Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме "Шкала электромагнитных излучений" по физике, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 2.01 Мб. Средняя оценка: 2.0 балла из 5. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по физике
распространяющиеся в пространстве возмущения электромагнитного поля. Теоретически предсказаны Дж. Максвеллом (1865); экспериментально открыты немецким физиком Г. Герцем (1888).
Слайд 3
Низкочастотные волны
В низкочастотном диапазоне
(1кГц - 100кГц) основными
источниками возбуждения
электромагнитного излучения
являются генераторы переменного
тока (50 Гц) и генераторы звуковых
частот (до 20 кГц).
Слайд 4
Радиоволны
В диапазоне радиоволн
(105-1012 Гц) основными
источниками возбуждения являются
генераторы радиочастот на длинных
(длина волны порядка 1 км),
средних (порядка 300 - 500 м) и
коротких (порядка 30 м) волнах, в
диапазоне УКВ (длина волны порядка
1 м), в диапазоне телевизионного
сигнала (от 4 м до 0,1 м), а также
генераторы СВЧ.
Слайд 5
Радиоволны находят широкое применение в жизни и деятельности людей. Они применяются в радиовещании, телевидении, радиолокации, радиоастрономии, радиосвязи. При подводной и подземной радиосвязи, например при строительстве туннелей, используются сверхдлинные волны (которые слабо поглощаются землей и водой).
Слайд 6
Ультракороткие волны проникают сквозь ионосферу и почти не огибают земную поверхность. Поэтому они используются для радиосвязи между пунктами в пределах прямой видимости, а также для связи с космическими кораблями. На волне длиной 21 см (излучение атомарного водорода) ведутся поиски внеземных цивилизаций.
Слайд 7
Однако!
Низкочастотные излучения, повышая радиационный фон среды, могут нанести урон здоровью человека
Слайд 8
Средний радиационный фон равен—8-12мкРн/час;
Рядом с сотовым телефоном, микроволновой печкой, автоматической стиральной машиной, во время работы, фон возрастает в несколько раз!!!!!!!
Максимум повышения температуры в области уха к 30-ой минуте облучения достигал от 37˚ до 41˚ С.
Слайд 9
Инфракрасное излучение и видимый свет
В диапазонах инфракрасного
излучения (10 12 - 4·10 14Гц) и
видимого света (4·10 14 - 8·10 14Гц)
основными источниками возбуждения
являются атомы и молекулы,
подвергающиеся тепловым и
электрохимическим воздействиям.
Слайд 10
ИНФРАКРАСНОЕили тепловое ИЗЛУЧЕНИЕ
--электромагнитное излучение, занимающее на шкале электромагнитных волн область между красными лучами и радиоизлучением, чему соответствует диапазон длин волн от ~ 760 нм до ~ 2 мм.
Источниками инфракрасного излучения являются: Солнце (50% его полного излучения), лампы накаливания с вольфрамовой нитью (70–80% их излучения), угольная электрическая дуга, и, вообще, любое нагретое тело.
Слайд 11
Человеческий глаз не в состоянии видеть в этой части спектра, но мы можем чувствовать тепло. В инфракрасном спектре есть область с длинами волн примерно от 7 до 14 мкм(так называемая длинноволновая часть инфракрасного диапазона), оказывающая на организм человека по - настоящему уникальное полезное действие. Эта часть инфракрасного излучения соответствует излучению самого человеческого тела с максимумом на длине волны около 10 мкм. Поэтому любое внешнее излучение с такими длинами волн наш организм воспринимает как «своё».
Слайд 12
Для определения места утечки тепла из дома, достаточно посмотреть с помощью тепловизора на дом
Фотография дома в ИК-лучах
Слайд 13
Инфракрасное излучение используется в медицине.
Инфракрасные массажоры
Слайд 14
Видимый свет--
электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом.
С квантовой точки зрения свет представляет собой поток фотонов определенного диапазона частот (от 400 до 800 ТГц).
Слайд 15
Ультрафиолетовое имягкое рентгеновское излучения
В диапазоне ультрафиолетового и
мягкого рентгеновского излучения
(8·10 14 - 3·10 17Гц) это излучение
генерируется при облучении
вещества электронами с энергией до
15 кэВ.
Слайд 16
Хрусталик глаза человека является великолепным фильтром, созданным природой для защиты внутренних структур глаза. Он поглощает ультрафиолетовое излучение в диапазоне от 300 до 400 нм, оберегая сетчатку от воздействия потенциально опасных длин волн.
Слайд 17
Почему альпинисты в горах носят стеклянные очки?
Стекло поглощает полностью ультрафиолетовое излучение!!!!
Слайд 18
Жёсткоерентгеновское и гамма излучения
В диапазоне жесткого
рентгеновского и гамма-излучения
(3·10 17 - 3·10 20 Гц) излучение
возникает за счет атомных
процессов, возбуждаемых
электронами с энергией от 20 кэВ
до нескольких сотен МэВ.
Слайд 19
Рентгеновская трубка
Типичная рентгеновская трубка,
генерирующая рентгеновское
излучение, имеет следующий вид.
Электроны испускаются нагретой
проволокой, выполняющей роль
катода, и затем ускоряются
высоковольтным напряжением порядка 20–50 кВ.
Ускоренные электроны
падают на металлическую мишень
(анод). В результате соударения
быстрых электронов с атомами металла и возникает рентгеновское излучение.
X — рентгеновские лучи, K — катод, А — анод (иногда называемый антикатодом), С — теплоотвод, Uh — напряжение накала катода, Ua — ускоряющее напряжение, Win — впуск водяного охлаждения, Wout — выпуск водяного охлаждения.
Слайд 20
γ-излучение
В диапазоне жесткого
гамма-излучения (3·10 20 – 10 23 Гц)
источниками являются процессы
радиоактивного распада ядер. Кроме того, в результате реакций распада некоторых элементарных частиц
большой энергии (например, в
реакции π° 2g, где пи-мезон
рожден при соударении ускоренных до больших
энергий протонов) могут
образовываться гамма-кванты,
вообще говоря, сколь угодно
большой энергии.
Водородная бомба
Слайд 21
ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЕ (гамма-кванты)
– коротковолновое электромагнитное излучение с длиной волны меньше 2×10–10 м. Из-за малой длины волны волновые свойства гамма-излучения проявляются слабо, и на первый план выступают корпускулярные свойства, в связи с чем его представляют в виде потока гамма-квантов (фотонов). Являясь одним из трех основных видов радиоактивных излучений, гамма-излучение сопровождает распад радиоактивных ядер. Из всех видов радиоактивных излучений гамма-излучение обладает самой большой проникающей способностью. Гамма-излучение возникает не только при радиоактивных распадах ядер, но и при аннигиляции частиц и античастиц, в ядерных реакциях и т. д.
Взрыв сверхновой
Слайд 22
Слайд 23
Шкала электромагнитных излучений
Слайд 24
Зависимость длины от частоты волны
с=λ*ν, где с=3*108м/с
Слайд 25
Домашнее задание
Гл. 10
Задачи №№ 996, 998, 1000
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект урока по теме
«Шкала электромагнитных излучений»
учителя физики МОУ «СОШ №6»
Симонова Артура Михайловича
25.11.2011г.
Тема урока «Шкала электромагнитных излучений»
Цели урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, виды излучений и источники излучений.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса с применением информации различного направления.
Развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, делать выводы.
Формирование умений выделять главное, составлять план, выдвигать гипотезы, тезисы.
Воспитательные:
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Ребята, мы сегодня с вами поговорим об очень важном разделе физики, видах электромагнитных излучений. Вокруг нас есть различные источники электромагнитных излучений, о них мы с вами узнаем многое!
Для начала вспомним, что собой представляет электромагнитная волна и как и она излучается:
Электромагнитная волна представляет собой процесс последовательного, взаимосвязанного изменения векторов напряжённости электрического и магнитного полей, направленных перпендикулярно лучу распространения волны, при котором изменение электрического поля вызывает изменения магнитного поля, которые, в свою очередь, вызывают изменения электрического поля.
Слайд №1. Ребята, рассмотрим на анимацию и отвечаем на вопрос: как излучается электромагнитная волна, что она собой представляет? (при ускоренном движении заряда, электромагнитное поле, отделившееся от заряда при таком движении);
Как расположены составляющие волны, векторы Е и В, и какие это волны? (векторы Е и В расположены перпендикулярно, колебания происходят перпендикулярно направлению распространения, волны являются поперечными)
Слайд №2. Низкочастотные волны. В низкочастотном диапазоне
(1кГц - 100кГц) основными источниками возбуждения электромагнитного излучения являются генераторы переменного тока (50 Гц) и генераторы звуковых частот (до 20 кГц).
Слайд №3. В низкочастотном диапазоне (1кГц - 100кГц) основными
источниками возбуждения электромагнитного излучения являются генераторы переменного тока (50 Гц) и генераторы звуковых частот (до 20 кГц).
Слайд №4. Радиоволны находят широкое применение в жизни и деятельности людей. Они применяются в радиовещании, телевидении, радиолокации, радиоастрономии, радиосвязи. При подводной и подземной радиосвязи, например при строительстве туннелей, используются сверхдлинные волны (которые слабо поглощаются землей и водой).
Слайд №5. Ультракороткие волны проникают сквозь ионосферу и почти не огибают земную поверхность. Поэтому они используются для радиосвязи между пунктами в пределах прямой видимости, а также для связи с космическими кораблями. На волне длиной 21 см (излучение атомарного водорода) ведутся поиски внеземных цивилизаций.
Слайд №6. В каждом доме имеется электрооборудование, которое создает избыток радиационного фона, который оказывает на человека неблагоприятное воздействие --телефоны сотовые, автоматические стиральные машины, микроволновая печь, компьютеры.
Раздаётся учащимся индикатор радиоактивности, они должны, работая в группе из 4-х человек, выполнить измерение радиационного фона, создаваемого сотовыми телефонами, сделать вывод соответствующий вывод! (Радиационный фон выше среднего более чем в 1,5 раза).
Слайд №7. Исходя из полученных результатов, следует, что активное воздействие радиации происходит на детский головной мозг, так как охватывает основную его часть! По результатам исследований ВОЗ максимум повышения температуры в области уха к 30-ой минуте облучения сотовым телефоном достигал от 37˚ до 41˚ С.
Физпауза
Слайд №8. В диапазонах инфракрасного излучения (10 12 - 4·10 14Гц) и
видимого света (4·10 14 - 8·10 14Гц) основными источниками возбуждения
являются атомы и молекулы, подвергающиеся тепловым и электрохимическим воздействиям.
Слайд №9. Электромагнитное излучение, занимающее на шкале электромагнитных волн область между красными лучами и радиоизлучением, чему соответствует диапазон длин волн от ~ 760 нм до ~ 2 мм.
Источниками инфракрасного излучения являются: Солнце (50% его полного излучения), лампы накаливания с вольфрамовой нитью (70–80% их излучения), угольная электрическая дуга, и, вообще, любое нагретое тело.
Слайд №10. Человеческий глаз не в состоянии видеть в этой части спектра, но мы можем чувствовать тепло. В инфракрасном спектре есть область с длинами волн примерно от 7 до 14 мкм(так называемая длинноволновая часть инфракрасного диапазона), оказывающая на организм человека по - настоящему уникальное полезное действие. Эта часть инфракрасного излучения соответствует излучению самого человеческого тела с максимумом на длине волны около 10 мкм. Поэтому любое внешнее излучение с такими длинами волн наш организм воспринимает как «своё».
Слайд №11. По фотографии, полученную зимой в ИК-лучах, какой вывод можно сделать? (Можно определить место утечки тепла из дома)
Слайд №12. Применение ИК-излучения в медицине.
Слайд №13. Электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. С квантовой точки зрения свет представляет собой поток фотонов определенного диапазона частот (от 400 до 800 ТГц).
Слайд №14. В диапазоне ультрафиолетового и мягкого рентгеновского излучения (8·10 14 - 3·10 17Гц) это излучение генерируется при облучении
вещества электронами с энергией до 15 кэВ.
Слайд №15. Хрусталик глаза человека является великолепным фильтром, созданным природой для защиты внутренних структур глаза. Он поглощает ультрафиолетовое излучение в диапазоне от 300 до 400 нм, оберегая сетчатку от воздействия потенциально опасных длин волн.
Слайд №16. Почему альпинисты в горах носят стеклянные очки? (Стекло поглощает полностью ультрафиолетовое излучение)
Слайд №16. В диапазоне жесткого рентгеновского и гамма-излучения
(3·10 17 - 3·10 20 Гц) излучение возникает за счет атомных процессов, возбуждаемых электронами с энергией от 20 кэВ до нескольких сотен МэВ.
Слайд №16. Устройство рентгеновской трубки рассмотрим, и попытаемся объяснить принцип её работы. Для этого отвечаем на вопросы:
Для чего используется система охлаждения?
Почему нагревается катод?
Откуда берётся кинетическая энергия у электронов?
Слайд №17. Γ-излучение. В диапазоне жесткого гамма-излучения
(3·10 20 – 10 23 Гц) источниками являются процессы радиоактивного распада ядер. Кроме того, в результате реакций распада некоторых элементарных частиц большой энергии (например, в реакции π° 2g, где пи-мезон рожден при соударении ускоренных до больших энергий протонов) могут образовываться гамма-кванты, вообще говоря, сколь угодно большой энергии.
Слайд №18. Коротковолновое электромагнитное излучение с длиной волны меньше 2×10–10 м. Из-за малой длины волны волновые свойства гамма-излучения проявляются слабо, и на первый план выступают корпускулярные свойства, в связи, с чем его представляют в виде потока гамма-квантов (фотонов). Являясь одним из трех основных видов радиоактивных излучений, гамма-излучение сопровождает распад радиоактивных ядер. Из всех видов радиоактивных излучений гамма-излучение обладает самой большой проникающей способностью. Гамма-излучение возникает не только при радиоактивных распадах ядер, но и при аннигиляции частиц и античастиц, в ядерных реакциях и т. д.
Просмотр анимации взрыва сверхновой звезды. Объяснение явления!
Слайд №19. Источники γ-излучения на земле!
Слайд №20. Шкала электромагнитных излучений. Расположение на шкале перечисленные излучения.
Решение задач по вариантам: 1 вариант- определение длины радиоволны,2 вариант- ИК-излучения, 3 вариант- видимого света, 4 вариант- ультрафиолетового излучения, 5 вариант- рентгеновского излучения, 6 вариант- γ-излучения.
ν1=106 Гц, ν2=1011 Гц, ν3=6*1014 Гц, ν4=1017 Гц, ν5=1019 Гц, ν6=1022 Гц. Полученные результаты записываются на доске и делается вывод о порядке расположения излучений.
Слайд №21. Вывод: с увеличением частоты колебаний электромагнитной волны её длина уменьшается, с=ν*λ.
Конспект урока по теме
«Шкала электромагнитных излучений»
учителя физики МОУ «СОШ №6»
Симонова Артура Михайловича
25.11.2011г.
Тема урока «Шкала электромагнитных излучений»
Цели урока:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, виды излучений и источники излучений.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса с применением информации различного направления.
Развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, делать выводы.
Формирование умений выделять главное, составлять план, выдвигать гипотезы, тезисы.
Воспитательные:
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Ребята, мы сегодня с вами поговорим об очень важном разделе физики, видах электромагнитных излучений. Вокруг нас есть различные источники электромагнитных излучений, о них мы с вами узнаем многое!
Для начала вспомним, что собой представляет электромагнитная волна и как и она излучается:
Электромагнитная волна представляет собой процесс последовательного, взаимосвязанного изменения векторов напряжённости электрического и магнитного полей, направленных перпендикулярно лучу распространения волны, при котором изменение электрического поля вызывает изменения магнитного поля, которые, в свою очередь, вызывают изменения электрического поля.
Слайд №1. Ребята, рассмотрим на анимацию и отвечаем на вопрос: как излучается электромагнитная волна, что она собой представляет? (при ускоренном движении заряда, электромагнитное поле, отделившееся от заряда при таком движении);
Как расположены составляющие волны, векторы Е и В, и какие это волны? (векторы Е и В расположены перпендикулярно, колебания происходят перпендикулярно направлению распространения, волны являются поперечными)
Слайд №2. Низкочастотные волны. В низкочастотном диапазоне
(1кГц - 100кГц) основными источниками возбуждения электромагнитного излучения являются генераторы переменного тока (50 Гц) и генераторы звуковых частот (до 20 кГц).
Слайд №3. В низкочастотном диапазоне (1кГц - 100кГц) основными
источниками возбуждения электромагнитного излучения являются генераторы переменного тока (50 Гц) и генераторы звуковых частот (до 20 кГц).
Слайд №4. Радиоволны находят широкое применение в жизни и деятельности людей. Они применяются в радиовещании, телевидении, радиолокации, радиоастрономии, радиосвязи. При подводной и подземной радиосвязи, например при строительстве туннелей, используются сверхдлинные волны (которые слабо поглощаются землей и водой).
Слайд №5. Ультракороткие волны проникают сквозь ионосферу и почти не огибают земную поверхность. Поэтому они используются для радиосвязи между пунктами в пределах прямой видимости, а также для связи с космическими кораблями. На волне длиной 21 см (излучение атомарного водорода) ведутся поиски внеземных цивилизаций.
Слайд №6. В каждом доме имеется электрооборудование, которое создает избыток радиационного фона, который оказывает на человека неблагоприятное воздействие --телефоны сотовые, автоматические стиральные машины, микроволновая печь, компьютеры.
Раздаётся учащимся индикатор радиоактивности, они должны, работая в группе из 4-х человек, выполнить измерение радиационного фона, создаваемого сотовыми телефонами, сделать вывод соответствующий вывод! (Радиационный фон выше среднего более чем в 1,5 раза).
Слайд №7. Исходя из полученных результатов, следует, что активное воздействие радиации происходит на детский головной мозг, так как охватывает основную его часть! По результатам исследований ВОЗ максимум повышения температуры в области уха к 30-ой минуте облучения сотовым телефоном достигал от 37˚ до 41˚ С.
Физпауза
Слайд №8. В диапазонах инфракрасного излучения (10 12 - 4·10 14Гц) и
видимого света (4·10 14 - 8·10 14Гц) основными источниками возбуждения
являются атомы и молекулы, подвергающиеся тепловым и электрохимическим воздействиям.
Слайд №9. Электромагнитное излучение, занимающее на шкале электромагнитных волн область между красными лучами и радиоизлучением, чему соответствует диапазон длин волн от ~ 760 нм до ~ 2 мм.
Источниками инфракрасного излучения являются: Солнце (50% его полного излучения), лампы накаливания с вольфрамовой нитью (70–80% их излучения), угольная электрическая дуга, и, вообще, любое нагретое тело.
Слайд №10. Человеческий глаз не в состоянии видеть в этой части спектра, но мы можем чувствовать тепло. В инфракрасном спектре есть область с длинами волн примерно от 7 до 14 мкм(так называемая длинноволновая часть инфракрасного диапазона), оказывающая на организм человека по - настоящему уникальное полезное действие. Эта часть инфракрасного излучения соответствует излучению самого человеческого тела с максимумом на длине волны около 10 мкм. Поэтому любое внешнее излучение с такими длинами волн наш организм воспринимает как «своё».
Слайд №11. По фотографии, полученную зимой в ИК-лучах, какой вывод можно сделать? (Можно определить место утечки тепла из дома)
Слайд №12. Применение ИК-излучения в медицине.
Слайд №13. Электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. С квантовой точки зрения свет представляет собой поток фотонов определенного диапазона частот (от 400 до 800 ТГц).
Слайд №14. В диапазоне ультрафиолетового и мягкого рентгеновского излучения (8·10 14 - 3·10 17Гц) это излучение генерируется при облучении
вещества электронами с энергией до 15 кэВ.
Слайд №15. Хрусталик глаза человека является великолепным фильтром, созданным природой для защиты внутренних структур глаза. Он поглощает ультрафиолетовое излучение в диапазоне от 300 до 400 нм, оберегая сетчатку от воздействия потенциально опасных длин волн.
Слайд №16. Почему альпинисты в горах носят стеклянные очки? (Стекло поглощает полностью ультрафиолетовое излучение)
Слайд №16. В диапазоне жесткого рентгеновского и гамма-излучения
(3·10 17 - 3·10 20 Гц) излучение возникает за счет атомных процессов, возбуждаемых электронами с энергией от 20 кэВ до нескольких сотен МэВ.
Слайд №16. Устройство рентгеновской трубки рассмотрим, и попытаемся объяснить принцип её работы. Для этого отвечаем на вопросы:
Для чего используется система охлаждения?
Почему нагревается катод?
Откуда берётся кинетическая энергия у электронов?
Слайд №17. Γ-излучение. В диапазоне жесткого гамма-излучения
(3·10 20 – 10 23 Гц) источниками являются процессы радиоактивного распада ядер. Кроме того, в результате реакций распада некоторых элементарных частиц большой энергии (например, в реакции π° 2g, где пи-мезон рожден при соударении ускоренных до больших энергий протонов) могут образовываться гамма-кванты, вообще говоря, сколь угодно большой энергии.
Слайд №18. Коротковолновое электромагнитное излучение с длиной волны меньше 2×10–10 м. Из-за малой длины волны волновые свойства гамма-излучения проявляются слабо, и на первый план выступают корпускулярные свойства, в связи, с чем его представляют в виде потока гамма-квантов (фотонов). Являясь одним из трех основных видов радиоактивных излучений, гамма-излучение сопровождает распад радиоактивных ядер. Из всех видов радиоактивных излучений гамма-излучение обладает самой большой проникающей способностью. Гамма-излучение возникает не только при радиоактивных распадах ядер, но и при аннигиляции частиц и античастиц, в ядерных реакциях и т. д.
Просмотр анимации взрыва сверхновой звезды. Объяснение явления!
Слайд №19. Источники γ-излучения на земле!
Слайд №20. Шкала электромагнитных излучений. Расположение на шкале перечисленные излучения.
Решение задач по вариантам: 1 вариант- определение длины радиоволны,2 вариант- ИК-излучения, 3 вариант- видимого света, 4 вариант- ультрафиолетового излучения, 5 вариант- рентгеновского излучения, 6 вариант- γ-излучения.
ν1=106 Гц, ν2=1011 Гц, ν3=6*1014 Гц, ν4=1017 Гц, ν5=1019 Гц, ν6=1022 Гц. Полученные результаты записываются на доске и делается вывод о порядке расположения излучений.
Слайд №21. Вывод: с увеличением частоты колебаний электромагнитной волны её длина уменьшается, с=ν*λ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.