Содержание
-
Физика в музыке Интегрированный урок для 9 класса 5klass.net
-
Урок подготовили:
Учащиеся 9Б класса и Алевтина Антоновна Петриченко – учитель физики первой категории МОУ «СОШ № 30» г.Чебоксары. Надежда Николаевна Михайлова – учитель музыки высшей категории МОУ «СОШ № 30» г.Чебоксары.
-
Цели урока:
1. Показать причинно – следственные связи в окружающем мире; 2. Расширить кругозор учащихся по теме: «Звуковые колебания и волны»; 3. Проанализировать источники информации, провести эксперимент; 4. Закрепить полученные знания и умения.
-
Задачи урока:
1. Активизировать умственную деятельность 2. Исследовать характеристики звуков;3. Выяснить механизмы звукообразования музыкальных инструментов; 4. Творчески осмыслить изученный материал; 5. Обобщить знания; 6. Увидеть результаты своего труда.
-
Звуковые колебания и волны
-
-
Распространение звуковых волн
Источник звука Передающая среда Приемник звука
-
Слуховой аппарат человека Частотный диапазон звуков, воспринимаемых ухом от 16–20 до 20 000 Гц Частотный диапазон речи ............................................................ 1200–9000 Гц Частота звуковых колебаний, к которым наиболее чувствительно ухо - 500–3000 Гц Расстояние между правым и левым ушами взрослого человека около 18 см Форма барабанной перепонки ............................................................. Овальная Масса молоточка ................................................................................. около 23 мг Масса наковальни ............................................................................... около 25 мг Масса стремечка ...................................................................................около 3 мг Площадь наружного отверстия слухового канала уха ................. 0,3–0,5 см² Площадь барабанной перепонки ......................................................... 0,1 см²
-
Характеристики звука.
Сила звука Зависит от амплитуды колебания звучащего тела Громкость звука Зависит от звуковой волны, от чувствительности уха. Допустимая громкость 30 – 40 дБ Высота звука Зависит от частоты колеблющегося предмета. Тембр Тембр – это характерная окраска звука голоса или музыкального инструмента Зависит от источника, позволяет различить два звука одинаковой высоты и громкости.
-
Амплитуды разные, частоты одинаковые Амплитуды одинаковые, частоты разные Амплитуды одинаковые, частоты одинаковые Графики колебаний различной амплитуды и частоты
-
Осциллограммы колебанийсоответствующие ноте «ля», взятой на разных инструментах и разными голосами.
-
Тон музыкальной настройки
Основным тономмузыкальной настройки считается «ля» первой октавы. Частота основного тона (нормального, или стандартного) равна 440 Гц. Камертон служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении
-
Высота голоса певца зависит от длины голосовых связок и их натяжения.
У мужчин длина голосовых связок 18–25 мм (бас – 25 мм, тенор – 18 мм), у женщин 15–20 мм (альт – 20 мм, сопрано – 15 мм).
-
Схему частотных диапазонов вы видите на слайде.
-
Есть звуки, не слышимые человеческим ухом - это инфразвук и ультразвук.
-
Инфразвук
Инфразвуки возникают при сильном ветре и морском волнении, во время грозы и землетрясения, они сопровождают работу различных промышленных установок и средств транспорта. Колебания частотой 7 Гц опасно воздействуют на мозг человека, возможно, потому, что эта частота соизмерима с периодом альфа-ритмов, одной из составляющих биотоков мозга. Человеческое сердце сокращается с частотой~1Гц
-
Ультразвук
Ультразвуковые исследования (УЗИ) применяются в медицине. Успешно применяется ультразвук в металлургии: для обнаружения трещин и других дефектов в толще металла, для определения глубины моря, для обнаружения косяков рыбы в океане. Длительное воздействие на живой организмопасно: нити водорослей разрываются, живые клеточки лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1–2 мин; температура тела испытуемых животных повышается (у мыши, например, до 45 °С). S=V
-
Рассмотрим возникновение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов
-
Струнные музыкальныеинструменты
-
Струнно – щипковые музыкальные инструменты
балалайка арфа гитара
-
Струнно - смычковые музыкальные инструменты скрипка виолончель Матоуцинь - монгольский народный инструмент контрабас
-
Почему скрипка и гитара имеют продолговатую форму
-
Духовые музыкальныеинструменты
-
Медно - духовые музыкальные инструменты
валторна тромбон труба саксофон
-
Деревянно - духовые музыкальные инструменты
Из глины
-
Народно - духовые музыкальные инструменты
Губная гармошка Аккордеон Сурна
-
Самый большой в мире клавишно -духовой инструмент орган находится в США, В Филадельфии в универмаге Macy's. Играет он два раза в день. В праздничные дни в универмаге даже проходят концерты.
-
Органные трубы
-
Масса органа составляет 287тонн.У органа 28 482трубы, 6 ручных клавиатур (мануалов), 42 ножных педали и звук фантастической мощи.
-
Ударные музыкальныеинструменты
-
Ударно - клавишные музыкальные инструменты
фортепиано ксилофон цимбалы
-
Электронный синтезатор звуков
-
Медно - ударные музыкальные инструменты
С определённой высотой звучания: Ковбеллы
-
Ударно - шумовые музыкальные инструменты —
С неопределённой высотой звучания:
-
Эксперимент
Ритмическое сопровождение чувашской песни на простейших музыкальных, ударных инструментах
-
Тест
1 вариант 1.Какое насекомое чаще машет крыльями? Ответ: а)комар б)муха 2.Какие волны используют для измерения глубины моря? Ответ: а)звуковые б)ультразвуковые в)инфразвуковые 3.От чего зависит громкость звука? Ответ: а)от амплитуды колебания б)от частоты колебания 2 вариант 1.Какое насекомое чаще машет крыльями? Ответ: а)оса; б)шмель 2.Спомощью каких волн узнают о приближающемся шторме? Ответ: а)ультразвуковые б)инфразвуковые в)звуковые 3.От чего зависит высота звука? Ответ: а)от амплитуды колебания б)от частоты колебания
-
1 вариант 4.На каком расстоянии находится грозовой фронт, если звук грома вы услышали на з сек. позже, чем увидели молнию? Скорость звука в воздухе 340м/с 5.Какой звук выше? 6.Определите тембр голоса певца. Ответ: а) альт б) тенор в) бас 2 вариант 4.На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный ультразвуковой сигнал вернулся через 3сек? Скорость звука в воде 1500м/с 5.Какой звук выше? 6. Определите тембр голоса певицы. Ответ: а) сопрано б) тенор в) альт
-
Ответы
1 вариант 1.а 2.б 3.а 4.1020м 5.а 6.в 2 вариант 1.а 2.б 3.б 4.6000м 5.б 6.а
-
Рефлексия
-
Выводы:
Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания упругого тела. Воздушная волна действует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Музыка занимает в жизни человека большое место, будь то классическая или рок-музыка. При ее прослушивании в головном мозге человека происходят различные процессы, вызывающие синтез гормонов счастья Слушайте музыку, которая доставляет вам удовлетворение, делает вашу душу чище, красивее и богаче…
-
Слова и музыка Олега Митяева
1.Изгиб гитары жёлтой Ты обнимаешь нежно, Струна осколком эха Пронзит тугую высь. Качнется купол неба Большой и звёздно-снежный. Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались! 2.Как отблеск от заката Костёр меж сосен пляшет. Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись! И кто-то очень близкий Тебе тихонько скажет: «Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.