Содержание
-
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть и проанализировать ди- намику изменения численности насе- ления мира; 3. Выявить долю ЭРС и РС в мировом населении; 4. Рассмотреть типы воспроизводства населения разных стран. Основные понятия урока: Воспроизводство, естественный прирост, демографический взрыв, демографическая политика, типы воспроизводства, демография, раса, этнос.
-
Науки о население: ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. ЭТНОГЕОГРАФИЯ - наука о происхождении народов и взаимоотношениях между ними.
-
Динамика численности населения С начала ХIХ века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. 1975 – 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения. По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек. Со второй половины ХХ века быстрый рост на-селения приобрел характер демографического взрыва. Рассмотрите график, восколько раз увеличился ежегод-ный прирост населения по сравнению с серединой ХХ в. млн чел. Г О Д ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ЗАДАНИЕ. Определите, на сколько человек увеличилась численность насе-ления Земли за 2000 год? В каком году произошел пик демогра-фического взрыва?
-
По прогнозам ООН, численность населения земного шара достигнет 10 млрд человек к середине ХХI века. Первая 10 стран - лидеров по численности населения (млн.чел.) - развитые страны - развивающиеся страны
-
В экономически развитых стра-нах среднегодовой прирост насе-ления составляет в среднем 0,3%, в развивающихся странах – 1,7%. Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать. Проверь себя. Выбери правильный ответ. ОТВЕТЫ
-
Проверь себя. правильный ответ. НАЗАД
-
ПЕРВЫЙ ТИП (СУЖЕННЫЙ – демографическая зима) ВТОРОЙ ТИП (РАСШИРЕННЫЙ – демографическая весна) Характеристика I типа: ВОСПРОИЗВОДСТВО Характеристика II типа: Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - невысокая невысокая до 12 чел. на 1000 жит. Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - высокая низкая свыше 12 чел. на 1000 жит. Задание: 1. Откройте учебник на стр . 49, карта №13 «Воспроизводство населения». 2. Проанализируйте карту: какие страны и регионы мира относятся к I типу, какие ко II типу, сделайте вывод. Рост численности населения зависит от характера воспроиз-водства. В настоящее время выделяют два типа воспроизводства насе-ления (см. схему). ЗАДАНИЕ. Рассмотрите карту. В каких регионах мира получил распространение I тип воспроизвод-ства, а в каких – II тип. На следующем слайде будут рассмотрены причины, вызы-вающие разные типы воспро-изводства в развитых и разви-вающихся странах.
-
Причины, вызывающие разные типы вовспроизводства населения. На рисунке показаны половозрастные пирами-ды для развивающихся и развитых стран. Длина каждой полосы соответ-ствует указанному коли-честву людей. РАСШИРЕННЫЙ ТИП СУЖЕННЫЙ ТИП МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ
-
Большинство стран современного мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демогра-фическую политику. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ЭТО СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕС-КИХ, ПРОПАГАНДИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РОЖДАЕ-МОСТЬ В ЖЕЛАТЕЛЬНОМ ДЛЯ СЕБЯ НАПРАВЛЕНИИ. В конституции Китайской Народной Республики говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по планово-му деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки не разрешаются. Осуществление этой политики уже дало большие результаты. Рассмотрим вопрос о качестве населения. НАПРИМЕР …
-
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (душевой доход, занятость, калорийность питания) КУЛЬТУРНЫЕ (уровень грамотности, количество библиотек, театров на душу населения) СОЦИАЛЬНЫЕ (уровень здравоохранения, развитие демократических институтов) ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛУЖИТ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. В СРЕДНЕМ ОН СОСТАВЛЯЕТ 66 ЛЕТ. САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 80 лет ЯПОНИЯ АВСТРАЛИЯ ШВЕЦИЯ КАНАДА 36 лет СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ГВИНЕЯ ГАМБИЯ БУРКИНА-ФАСО СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В МИРЕ (КОНЕЦ ХХ ВЕКА)
-
ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ. П р о в е р ь с е б я. НАУКИ О НАСЕЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Дайте определения понятиям: Демография; Воспроизводство; Естественный прирост; Демографический взрыв; Демографическая политика; Типы воспроизводства; Демография; Раса; Этнос. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ Какова динамика численности населения мира? Сколько жите-лей на нашей планете? Чему равен ежегодный прирост населения? Назовите десятку стран-лидеров по населению? Какова доля экономически раз-витых и развивающихся стран в мировом населении? ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ 1. Какие типы воспроизводства существуют в современном ми-ре? Чем они отличаются друг от друга? 2. Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй? 3. Какие причины вызывают ра-зные типы воспроизводства? 4. Может ли государство влиять на воспроизводство населения? Приведите примеры. КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ Что понимают под понятием «качество населения»? Что является главным показате-лем качества населения? Если Вы ответили на данные вопросы, то можете приступать к выполнению задания к уроку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.