Содержание
-
Тема 2.
Организационные формы таможенно-тарифного регулирования.
-
2.1.Таможенный тариф как инструмент экономической политики государства
-
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
-
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
-
Как правило, таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими государствами.
-
Согласно международно признанным стандартам уровень и влияние инструментов таможенно-тарифного регулирования можно определить по следующей шкале: Уровень средневзвешенной ставки Запретительный > 40 Ограничительный > 25 Умеренный 10-25 Открытый 0-10 Свободный 0
-
Импортный таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:
формирует оптимальную товарную структуру импорта оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку, защищает отдельные национальные отрасли экономики, позволяет вести активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы и пр.;
-
содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений в рамках страны, формированию оптимального торгового баланса.
-
Обычно таможенные тарифы при всех различиях между странами имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных (автономных или генеральных) пошлин, колонку минимальных (конвенциональных) пошлин и колонку преференциальных пошлин.
-
Максимальные пошлины, как правило, применяются по отношению к товарам тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление РНБ. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся государств. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию) Общую систему преференций (ОСП).
-
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. Классификация товаров означает их распределение по подгруппам, группам и разделам в соответствии с определенными признаками. В зависимости от этих признаков товары могут быть сгруппированы по отраслям производства, по материалам, из которых они изготовлены, по степени обработки и т.п.
-
В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Наряду с ней используются Брюссельская таможенная номенклатура (БТН) и Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК).
-
-
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.
-
Таможенные пошлины можно классифицировать по объекту обложения, характеру, происхождению, способу взимания, типам ставок.
-
Применяются следующие виды пошлин по объекту обложения (направлению движения): экспортные (вывозные), импортные (ввозные), транзитные.
-
Экспортными пошлинами облагаются товары, которые вывозятся за пределы данной страны.
-
Экспортная пошлина может налагаться с целью:
фискальной (наполнение бюджета); предотвращения вывоза дешевого сырья; направления потоков товаров на внутренний рынок; загрузки национальных производственных мощностей.
-
В настоящее время экспортные пошлины в том или ином виде применяют около 40 стран, которые относятся к категории развивающихся или стран с переходной экономикой. Примерно в половине указанных стран экспортные пошлины действуют в отношении всего двух-трех товаров, имеющих принципиальное значение для национальной экономики. Экспортные пошлины применяются чаще по отношению к природным ресурсам, чем к другим товарам. Экспортные пошлины охватывают 11% мировой торговли природными ресурсами, в то время как для мировой торговли в целом данный показатель составляет 5%.
-
В России экспортные пошлины являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика. Суммарные поступления экспортных пошлин составляют 17,8% доходов консолидированного бюджета и 6,8% ВВП. На экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты приходится основная часть всех поступлений экспортных пошлин. Доля экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в общем поступлении экспортных пошлин составляет 88,1%.
-
Постановлением Правительства РФ с 1 февраля 2015 года вводится вывозная таможенная пошлина на пшеницу в размере 15% таможенной стоимости плюс €7,5, но не менее €35 за 1 тонну»
-
Таможенная пошлина на импорт является одним из наиболее распространенных методов ограничения торговли и представляет собой государственный денежный сбор с ввозимых на таможенную территорию страны товаров. Таким образом, импортными пошлинами облагаются товары, которые ввозятся на территорию страны.
-
Импортный таможенный тариф применяется в целях:
создания благоприятных условий для развития отечественного производства; регулирования конкурентного влияния иностранных товаров на рынок Украины в целях развития равной и справедливой конкуренции; формирования рациональной структуры потребительского рынка на основе сбалансированного предложения внутренних и внешних ресурсов; увеличение доходной части Госбюджета; улучшения состояния платежного баланса государства; содействия структурной перестройке национальной экономики; решения торгово-политических задач во взаимоотношениях с иностранными государствами, их союзами и группами.
-
Импортный тариф строится на таких основных положениях таможенно-тарифной политики, как:
- “эскалация таможенного тарифа” – это повышение ставок пошлины по мере степени обработки продукции; - “эффективный таможенный тариф” – это установление низких ставок для товаров, необходимых для развития производства; - наполнение доходной части Государственного бюджета за счет установления высоких ставок пошлин для товаров с малой эластичностью спроса; - согласно теореме симметрии Лернера импортная таможенная пошлина – это налог и на экспорт, поскольку она повышает реальный курс национальной валюты и делает экспорт менее полезным;
-
Формирование действующего в определенный отрезок времени таможенного тарифа должно проводиться с учетом реального состояния экономики страны. Для этого необходимо учитывать следующие факторы: конкурентоспособность отечественной продукции, возможности внутреннего производства и сроки освоения продукции, степень дефицитности товара, уровень его производственной и социальной важности, сохранение и создание новых рабочих мест, возможности привлечения иностранных и стимулирования внутренних инвестиций и др.
-
Транзитные пошлины – это пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей.
-
Таможенные пошлины по способу начисления
Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды: 1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.
-
Адвалорные пошлины - начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых пошлиной. Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу, применяются наиболее часто. Они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета.
-
Таблица. Пример адвалорной ставки пошлины
-
Специфические пошлины - начисляются в установленном размере к единице измерения товара (веса, площади, объема и т.д.). Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары. Уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
-
Таблица. Пример специфической ставки пошлины
-
Комбинированные которые объединяют специфические и адвалорные пошлины.
-
Комбинированные которые объединяют специфические и адвалорные пошлины.
-
Особые виды таможенных пошлин: -Специальная пошлина. Применяется для защиты отечественных производителей от импортных конкурирующих товаров; для предотвращения недобросовестной конкуренции; в ответ на дискриминационные действия со стороны других государств. -Антидемпинговая пошлина. Согласно правилам ГАТТ/ВТО с целью защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины. -Компенсационная пошлина. Применяется в случае ввоза на территорию страны товаров, при производстве или экспорте которых использовались субсидии.
-
В соответствии с пунктом 2 ст. 29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей: - применения тарифных преференций; - применения непреференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
-
Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран: 1.Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок). 2.Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.). К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются. Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции". К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.
-
Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров 1. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. 2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. 3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами. (часть вторая введена Протоколом от 16.04.2010) 4. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.
-
Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009.
2.2. Товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считаются: а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории либо в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна, либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;б) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране;в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промыслав данной стране;е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего суднаданной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте "е";з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в подпунктах "а" - "к" настоящего пункта.
-
Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий: а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки ;б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место; в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
-
3.1. Не отвечающими критерию достаточной обработки/переработки товара считаются: а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);д) операции по покраске или полировке;е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;р) комбинация двух или более указанных выше операций.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.