Содержание
-
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: причины возникновения и пути выхода
Берзон Н.И. Д.э.н., профессор, Государственный университет – Высшая школа экономики
-
Финансовый кризис в США: зарождение, развитие, преодоление Глубинные истоки кризиса Трансформация финансового кризиса в экономический Импорт кризиса в Россию Последствия финансового кризиса для России
-
ПОТЕРИ КРУПНЕЙШИХ ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ Суммарные потери банков на начало 2009г. составили более 800 млрд. долл. По прогнозу Goldman Saks за 1,5 года суммарные потери могут составить более 1,5 трлн. долл. По оценке лауреата Нобелевской премии Стиглица для вывода американской экономики из кризиса потребуется 2-4 трлн. долл.
-
РАЗВИТИЕ КРИЗИСА
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА НА ЗАПАДНЫХ РЫНКАХ – ВЕСНА-ЛЕТО 2007г.: Сжатие денежной массы Задержки с платежами по ипотечным кредитам Рост процентных ставок Снижение ликвидности РАЗВИТИЕ КРИЗИСА: ОСЕНЬ 2007г. – ВЕСНА 2008г.: Первые списания американскими банками потерь по ипотечным облигациям – спусковой крючок Угроза рецессии в США Проблемы ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac Невозврат автокредитов, кредитов на обучение и др. Банкротство коммерческих и инвестиционных банков Перерастание финансового кризиса в экономический ИМПОРТ КРИЗИСА В РОССИЮ: ЛЕТО – ОСЕНЬ 2008г.
-
Правительственные гарантии Закладные Покупка пула Покупка облигаций Заемщики Инвесторы Ипотечные кредиты Банк Пул закладных Спецюр-лицо Эмиссия ипотечных облигаций (MBS) Агент Платежи по облигациям Платежи по кредитам Платежи по кредитам Краткосрочные операции Договор на обслуживание СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ
-
ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА РЫНКА СЕКЬЮРИТИЗИРОВАННЫХ ОБЛИГАЦИЙ К ВВП НА КОНЕЦ 2006г.
-
ТИПЫ ВЫСОКО РИСКОВАННЫХ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ
Subprime — заемщик имеет не просто плохую, а очень плохую кредитную историю: - сумма займа превышает 55% дохода потребителя за период заимствования - сумма займа превышает 85% стоимости залога - совокупные долговые месячные выплаты превышают 35% месячного дохода заемщика. "Alt-A" ("лучший среди худших") или быстрый кредит — это предоставление неполного пакета документов. В классическом случае — это отсутствие подтверждения доходов заемщика "Second mortgages" — это второй кредит на подорожавший дом. Под подорожавший дом берется второй кредит (под залог увеличения его цены), причем требования первого кредитора приоритетны.
-
ЛЬГОТЫ ПО ИПОТЕЧНЫМ КРЕДИТАМ (кредитная ловушка)
В 2005—2006 гг. из ипотечных кредитов категории Subprime: по 80% предоставленных кредитов ставки были льготными на первые 2—3 года по 37% предоставленных кредитов в первые годы выплачивались только проценты по 43% предоставленных кредитов кредит выдавался без подтверждения сведений о доходах по 38% предоставленных кредитов кредит выдавался на всю стоимость дома без первоначального взноса (то есть удешевление недвижимости делало кредит необеспеченным)
-
Из примерно 10 трлн. долл. ипотечных кредитов, выданных и непогашенных в США доля высоко рискованных кредитов на конец 2007 г. составляла:Subprime — 12%; Second mortgage — 11%; Alt-A — 10%.
ДОЛЯ ВЫСОКО РИСКОВАННЫХ КРЕДИТОВ
-
ГЛУБИННЫЕ ИСТОКИ ИПОТЕЧНОГО КРИЗИСА
-
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ (начиная с 60-х годов 20-го века )
ПОСТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ Поддержание темпов экономического роста за счет стимулирования роста потребления домохозяйствами: снижение налогового бремени расширение сферы кредитования льготные условия кредитования низкие процентные ставки Последствия: рост бюджетного дефицита необеспеченная денежная эмиссия рост инфляции
-
СОВОКУПНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008* 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 $ трлн * На 31 августа 2008г.
-
0 200 200 400 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (оценка) Профицит Дефицит БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ США $ млрд
-
КОМПЕНСАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
1. Перенос традиционных производств в Азиатский регион: снижение трудовых издержек снижение экологических издержек снижение издержек производства компенсирует рост инфляции 2. Придание доллару статуса международной резервной валюты: компенсация роста бюджетного дефицита компенсация роста государственного долга Последствия: появление «азиатских тигров», создание в Азиатском регионе собственной индустриальной базы формирование профицитных бюджетов быстрый рост золотовалютных резервов Центральных банков развивающихся стран создание национальных резервных фондов рост внешнеторговой, а затем финансовой экспансии со стороны азиатских стран
-
КРУПНЕЙШИЕ СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ
Примечание: * на конец 2008 года (оценка)
-
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО УКРЕПЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИК
Размещение резервных фондов и активов Центральных банков развивающихся стран в ценных бумагах США финансирование дефицита федерального бюджета США обесценение резервов в результате низкой доходности долговых ценных бумаг американского правительства финансирование потребления домохозяйств в США скупка национальными фондами развития из развивающихся стран активов в США Последствия: протекционизм со стороны американского правительства (запрет на приобретение активов, заградительные таможенные пошлины, «торговые войны»)
-
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (конец 20-го – начало 21-го века)
Формирование глобального рынка производных финансовых инструментов и возникновение крупных хедж-фондов: использование производных финансовых инструментов для снижения локального риска в конкретной корпорации появление гибридных финансовых продуктов для уменьшения риска хедж-фонды не включены в систему регулирования Последствия: риск не исчезает, а переносится на других инвесторов решая проблему локальных рисков, никто не оценивает системный риск в совокупности Превращение производных финансовых инструментов в спекулятивный продукт в отсутствие регулирования хедж-фонды «раскачивают лодку»
-
Гипотеза сверхпузыря (Дж. Сорос)
Сверхпузырь включает: пузырь на рынке ипотеки кредитный пузырь сырьевой пузырь пузырь на рынке производных финансовых инструментов Сдувание сверхпузыря ведет к замедлению темпов развития мировой экономики
-
Последствия финансового кризиса для России
1. Грозит ли ипотечный кризис России? ДОЛЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ (в процентах от ВВП) США = 70% ВВП Европа = 40% ВВП Россия = 2,5% ВВП
-
2. Почему падает российский фондовый рынок?
Последствия финансового кризиса для России
-
ДИНАМИКА ЗВР, ПРОФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВВП РОССИИ
-
ИМПОРТ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИЮ
Доля нерезидентов на рынке акций и облигаций ~ 70% Фиксация прибыли Спекулятивная атака крупные игроки ведут спекулятивную игру на понижение мелкие инвесторы подключаются к этой игре итог: вывод капитала из страны недостаток ликвидности
-
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ
Импортируемый кризис (вклад США в падение российского рынка 35%) Внутренние причины – 37% - зависимость от иностранного капитала - отсутствие длинных денег - недостаток ликвидности - недоверие к институтам власти
-
ДИНАМИКА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
КРЕДИТЫ РОССИЙСКИХ БАНКОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ на 1 января 2008г.
- Пополнение оборотных средств - Инвестиционные кредиты
-
Изменение внешней задолженности частного сектора и золотовалютных резервов Центрального банка
-
государство предприятия домохозяйства банки остальной мир + Кредиторы, - Должники Кредиторы и должники в экономике России 2-3% 6-7%
-
ОШИБКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Борьба с инфляцией монетарными методами: сдерживание денежной массы (увеличение социальных пособий и выплат) увеличение нормативов обязательных отчислений в резервы ЦБ (удорожание кредитных ресурсов для предприятий) стерилизация денежной массы путем создания резервных фондов (ограничение инвестиционных возможностей предприятий) В России инфляция носит немонетарный характер
-
ЧТО НЕ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ ЗА ГОДЫ НЕФТЯНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Не реализована пенсионная реформа (отсутствие длинных денег) Не проведена структурная перестройка экономики (созданные госкорпорации пока «бездействуют») Не проведена институциональная реформа
-
ЧЕМ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ ЗА НЕ ПРОВЕДЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Ориентация российских заемщиков на зарубежные рынки, чему способствовали низкие процентные ставки (2003-2007гг.) Кризис ликвидности обострил проблему заимствования за рубежом, возросли процентные ставки Внешний рынок не доступен для средних и мелких компаний В условиях ограниченных возможностей привлечения капитала свертываются инвестиционные программы, что чревато замедлением темпов экономического роста Кризис ликвидности ведет к росту числа дефолтов на российском рынке Вывод: Необходимо стимулирование долгосрочных накоплений, создание условий для появления новых долговых и структурированных финансовых инструментов, развитие системы негосударственных пенсионных фондов
-
ЧЕМ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ ЗА НЕ ПРОВЕДЕННЫЕ РЕФОРМЫ (уроки Fannie Mae и Freddie Mac)
Ограничение деятельности государственных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac - полугосударственные структуры, однако действовали в интересах менеджеров, а не государства Комфортные условия деятельности способствовали расширению бизнеса (в настоящее время эти агентства предоставляют финансирование ~ для50% ипотечных займов, 10 лет назад ~ 25%) Расширение бизнеса снижение требований к оценке риска Тепличные условия притупление чувства риска Место для отставных правительственных чиновников, подбор менеджеров по принципу лояльности, а не квалификации (низкий уровень квалификации, снижение качества контроля) Вывод: Даже при наличии системы контроля за деятельностью полугосударственных структур они начинают функционировать в интересах менеджмента, что может не совпадать с интересами государства
-
ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Снижение инвестиционной активности Переход кризиса из финансового сектора в реальный сектор экономики Замедление темпов роста и сокращение объемов производства в отдельных отраслях Сокращение рабочих мест, снижение доходовнаселения, сокращение потребительского спроса Усиление социальной напряженности
-
Рост взаимного недоверия Сокращение объемов кредитования Стоимость привлечения капитала возрастет Сворачивание инвестиционных программ Угроза роста инфляции Последствия государственной поддержки: В мире - переход к госкапитализму В России – очередной передел собственности
-
ГЛУБИНА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КРИЗИСА
Продолжительность кризиса оценивается в 1,5 – 2 года Медленное восстановление, которое займет 2-3 года. По пессимистическому прогнозу эти сроки увеличиваются в два раза
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.