится «смущенным»? 3 Почему мастеру фехтования важно знать о «правильном уме»?

  • Слайд 15

    Даосизм. Эстетика естественности(Парк университета Цзинан. Гуанчжоу, лето 2010)

  • Слайд 16

    Даосизм. Эстетика естественности и ее обыгрывание в рекламе

  • Слайд 17

    Даосизм. Эстетика естественности .Образ человека. Идеал красоты в японском искусстве (Утамаро)

  • Слайд 18

    Даосизм

    Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха // Лаоцзы. Даодэцзин. Фрагмент 47. Ответьте на вопросы: из чего следует возможность познания мира, «не выходя со двора»? почему естественное Дао можно видеть, «не выглядывая из окна»? Почему не стоит «идти дальше» для познания?

  • Слайд 19

    Даосизм. Найдите все вышеперечисленные принципы на гравюре Хокусая

  • Слайд 20

    Даосизм

    Дао как пустота: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты» // Там же. Фрагмент 11.

  • Слайд 21

    Даосизм . Гносеология пустоты

    Дао как пустота: Придумайте или найдите фразу, показывающую познавательные возможности пустоты. Что должно являться пустым? Зачем необходима пустота в процессе познания?

  • Слайд 22

    Даосизм . Эстетика пустоты

    Не заметить пустоты Украсить вещь пустотой Впустить пустоту в картину, дав небытию равные права с бытием

  • Слайд 23

    Даосизм . Эстетика пустотыНезавершенность

    Басё: Желтый лист плывет.У какого берега, цикада,Вдруг проснешься ты? *** Сушатся мелкие окунькиНа ветках ивы...Какая прохлада!Рыбачьи хижины на берегу. (http://www.yaponika.com/hokku/base)

  • Слайд 24

    Даосизм . Эстетика пустотыХокусаи

  • Слайд 25

    Даосизм . Эстетика пустоты

  • Слайд 26

    Даосизм . Эстетика пустотыХокусаи

  • Слайд 27

    Даосизм . Эстетика пустоты. Влияние на западную эстетику. Арх. Дэвид Чипперфильд

  • Слайд 28

    Даосизм . Система ценностей

    Что и почему предпочтительнее с точки зрения даосского философа: Аскетизм или мера; Мера или достаток; Обладание собственным знанием или следование Дао; Тонкость чувств или точность разума; Старое или новое; Мастерство или креатив; Полнота бытия или ее отсутствие; Творчество или размышление?

  • Слайд 29

    Даосизм . Актуальность

    Где сегодня актуальны идеи даосизма и почему? - - - - -

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке