Содержание
-
Международный опыт обращения со ртутью. Влияние ртути на здоровье. Конвенция Минамата
Семинар ПРООН, Казахстан Опасные вещества в товарах и отходах Август, 2014 Ольга Сперанская Сопредседатель IPEN/ «Эко-Согласие» olga@ipen.org www.ipen.org www.ecoaccord.org
-
Тематические области: Тяжелые металлы Электронные отходы ООП: Пестициды СОЗ и пестициды ВНРЭС нано Биомониторинг Химические вещества в товарах Вещества, нарушающие работу эндокринной системы (ВНРЭС) Диоксины, ПХБ, отходы
-
IPEN
-
IPEN
-
Greenwomen Обзор Ртутное загрязнение: реалии нового времени Казахстан
-
Центр «Эко-Согласие» ИСТОЧНИКИ ВЫБРОСА РТУТИ В РОССИИ Обзор ситуации в шести городах страны
-
-
Ртуть – глобальный загрязнитель
Последние 20 лет: Загрязнение ртутью возросло в 3 раза в результате деятельности человека. Эмиссия в Восточной Азии и Индии возросла в 2 раза
-
Эмиссия Ежегодная эмиссия ртути в мире от антропогенных источников (данные 2010 года)
-
Потребление Ежегодное потребление ртути в мире
-
Чем вызвана глобальная обеспокоенность проблемами ртути? От промышленных и других источников ртуть попадает в воздух, воду и почву Накапливатся в экосистемах и пищевой цепочке Устойчива и может переноситься на большие расстояния с воздушными массами Причиняет существенный вред здоровью и окружающей среде
-
Последствия воздействия ртути
поражение мозга, умственная отсталость, слепота, припадки, нарушение речи, расстройства нервной и пищеварительной систем, повреждение почек, раздражительность, страх, тремор, нарушения зрения и слуха, проблемы с памятью. Кратковременное воздействие паров металлической ртути может вызывать поражение легких, тошноту, рвоту, повышение кровяного давления или учащение сердцебиения, раздражение кожи и глаз
-
Влияние ртути на развитие плода
У плода концентрация ртути в 8 раз больше, чем у матери Ртуть накапли вается в печени, почках и мозге младенца, передается с кровью и молоком матери Воздействие даже небольших доз ртути на плод и детей приводит к отставанию в умственном развитии, поведенческим нарушениям, к неспособности учиться и воспринимать информацию
-
Болезнь Минамата — синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути, преимущественно метилртутью. Обнаружена в Японии, в префектуре Кумамотов городе Минамата в 1956 году. Симптомы: нарушение моторики, паралич, нарушение сознания. Причина - продолжительный выброс компанией «Chisso» в воду залива Минамата ртути, которую донные микроорганизмы в своём метаболизме преобразовывали в метилртуть.
-
Глобальная проблема – глобальное исследование
Ртуть в рыбе и волосах людей
-
Страны – участницы проекта
14 стран: Россия, Чехия, Италия, Албания, Португалия Мексика, Уругвай Таиланд, Индонезия, Япония Танзания, Камерун США (Аляска) Острова Кука
-
Источники эмиссии ртути
Кустарная добыча золота ТЭЦ на угле Хлорно-щелочное производство Загрязненные территории Смешанное загрязнение Глобальный перенос
-
Предельно допустимые дозы
Уровень ртути в рыбе - 0.22 ppm Уровень ртути в волосах: 1.0 ppm Американское агентство по охране окружающей среды
-
ТЭЦ на угле в Тайланде
Индустриальный парк Tha Tum
-
ТЭЦ в Тайланде
Индустриальный парк Tha Tum – 75 предприятий и ТЭЦ ТЭЦ – 900 000 тонн золы сбрасывается в реку ежегодно Содержание ртути в рыбе и волосах – выше ПДК Образцы рыбы – 85% Образцы волос – 100%
-
Хлорно-щелочное производство: Чехия и Россия
-
Чехия – два завода расположены вблизи реки. Выбросы зафиксированы во все среды Россия – завод расположены около Волги. 400 кг ртути ежегодно выбрасывается в воду Содержание ртути в волосах и рыбе выше ПДК В Чехии – 88% образцов рыбы В России - 97% образцов рыбы, 67% образцов волос
-
Глобальный перенос: острова Кука, Италия, Португалия, Уругвай, США-Аляска
-
Глобальный перенос:
Содержания ртути выше ПДК острова Кука - 89% образцов волос Италия – 100% образцов рыбы Португалия – 100% образцов рыбы Уругвай – 100% образцов рыбы США-Аляска – 43% образцов рыбы
-
Выводы
Выявленные горячие точки загрязнения ртутью - реальная угроза здоровью Новая конвенция по ртути – начало борьбы с реальной угрозой Что может ковенция и чего она не может?
-
Конвенция Минаматская конвенция по ртути Глобальное соглашение по защите здоровья людей и окружающей среды от негативного воздействия ртути Принята 11 октября 2013 года в Японии Вступит в силу спустя 90 дней после ратификации 50 государствами
-
На что направлена КОНВЕНЦИЯ?
ограничение предложения ртути и торговли ртутью, на постепенный отказ от применения и прекращение использования определенных продуктов и процессов с применением ртути, на контроль выбросов ртути.
-
Основные положения
соглашение отражает глобальный консенсус, что ртутное загрязнение представляет серьезную угрозу для здоровья человека и для окружающей среды, и чтобы эту угрозу сократить необходимо действовать для минимизации и ликвидации выбросов и сбросов ртути.
-
Добровольные и обязательные меры, комбинация мер
Только добровольные меры: "Загрязненные объекты" (Статья 12); "Медицинские аспекты" (Статья 16); "Исследования, разработки и мониторинг" (Статья 19); "Планы реализации" (Статья 20).
-
Обязательства сторон Минаматской конвенции Обязательства
-
Источники поставок ртути и торговля ею Статья 3 : Страны обязаны прекратить добычу первичной ртути, включая: Запрет на новую добычу ртути после вступления Конвенции в силу для страны Запретить существующую добычу первичной ртути в течение 15 лет после вступления Конвенции в силу для страны
-
Источники поставок ртути и торговля ею Статья3 включает: Запрет на экспорт ртути, за исключением: целей, разрешенных Конвенцией или для экологически безопасного временного хранения; и при письменном согласии правительства-импортера. выявлять большие запасы ртути или ртутных соединений (в объеме свыше 50 метрических тонн) и большие источники поставок ртути (в объеме свыше 10 метрических тонн в год) Гарантировать, чтобы ртуть в результате вывода из эксплуатации установок для хлорно-щелочного производства удалялась бы в соответствии с принципами Конвенции и не использовалась повторно.
-
Продукты с добавлением ртути Статья 4: Стороны обязаны к 2020 году прекратить производство и использование (Приложение А): Аккумуляторы (исключение составляют серебряно-цинковые таблеточные аккумуляторы с содержанием ртути менее 2% и воздушно-цинковые таблеточные аккумуляторы с содержанием ртути менее 2%) Измерительные приборы(барометры; гигрометры; манометры; термометры; сфигмоманометры) Большая часть переключателей и реле
-
Продукты с добавлением ртутиСтатья 4: Стороны обязаны к 2020 году прекратить производство и использование (Приложение А)
Лампы с высоким содержанием ртути : Лампы люминесцентные малогабаритные (ЛЛМ) общего освещения мощностью 30 ватт или менее и содержанием ртути свыше 5 мг в колбе лампы Лампы люминесцентные трубчатые (ЛМТ) общего освещения: a) с трехцветным люминофором мощностью менее 60 ватт с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе; b) с галофосфатным люминофором мощностью 40 ваттилименее и содержанием ртути свыше 10 мг в лампе Лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные (РВДП) Ртуть в лампах люминесцентных с холодным катодом и лампах люминесцентных с внешним электродом (ЛЛХК и ЛЛВЭ) для электронных дисплеев: a) коротких (≤ 500 мм), с содержанием ртути свыше 3,5 мг в лампе; b) средних (> 500 мм и ≤ 1500 мм), с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе; c) длинных (> 1500 мм), с содержанием ртути свыше 13 мг в лампе
-
Пестициды, биоциды и локальные антисептики Косметика (с содержанием ртути свыше 1 части на миллион), включая мыло и кремы для осветления кожи, за исключением косметики для зоны глаз, в которой ртуть применяется в качестве консерванта и для которой эффективные и безопасные консерванты-заменители не существуют Амальгама для зубных пломб - срок не установлен
-
Производственные процессы, в которых применяются ртуть или ртутные соединения Статья 5 включает (Приложение В): Срок поэтапного вывода ртути из обращения: Хлорно-щелочное производство - 2025 год Производство ацетальдегида, в котором ртуть или ртутные соединения применяются в качестве катализатора - 2018 год Сокращение использования ртути при производстве мономера винилхлорида: сокращения выбросов и высвобождений ртути в окружающую среду; поддержкаисследованиям и разработкам в области безртутных катализаторов и процессов; недопущение использования ртути, еслибезртутные катализаторы, основанные на существующих процессах, станут практически реализуемыми в техническом и экономическом отношении
-
Производственные процессы, в которых применяется ртуть или ее соединения
Статья 5 включает (Приложение В): Для процессов ВХ, метилатов/этилатов калия или натрия Стороны должны сократить использование ртути на единицу продукции на 50% к 2020 г. по сравнению с уровнем 2010 г. Но поскольку это рассчитывается для отдельного предприятия, то общий объем применения (и выбросов) ртути может увеличиваться по мере строительства новых предприятий.
-
Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча 37% общей эмиссии ртути Статья 7: принимать меры с целью сокращения и, где это возможно, прекращения применения ртути и ртутных соединений Стороны с существенной КЗД должны:
-
Разработать и выполнять национальный план действий: (Приложение С) Стратегии сокращения эмиссии и сбросов ртути и ее воздействия Стратегии регулирования торговли ртутью Стратегии вовлечения заинтересованных сторон Стратегии в области здравоохранения и информирования Шаги по формализации и регулированию сектора КЗД Расписания выполнения Плана действий
-
Контроль промышленных источников эмиссии ртути Угольные электростанции и промышленно-отопительные котлы (24%) Цветная металлургия(свинец, цинк, медь и промышленное золото) (10%) Производство цемента (9%) Сжигание отходов(?) Совместно эти источники отвечают за45%глобальной эмиссии ртути
-
Основные положения
Статья 8 Выбросы (в атмосферу): "контролировать и - в осуществимых случаях - сокращать выбросы ртути и соединений ртути..." источники выбросов в атмосферу: ТЭЦ на угле, процессы обжига и плавки в производстве цветных металлов (только свинец, цинк, медь и промышленное производство золота); сжигание отходов, а также предприятия по производству цементного клинкера. Подготовка национальнрого плана по контролю выбросов ртути Более жесткие меры для новых источников
-
Обязательства по промышленным выбросам Статья 8 включает: Для новых источников: требуется применение НИМ и НВП в течение 5 лет после вступления конвенции в силу для страны. Руководство по НИМ и НВП будет принято на первой КС. Для существующих источников: применять меры контроля в течение 10 лет после вступления конвенции в силу Формирование и ведение кадастра выбросов не позднее,чем через 5 лет после вступления Конвенции в силу
-
Высвобождение ртути на землю и в воду Статья 9 включает: Каждая Сторона, не позднее чем через три года после даты вступления для нее в силу Конвенции и далее на регулярной основе, выявляет соответствующие категории точечных источников Через 5 лет после вступления Конвенции в силу страна ведет кадастр высвобождений ртути из соответствующих источников Принимает меры по контролю выбросов ртути от выявленных источников
-
Экологически безопасное временное хранение ртути, кроме ртутных отходов Статья 10: Принимать меры для обеспечения того, чтобы временное хранение ртути и ртутных соединений, предназначенных для вида использования, разрешенного Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией, осуществлялось экологически безопасным образом.
-
Ртутные отходы Статья 11 Стороны обязаны: регулировать отходы экологически безопасным образом с учетом руководящих принципов Подвергать отходы регенерации, рециркуляции, восстановлению или повторному использованию только в рамках вида использования, разрешенного Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией, или в целях экологически безопасного удаления
-
Загрязненные участки Статья 12 включает: Каждая Сторона прилагает усилия для разработки надлежащих стратегий по выявлению и оценке участков, загрязненных ртутью или ртутными соединениями Любые действия по снижению рисков, которые представляют собой такие участки, осуществляются экологически безопасным способом и включают оценку рисков для здоровья человека и окружающей среды Конференция Сторон примет руководство по обращению с загрязненными участками
-
Исключения, предоставляемые стране по запросу
Статья 6 Открытый реестр исключений Максимальная отсрочка – 10 лет
-
Медицинские аспекты
Статья 16 : стратегии и программы для определения и защиты подверженных риску групп населения; научно обоснованные образовательные и профилактические программ; медицинские меры для профилактики, лечения и медицинского обслуживания; укрепление институционального и профессионального потенциала для профилактики, диагностики, лечения и мониторинга риска для здоровья, вызываемого воздействием ртути.
-
Статья 17 Обмен информациейСтатья 18 – повышение информированности
«информация по вопросам здоровья и безопасности людей и окружающей среды не должна считаться конфиденциальной». Стороны будут использовать существующие механизмы информирования или же рассмотрят вопрос о разработке таких механизмов как РВПЗ
-
Создание потенциала, техническое содействие и передача технологии
Статья 14: Стороны сотрудничают для повышения потенциала и передачи технологий Стороны, являющиеся развитыми странами развивают и облегчают при поддержке частного сектора и других заинтересованных субъектов разработку, передачу и распространение современных экологически обоснованных альтернативных видов технологии, а также доступ к ним
-
Научные исследования, разработки и мониторинг
Статья 19: Стороны сотрудничают для разработки и улучшения: a) кадастров ртути и ртутных соединений; b) моделирования и мониторинга уровней ртути и ртутных соединений в уязвимых группах населения и компонентах окружающей среды и обмена информацией; c) оценок воздействия ртути и ртутных соединений на здоровье человека и окружающую среду; e) информации об экологическом цикле, переносе (включая перенос на большие расстояния и осаждение), преобразовании и круговороте ртути и ртутных соединений в различных экосистемах выбросами и высвобождениями ртути и ремобилизацией ртути из ранее образовавшихся осаждений; f) информации о торговле ртутью, ртутными соединениями и продуктами с добавлением ртути; и g) информации и научных исследований.
-
Планы реализации
Статья 20 : консультироваться с национальными заинтересованными сторонами для содействия в разработке, реализации, пересмотре и обновлении своих планов выполнения
-
Предоставление информации
Статья 21: Каждая Сторона представляет Конференции Сторон информацию о принимаемых ею мерах по осуществлению положений настоящей Конвенции и об эффективности таких мер и возможных проблемах Каждая Сторона включает в свою отчетность информацию, предусмотренную статьями Конвенции. Периодичность определяется на КС-1
-
Вероятная финансовая поддержка
будет в приоритетном порядке направляться для выполнения обязательных мер Новая Стратегия Глобального экологического фонда отдает приоритетное внимание Минаматской конвенции – с 1 июля 2014 по 30 июня 2018гг
-
Ожидается, что Конвенция вступит в силу в 6-ой период действия ГЭФ-6 Статья 13: Трастовый фонд ГЭФ Целевая международная программа предоставление новых, предсказуемых, адекватных и своевременных финансовых ресурсов
-
Источники наполнения финансового механизма
Различные источники: Частный сектор Многосторонние доноры Региональные Двусторонние проекты
-
Финансовый механизм
Работают под управлением КС и подотчетны КС специальная международная программа будет финансироваться на добровольной основе Анализ финансового механизма – КС 3
-
Обязанности Сторон
Каждая Сторона обязана выделять ресурсы на реализацию соглашения с учетом национальных политических мер, приоритетов, планов и программ. Разнообразные источники финансирования
-
Приоритетное финансирование
Выполнение обязательных мер Химическая стратегия ГЭФ-6
-
Химическая стратегия ГЭФ
Финансовый инструмент химических соглашений - 4 Конвенции и СПМРХВ Роль ГЭФ в реализации Конвенции Минамата в промежуочный период – содействие ратификации и вступлению в силу
-
ГЭФ и Конвенция Минамата
Компонент по ртути в Стратегии ГЭФ Поддержка деятельности по подготовке к выполнению положений Конвенции; Детальная инвентаризация Разработка законодательства, мест для хранения запасов Деятельность по КДЗ Инвестиции в альтернативные процессы и товары без ртути Семинары по повышению потенциала и информированию
-
Условие предоставление финансирования
Должно отвечать потребностям стран Софинансирование Участие общественности
-
ГЭФ и Конвенция Минамата
Требования при предоставлении финансировании Установить четкую систему отчетности об используемых средствах Оценить эффективность финансирования потребностей развивающихся стран Выделять финансирование, в первую очередь, на: закрытие первичной добычи ртути, контроль эмиссии ртути в атмосферу, восстановление загрязненных территорий, инвентаризация источников
-
Спасибо за внимание!www.ipen.orgwww.ecoaccord.org
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.