Содержание
-
Перспективы промышленного производства наноразмерного оливина для литий-ионных аккумуляторов нового поколения
ГК «Русские аккумуляторы» Тарнопольский В.А. Профатилова И.А.
-
Структура доклада
Основные характеристики и принцип работы литий-ионного аккумулятора; Требования к электродным активным материалам; Нанокомпозит LiFePO4*С как катодный активный материал; Производители и потребители наносодержащих аккумуляторов (nano-enabled batteries); Разработка наносодержащих литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) в ГК «Русские аккумуляторы»
-
Баланс мощности и энергоёмкости современных аккумуляторов
Li-polymer
-
Основные характеристики и развитие ЛИА
Сравнение характеристик ЛИА и конкурирующих систем US$/Вт*ч Вт*ч/л Вт*ч/кг Совершенствование литий-ионной технологии – следствие жёсткой коммерческой и научной конкуренции
-
Принцип работы литий-ионного аккумулятора (ЛИА)
LiCoO2 + C6 Li1-xCoO2 + LixC6 (катод) (анод)
-
Высокая энергоёмкость (много активных ионов Li+в структуре, элементная и структурная чистота); 2. Возможность быстрого переноса ионов Li+в объёме материала(наличие в структуре каналовили полостей для переноса ионов Li+из объёма на поверхность и обратно, сокращение дистанции переноса). 3. Высокая электронная проводимость поверхности частиц (необходимо переносить электрон со всех точек поверхности частиц до токоотвода). 4. Безопасность, дешевизна, экологичность, доступность сырья. Функция электродного активного материала и требования к нему. Внешняя цепь LiCoO2 Li+ + CoO2 + e-
-
Каналыи полости для переноса ионов Li+в структурах катодных материалов.
LiCoO2 LiMn2O4 LiFePO4
-
Современные катодные материалы для ЛИА LiCoO2: 80-90% рынка.К 2015 г. доля LiCoO2 составит от 10 до 60% по разным прогнозам LiCo1-xMxM’YO2, M, M’ = Ni, Mn, Al,… LiMn2O4: 5-7%рынка. LiFePO4: рынок зарождается. + Высокая ёмкость, малый саморазряд, сформированность рынка, простота производства - Дорогое сырьё, токсичность,проблема безопасности, малая удельная мощность. - Быстрая необратимая деградация при работе (особенно при высоких температурах). + Очень дёшево, хорошая ёмкость. - Дорогое сырьё, токсичность, + Высокая ёмкость, малый саморазряд, сформированность рынка, простота производства проблема безопасности, малая удельная мощность - Сложная технология, инерционность рынка. + Безопасно, экологично, высокая мощность, потенциально дёшевое сырьё.
-
Материал нового поколения – LiFePO4*C (оливин)
Очень быстрый транспорт лития в твёрдой фазе + бОльшая (в ~ 50-100 раз) площадь поверхности = предельные токи увеличиваются в десятки раз; Безопасен; Дешёвое сырьё; Экологичен; 60 нм 3000 нм Традиционный катодный материал Нанокомпозит:Нанокристаллы LiFePO4(50нм)с углеродным покрытием (5нм) Преимущества наноразмерного оливина по сравнению с традиционными катодными материалами: Углеродное покрытие
-
Оптимальные размеры кристаллов LiFePO4 и толщина углеродного покрытия
Микрофотографии наночастиц оливина. J.-K. Kim et al. // Journal of Power Sources 166 (2007) 211–218.
-
Контроль размеров частиц – LiFePO4 при его синтезе
Микрофотографии образцов LiFePO4, синтезируемых при различных температурах J.-K. Kim et al. // Journal of Power Sources 166 (2007) 211–218. 500оС: нанокристаллы не успели сформироваться 600оС: нанокристаллы хорошо сформированы 700оС:нанокристаллы успели агломерироваться Удельная ёмкость образцов, синтезированных при температурах 500 (а), 600 (b) и 700оС (c) 600оС 500оС 700оС Работоспособность LiFePO4 определяется размерами частиц:
-
Недостатки LiFePO4 и их преодоление
Таким образом, оливин работоспособен только в виде нанокомпозита, где частицы LiFePO4 покрыты электропроводящим углеродным нанослоем. Низкая электронная проводимость поверхности нанокристаллов; Низкая ионная проводимость в объёме кристаллов LiFePO4; Невысокая энергоёмкость; Сложная методика серийного производства; Проблема Пути решения Нанесение углеродного покрытия 1. Уменьшение размеров кристаллов сокращение диффузионного пути; 2. Модификация структуры LiFePO4; Пытаются допировать LiFePO4; Отработка технологии, наращивание объёмов производства;
-
Финансирование зарубежных разработок
Гранты Департамента Энергетики США на разработки в области разработки LiFePO4 и ОЛИА, (2009г.) http://www1.eere.energy.gov/recovery/pdfs/battery_awardee_list.pdf A123 Systems, Inc.$249.1 млн. долл. США. Manufacturing of nano-iron phosphate cathode powder and electrode coatings; fabrication of battery cells and modules; and assembly of complete battery pack systems for hybrid and electric vehicles. Saft America, Inc. 95.5 млн. долл. США. Jacksonville, FL Production of lithium-ion cells, modules, and battery packs for industrial and agricultural vehicles and defense application markets. Primary lithium chemistries include nickel-cobalt-metal and iron phosphate.
-
Производители и потребители LiFePO4
Источники: Nano-Enabled Batteries for Portable and Rechargeable Applications // Innovative Research and Products, Inc., USA, 2009;www.phostechlithium.com Основные производители LiFePO4 и ОЛИА: A123 Systems U.S., Toshiba, Valence Technology, BAK Battery,Actacell USA,BYD China, GAIA Germany, Phostech Lithium и другие. ПотребителиОЛИА и марки выпускаемой продукции: Toyota( Prius), Phoenix, Tesla Energy (Tesla Roadster), Think Nordic, Grand Tourer, Continental AG Germany (Chevy Volt).Motorcycle-Killer, Zero motorcycle, Electric cycles, Vectrix Corp., Segway. Panasonic, Sanyo.
-
Прогноз развития мирового рынка нано-ЛИА*
* Nano-Enabled Batteries for Portable and Rechargeable Applications // IRAP,2009** The Freedonia Group, Inc. Съёмная батарея для ноутбука – до 10 ч. работы Батарея для беспроводного электроинструмента Батарея для электромобиля Электромобили, гибридные ТС Развитие мирового рынка стандартных ЛИА**
-
Новые рынки для нано-ЛИА
С заменой LiCoO2 на LiFePO4 стоимость ЛИА уменьшается на 50-70%, что приводит к появлению новых рынков для ЛИА: автономные инструменты, аварийное освещение, UPS, медицинское оборудование, гибридные автомобили, электромобили, электрические велосипеды, скутеры, игрушки, инвалидные коляски, альтернативная энергетика, военные цели, итд. ЛИА типоразмера стандартного стартерного СКА Стандартныйвоенныйтипоразмер Батарея для электроскутера Батарея из 100 DD ячеек (по 7.5Aч, 320г.):360В, 500А импульсы.
-
Электровелосипед и его батарея для : 36В, 10Ач Модуль оливиновой батареи электромобиля. Triac (80 миль в час, дальность хода - 100 миль). ЛИА для портативной электроники:3В, 0.75Ач ($17 вместе с ЗУ). A123 systems. 6.6В, 2.2 Ач, 180г. (1500 руб.) Разрядные токи: 30 - 60С ОЛИАв мягком корпусе фирмы Valence.
-
Основные предприятия ГК «Русские аккумуляторы»
Аккумуляторные заводы: Подольский аккумуляторный завод. Производит стартерные свинцово-кислотные аккумуляторы с 1929г. Курский завод «Аккумулятор».Построен в 1944 г. Производит более 400 наименований аккумуляторов (свинцово-кислотные, Ni-Cd, Ni-Fe). Ежегодное производство - более 360,000,000 Ah. «Исток», г. Курск.Производство запущено в 2002г. Выпускаются стартерные свинцово-кислотные аккумуляторы. Электроисточник(г. Саратов)С 1929г. производит свинцово-кислотные стартерные аккумуляторы и серебряно-цинковые ХИТ для аэрокосмицеских, военных и специальных применений. ИТОГО: Совокупное производство – более половины производимых в России аккумуляторов. 2. Производство материалов: РязЦветМет (г. Рязань). Основанв 1953, полностью переоборудован и запущен в 2008г. Самый крупный производитель Pb/Sn и Pb/Sb сплавов. Одно из крупнейших перерабатывающих предприятий в России. 3. Компании, осуществляющие закупки и продажи батарей и материалов
-
Деятельность Холдинга «Русские аккумуляторы» в направлении организации производства LiFePO4в России
Производство материалов для ЛИА:ГК «Русские аккумуляторы» в сотруднисчествес ИОНХ РАН им. Н.С. Курнакова и ИФХЭ РАНим. А.Н. Фрумкина разрабатывает технологию производства нанокомпозиционного оливина иОЛИА. получены работоспособные образцы приемлемой ёмкости. Ведутся работы по усовершенствованию и масштабированию технологии. Производство опытных образцов ЛИА:Нами оборудована лабораторная линия по сборке и тестированию призматическихЛИА в мягкой упаковке (аналоги промышленно выпускаемой зарубежной продукции). В настоящее время мощности используются для подготовки к серийному производству и тестирования отечественных и зарубежных материалов. Сотрудничаем с:ИОНХ РАН им. Н.С. Курнакова и ИФХЭ РАН им. А.Н. Фрумкина, НПП «УФИМ», ОАО «НИИСТА», НТЦ «АНК».
-
Спасибо за внимание!
-
A Graph Showing The Energy Density Of Various Batteries Types
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.