Презентация на тему "Диалектика. Категории диалектики."

Презентация: Диалектика. Категории диалектики.
Включить эффекты
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Диалектика. Категории диалектики."? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 40 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по философии. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    40
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Диалектика. Категории диалектики.
    Слайд 1

    Диалектика.Категории диалектики.

    Выполнила: студентка 31 группы Козлакова Юлия

  • Слайд 2

    Развитие науки и жизненный опыт обнаруживают тесную взаимосвязь и взаимную обусловленность предметов и явлений. Многовековой опыт человечества, долгое и трудноеразвитиеестествознания ифилософии доказывают, что как бы своеобразны ни были те или иные явления, какими бы обособленными они ни казались, все они представляют собой проявления единого, целостного в своей материальности мира. Тысячами, миллионами нитей каждый предмет связан с остальным миром, образуя в итоге единый процесс всеобщей универсальной связи и взаимодействия всего совсем. Связи между явлениямиматериального мира чрезвычайно многообразны. Важно выделить из всей совокупности связей наиболее общие, существенные, необходимые. Такие связи называют закономерными. Эти закономерные связи находят выражение в законах. Закон – объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Исследованием наиболее общих связей, присущих всем сферам действительности, и наиболее общих черт развития занимаетсядиалектика.

  • Слайд 3

    Диалектика – это…

    (греч.  — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; Учение о всеобщей связи и развитии мира. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

  • Слайд 4

    В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    Диалектика античности (Сократ, Платон). Диалектика немецкой классической философии (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Материалистическая (марксистская) диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы и др.)

  • Слайд 5

    Диалектика античности и Средних веков

    Сократ

  • Слайд 6

    Античная диалектика

    основана на чувственном восприятии материального мира; формулировала понимание действительности, совмещающей в себе противоположности; представление космоса в виде завершённого целого; понимание изменчивости вещей как результат превращенияодного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой.

  • Слайд 7

    Великароль в истории диалектики философа Сократа.Именно он привел в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканиемистины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной теории диалектики, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей диалектику.

  • Слайд 8

    Сократ

  • Слайд 9

    В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Аудитория напоминает аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекцию профессор. На профессорской кафедре лежала огромная книга. Слово “лекция” означает “чтение”. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями “отцов церкви”, с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси. Средневековые институты

  • Слайд 10

    Аудитория средневекового университета

  • Слайд 11

    Понятие диалектики в немецкой классической философии

  • Слайд 12

    Период немецкой классической философии рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познанияКант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Вслед за Кантом Шеллингразвивает диалектическое понимание процессов природы. И. Кант Ф. Шеллинг

  • Слайд 13

    Материалистическая диалектика К. Маркс Ф. Энгельс

  • Слайд 14

    Материалистическая диалектикасоставляет ядро марксистского философского мировоззрения. Высшая ступень в развитии материалистической диалектики - марксистская диалектика была создана Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Марксистская материалистическая диалектика органически объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира.

  • Слайд 15

    Диалектика определяет подход к изучению окружающего мира, т.е. выступает как метод научного познания; исследует все связи действительности; суть диалектики – исследование противоречий; Выводы:

  • Слайд 16

    Противоположностью диалектики является метафизика

    Метафизика – 1. буквально означает “то, что следует после физики”. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

  • Слайд 17

    диалектическая Две концепции развития метафизическая

  • Слайд 18

    Мир развивается. Существует качественно разнородные формы движения материи – от низших (механическая) к высшим (биологическая и социальная) Механическая форма движения – главная, к которой сводятся все другие формы движения Развивается ли мир?

  • Слайд 19

    Развитие –превращение количественных изменений в качественные, скачкообразный переход от низшего к высшему, от старого к новому и от нового к новейшему, поступательные движение по восходящей линии, спирали. Каковы характер и направление развития? Развитие –постепенное количественное увеличение или уменьшение предметов и явлений, движение по кругу, нескончаемое повторение одних и тех же форм. Развитие не ведет к новому.

  • Слайд 20

    Движение по кругу Движение по спирали

  • Слайд 21

    Материи свойственносамодвижение, саморазвитие, источник которой – внутренние противоречия в предметах, явлениях, единство и борьбы противоположностей. В чем источник и причина развития? Материя – косна, инертна, её естественное состояние – неподвижность, равновесие. Причина наблюдаемого движения материи – посторонняя сила, внешний толчок, божественное вмешательство, субъект и т.п.

  • Слайд 22

    «Современное естествознание доставило…чрезвычайно богатый, с каждым днём увеличивающийся материал и этим материалом доказано, что в природе всё совершается в конечном счёте диалектически, а не метафизически» Энгельс Ф.

  • Слайд 23

    Как всякая наука, диалектика имеет свой аппарат научных понятий, или категорий, которые выражают наиболее общие взаимосвязи объективной действительности. Остановимся кратно на некоторых категориях диалектики.

  • Слайд 24

    ПРИЧИНА (явление, которое вызывает или изменяет другое явление) Категории диалектики СЛЕДСТВИЕ (результат действия причины) (движение Луны вокруг Солнца) (морские приливы и отливы)

  • Слайд 25

    СУЩНОСТЬ (внешние характеристики объекта) ЯВЛЕНИЕ (внешнее обнаружение сущности) (движение электронов) (свет лампочки, нагревание электрического прибора)

  • Слайд 26

    СЛУЧАЙНОСТЬ (форма проявления необходимости) НЕОБХОДИМОСТЬ (связь явлений и процессов) (выпадение на землю атмосферных осадков) (гибель от града посевов на участке)

  • Слайд 27

    И другие категории:

    Форма Возможность Содержание Действительность Единичное Особенное Всеобщее

  • Слайд 28

    «Перед человеком сеть явлений природы, инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать её и овладевать ею» В.И.Ленин

  • Слайд 29

    Категории диалектики – предельно широкие понятия, которые отражают наиболее общие свойства и отношения предметов и явлений действительности; Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма категорий диалектики - раскрывает содержание диалектики; Парные категории раскрывают систему связей и явлений. Выводы:

  • Слайд 30

    рассматривал диалектику как «искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре» Сократ

  • Слайд 31

    называл диалектикой «логический метод, с помощью которого идет познание сущего идей, движения мысли от низших понятий к высшим» пЛАТОН

  • Слайд 32

    диалектика – «всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории» Г. Гегель

  • Слайд 33

    писал: "Главные законы: превращение количества и качества — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, — развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, — спиральная форма развития" Ф. Энгельс

  • Слайд 34

    В.И. Ленин « Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе, развитие, так сказать по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и тесная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как… учения о развитии»

  • Слайд 35

    Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектика – 1.греч.  — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; 2. Учение о всеобщей связи и развитии мира. 3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Закон - объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Категории диалектики – общие понятия, которыми используются для раскрытия сути диалектических проблем. Метафизика - 1. буквально означает “то, что следует после физики”. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Причина - явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Следствие - результат действия причины. Сущность – внешние характеристики объекта Явление - внешнее обнаружение сущности Необходимость – связь явлений и процессов. Случайность – форма проявления необходимости. Словарь

  • Слайд 36

    1) Что такое диалектика ? А) это наука о бытие Б) это искусство вести спор В) это наука о законах движения 2) Кто из перечисленных философов связан с понятием диалектики? А) О.Кант Б) М.Л. Ломоносов В) Платон 3)Противоположный диалектике философский метод? А)Патристика В)Метафизика С)Схоластика А Проверочные задания

  • Слайд 37

    4)Этот философ в античности ввел сократический метод ведения беседы. А)Аристотель В)Фалес С)Сократ 5) Сколько концепций развития выделяют в разделе «диалектика»? А)2 В)5 С)1 6)Диалектика имеет свой аппарат научных понятий, или … А)значений В)определений С)категорий

  • Слайд 38

    Соотнесите: В Сущность и явление Необходимость и случайность Причина и следствие

  • Слайд 39

    Вопрос на размышление: Как вы думаете, можно ли в наше время использовать диалектический метод? С

  • Слайд 40

    Литература:

    Большая советская энциклопедия runews.radeant.com quemquam.ru filosof.historic.ru http://semenov.webservis.ru/passions/philosophy/qandaonphil/q09.html

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке