Презентация на тему "Этногенез коренных народов Якутии"

Презентация: Этногенез коренных народов Якутии
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Этногенез коренных народов Якутии" по географии. Состоит из 34 слайдов. Размер файла 2.59 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Этногенез коренных народов Якутии
    Слайд 1

    Этногенез коренных народов Якутии и миграция тунгусо-маньчжурских племен

  • Слайд 2

    Народы

    Юкагиры Чукчи Эвенки Эвены

  • Слайд 3

    ЮКАГИРЫ

  • Слайд 4

    Ымыяхтахская культура

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    ЮКАГИРЫ

    В этногенетическом плане они рассматриваются как потомки древнего населения северо-восточной Сибири, а их культура генетически связывается с поздненеолитической ымыяхтахской культурной традицией. В хозяйственно-культурном плане они определяются как принадлежащие охотникам на дикого оленя и рыболовам, причем отмечается их преемственность более древнему населению этих территорий. Прослеживается связь юкагиров с древними уралоязычными племенами (саами, венгры, ханты, манси) , так как следы этих контактов сохранились в языке и антропологическом типе юкагиров.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    ЮКАГИРЫ

    В ХVIII-ХIХ вв. юкагиры оказались в центре этнических процессов протекавших на севере Восточной Сибири, связанных с формированием за счет юкагирской, этнической территории эвенов, якутов и чукчей. Уже в нач. ХVIII в. в бассейне Яны расселяются преимущественно якуты и эвены, на Колыме и Индигирке юкагиры составляли около половины населения.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    ПЛЕМЕНА

    Омок Когимэ Алаи Олюбенцы Шоромбой Янгин Анаул Коркодон

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    ЮКАГИРЫ

    К концу ХIХ в. этнические традиции удалось сохранить, в основном, колымским юкагирам. Основу их культурной самобытности составили охота на дикого оленя и транспортное оленеводство для тундровых и охота на копытных, рыболовство и собаководство, для верхнеколымских, а также язык. В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов, жертвоприношения собак, «вороний эпос» и т. п.), восходящих к древней циркумполярной традиции культуры охотников на дикого оленя.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    ХОЗЯЙСТВО

    В подтаежной зоне Колымы, Индигирки и Яны основой хозяйства было речное и озерное рыболовство, охота, культура в своей основе соответствовала общесибирской таежной. В зоне тундры в большей степени сохранились традиции культуры охотников на дикого оленя подвижным образом жизни, облавными охотами и транспортным оленеводством. В отдельную группу иногда выделяют оседлых юкагиров устьев рек, которые специализировались на рыболовном промысле и охоте на дикого оленя. Атрибутика культуры отдельных групп юкагиров имеет свои особенности.

  • Слайд 15

    ЧУКЧИ

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    ЧУКЧИ

    Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)) [5]. Самоназвание — оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн — в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    ЧУКЧИ

    Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

  • Слайд 20

    ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ

  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

    Относятся к тунгусо-маньчжурской семье языков, в которую входят: Общесибирская группа – эвенки, эвены Нижнеамурская группа – орочены, ороки, нанайцы, удэгейцы и т.д. Маньчжурская группы – маньчжуры, сибо

  • Слайд 24
  • Слайд 25

    ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

    Тунгусы Сибири (эвенки и эвены) по мере расселения разделились на западную и восточную группы, которые отличались и по языку: западная, ангаро-прибайкальская — с шипящим диалектом; восточная, забайкальско-амурская — с сибилянтно-спирантным диалектом. Сложились и различные хозяйственно-культурные общности: эвенки пешие (охотники), оленные (оленеводы) и конные (скотоводы).

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    ЭВЕНКИ (монг. хамнеган/хамныган)

    Пешие эвенки осваивали локальные районы Сибири и не передвигались на большие расстояния. Ведя бродячий образ жизни, они оседали на крупных реках и озерах, на морских побережьях. Здесь они в совершенстве освоили рыболовство, в то же время не оставляли и охоту.

  • Слайд 28

    За оленными эвенками в литературе закрепилось самоназвание «орочён» или «орочон» в значении «оленевод», «оленный». Оленеводство было двух типов: эвенкийского и орочонского. Первый тип — эвенкийский — был распространен среди потомков ангарских эвенков, живших по правым притокам Ангары и к западу от Енисея, среди подкаменнотунгусских, верхнеленских, нижнетунгусских, частично илимпийских, верхнеангарских, северобайкальских, урмийско-амгуно-чумиканских, амгуно-алданских групп. Эвенки этих групп обычно держали небольшое оленье стадо, предназначенное лишь для перевозки вьюков, уход за оленями осуществлялся только в летний период и считался женским делом, мужчины верхом на олене не ездили, на охоту уходили пешком или с вьючным оленем, не было верхового седла. Орочонский тип был распространен у эвенков, кочевавших по бассейнам Витима, Олёкмы, Алдана (верховья), Зеи и других верхних притоков Амура и по отрогам Хингана. К северу и северо-западу этот тип хозяйствования встречался в верховьях Вилюя, Оленёка и к северу от Нижней Тунгуски. Стадо оленей у этих групп было более многочисленным, хозяйственный год полностью определялся условиями ухода за оленями, за стадом следили мужчины, во время перекочевок и на охоте ездили на оленях, имели специальные верховые и вьючные седла.

  • Слайд 29

    ЭВЕНЫ

  • Слайд 30

    История эвенов неразрывно связана с тунгусоязычным населением Восточной Сибири и определяется сравнительно поздним временем. Особенности культуры, языка и антропологического типа эвенов, специфичные по отношению к эвенкам, сформировались в результате взаимодействия тунгусов с аборигенами края коряками и юкагирами. В каждом конкретном случае, социально-экономические, демографические и исторические причины влияли на сочетание тунгусских и палеоазиатских компонентов, которое и определяет внутреннее разнообразие культуры современных эвенов. Расселение тунгусов на востоке Сибири связывается с освоением якутами бассейна р. Лены, где, в течение ХVI в. происходило завершение этногенеза и формирование основ якутской культуры.

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    ЭВЕНЫ

    Уже в это время намечается несколько направлений развития эвенской культуры. Основу формирования "пеших тунгусов", которые в ХVII в. расселялись на Охотском побережье в междуречье рр.Ульи и Олы, в основном в бассейне р. Охоты, составили оленные группы эвенков, вышедших в ХV-ХVI вв. на Охотское побережье и, в условиях благоприятных для ведения промыслового хозяйства (рыболовство и охота на морского зверя), отказавшихся от оленеводства. Здесь они смешались с оседлыми коряками и их культура приобрела "палеоазиатский" облик. Здесь сложились две группы "пеших тунгусов". Иначе происходило развитие эвенов-оленеводов и именно их культура, оценивается как собственно эвенская. В ХVII в. они довольно активно начинают продвигаться на север по побережью Охотского моря, вступая в контакты с коряками, которые оказывали им сопротивление, что нашло отражение в одном из названий эвенами коряков — в улын, "враг", "неприятель".

  • Слайд 33
  • Слайд 34

    ЭВЕНЫ

    В конце ХVIII — начале ХIХ вв. эвены осваивают бассейн р. Анадырь и вступают в контакты с чуванцами, а по р.Чаун, с чукчами оленеводами. В 40-х годах часть гижигинских эвенов переселяется на Камчатку, где они расселяются довольно широко, освоив территории, лежащие на запад от Срединного хребта. Наиболее интенсивные контакты эвенов с юкагирами происходили в бассейне р. Колымы и протекали по направлению ассимиляции аборигенов. Так, еще в 1700-х гг. в верховьях Колымы юкагиры в полтора раза превосходили эвенов, но в 30-е гг. ХVIII в. соотношение численности изменилось в пользу последних. В бассейн Индигирки эвены проникают с юга и постоянно обосновываются там в начале ХVIII в. К середине ХIХ в. они были достаточно сильно смешаны с юкагирами, демонстрируя ту же тенденцию, что и на Колыме.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке