Содержание
-
Урок-исследование по физике «Поверхностное натяжение. Мыльные пузыри», 10 класс
-
Актуализация знаний.
Какие силы действуют вдоль поверхности жидкости? От чего зависит величина силы поверхностного натяжения? Где мы можем наблюдать проявление этого явления?
-
Проблемный опыт
При помощи вебкамеры демонстрируем опыты с разбеганием крошек пробки на поверхности воды под действием мыльного раствора и разрывание капель масла спиртом. Обсуждаем вопросы: Почему крошки пробки «разбегаются» под действием мыльного раствора? Почему капля масла «взрывается» под действием спирта?
-
Цели урока-исследования:
Изучить процесс образования мыльных пузырей. Исследовать различные виды мыльных пленок. Сравнить поверхностное натяжение различных моющих средств.
-
F =σL
Опыт показывает, что чем больше длина проволоки, тем больше сила поверхностного натяжения Физическую величину, равную отношению силы поверхностного натяжения к длине линии, ограничивающей поверхность жидкости, называют коэффициентом поверхностного натяжения для воды σ = 73 мН/м, для спирта σ = 22 мН/м, для мыльного раствора σ = 40 мН/м
-
Исследовательские задания:
Как связаны кривизна пузыря и давление внутри? Как соединяются мыльные пузыри? Почему форма пузыря сферическая? Задание 1 Задание2 Задание 3
-
Исследование 1 «Почему форма пузыря сферическая?»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Получить мыльные пузыри различного размера и выяснить почему они всегла шарообразные. ВЫВОД: Поверхность мыльных пузырей обладает энергией, которая в состоянии устойчивого равновесия минимальна. Следовательно, жидкость принимает форму с минимальной площадью поверхности при наибольшем объёме. Такими свойствами обладает шар. Вот почему мыльные пузыри выглядят как правильные сферы.
-
Исследование 2 «Как соединяются мыльные пузыри?»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Соединить мыльные пузыри между собой и оценить у них углы пересечения. ВЫВОД: При соединении двух пузырей встречаются три пленки, которые уравновешивают друг друга. Это может быть, если все углы под которыми они пересекаются будут равны 120º. Как соединить два мыльных пузыря, чтобы минимизировать их суммарную площадь поверхности? Строгое решение этой задачи было дано лишь в 2000 году. Вопрос для трех пузырей остается открытым. Соедини мыльные пузыри и определи углы пересечения.
-
Исследование 3 «Как связаны кривизна поверхности и давление внутри пузыря?»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Выдуть мыльные пузыри через трубки разного диаметра и выяснить как зависит давление внутри от размеров пузыря. ВЫВОД: После выдувания двух пузырей разного радиуса маленький начинает уменьшаться, а большой увеличиваться. Это связано с тем, что избыточное давление в пузыре определяется формулой Лапласа. Следовательно, в маленьком пузыре давление больше, чем в большом.
-
Лабораторная работа «Сравнение коэффициентов поверхностного натяжения моющих средств».
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Определить коэффициент поверхностного натяжения у разных моющих средств. ОБОРУДОВАНИЕ:мыльный раствор, весы с разновесами, проволока разной длины. ХОД РАБОТЫ: Коэффициент поверхностного натяжения определяют методом отрыва проволок разной длины от поверхности мыльный растворов. Собери установку для опыта.
-
Результаты исследования:
-
Виртуальная лабораторная работа «Исследование зависимости силы поверхностного натяжения различных растворов от длины контура и температуры»
F 0 90° 60° 20° L F 4см 6см 8 см t 1 2 3 1,25 0,96 0,63 4 см 6 см 1,82 1,41 0,96 8 см 2,53 1,84 1,26 Данная работа позволяет, изменяя температуру и длину контура, сопоставлять аналитическое и графическое представление зависимостей. F измеряятся в мН Нажми на стрелки.
-
Выводы исследований :
Сферическая поверхность имеет наименьшую поверхностную энергию. Чем больше радиус мыльного пузыря, тем меньше под ним давление. Лучшими моющими свойствами обладают СМС «Тайд» и мыло, т.к. имеют самый маленький коэффициент поверхностного натяжения. С ростом температуры коэффициент поверхностного натяжения уменьшается, поэтому стирают в горячей воде, которая кроме того, расплавляет жир, что способствует более полному его удалению
-
Коррекция знаний:
F =σL Р=2σ/R W=σS R L σ Перемести соответствующие формулы. Перемести соответствующие обозначения.
-
Рефлексия:
-
Литература, цифровые ресурсы:
1.ПинскийВ. А. Физика.10 кл:Учебн.для кл. с углубл. изучением физики. 2. Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С. Ландсберга, том1. 3. Перельман Я.И. Занимательная физика. 5. http://demonstrator.narod.ru/experiments/bubble.html 6. http://elementy.ru/news/430564 7. Фон- wallpaperstock.netwallpampers.ru 8.Приборы- http://lenagold.ru/fon/clipart/v/vesy.html Спасибо за работу!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.