Содержание
-
ХОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ.
ХОЗЯЙСТВО ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ.
План урока:
1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве.
2. Промышленность: главные отрасли.
3. Сельское хозяйство: три главных типа.
4. Транспорт: главные магистрали и узлы.
-
Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами.
1. Место зарубежной Европы в Мировом хозяйстве. Различия между странами.
Зарубежная Европа остается крупнейшим центром мировой экономики. Как видно на рисунке 1, её суммарный ВВП составляет 29% от мирового, она занимает первое место в мировой торговле и лидирует в сфере золотовалютных резервов.
Рис. №1
- Экономическую мощь региона определяют четыре страны-члены «Большой семёрки»
- Роль лидера принадлежит Германии, хотя долгое время на пьедестале «мастерской мира» находилась Великобритания.
- «Англия - родина технического прогресса, а его кузница - Германия» - писал Карл Маркс. Эти страны обладают широким комплексом различных отраслей и производств.
-
Страны Восточной Европы.
Страны Восточной Европы.
Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы (см. карту). Это постсоциалистические страны, долгое время в своем социально-экономическом развитии ориен-тировавшиеся на Советский Союз (а Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия входили в него), теперь больше «смотрят» не на Восток, а на Запад Европы. Естественно, такая смена ориентации оказывает большое воздействие на отраслевую и территориальную структуру хо-зяйства этих стран.
Из остальных стран зарубежной Европы наибо-льший экономический вес имеют Испания, Нидер-ланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Экономи-ка этих стран специализируется прежде всего на отдельных отраслях.
Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в странах зарубежной Европы (в долларах США):
- ФРГ 28870 $ Польша 3400 $
- Франция 26300 $ Латвия 3200 $
- Италия 19800 $ Чехия 3500 $
- Финляндия 23200 $ Украина 2100 $
- Греция 11500 $ Молдавия 900 $
- Великобритания 20300 $ Венгрия 4200 $
-
Промышленность: главные отрасли.
Промышленность: главные отрасли.
Хозяйственный облик зарубежной Европы определяется прежде всего развитием промыш-ленности. Уже более 200 лет промышленность является лицом зарубежной Европы в между-народном географическом разделении труда.
- МАШИНОСТРОЕНИЕ
- ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- МЕТАЛЛУРГИЯ
- ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Особенности экономики зарубежной Европы
- Высокий технологический уровень развития
- Высокая экспортность товаров и услуг
- Наличие высококвалифицированных рабочих кадров
- Наличие ресурсов
- Высокое развитие малого и среднего предпринимательства
-
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
- Доля машиностроения во всей промышленной продукции Европы.
- Доля машиностроения в экспорте промышленной продукции Европы.
Машиностроение - «индустриальное лицо» зарубежной Европы, которое производит буквально все: от простых металлоизделий до самолётов. Как видно из диаграмм, зарубежная Европа крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования.
Машиностроение тяготеет к крупным городам и агломерациям, так как ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. Но есть такие страны где она представлена практически в каждом достаточно крупном городе.
-
Автомобильная промышленность.
Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность.
- «РЕНО» Франция
- «ФОЛЬКСВАГЕН» Германия
- «МЕРСЕДЕС» Германия
- «ТАТРА» Чехия
- «ИКАРУС» Венгрия
- «ФИАТ» Италия (Фабрика итальяна аутомобиле Торино)
- «ВОЛЬВО» Швеция
-
Карта «Зарубежная Европа. Машиностроение».
-
Карта «Автомобильные заводы Германии»
-
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Занимает второе место в зарубежной Европе после машиностроения.
Как видно на карте, почти все страны зарубежной Евро-пы с высокоразвитой хими-ческой промышленностью, а самой «химизированной» страной не только Европы, но и мира является ФРГ.
Крупнейшими центрами химической промышленнос-ти Европы являются:
1. Роттердамский (Нидерланды)
2. Рурский (Германия)
3. Нижняя Сена (Франция)
4. Лондонский (Великобритания)
5. Нижняя Рона (Франция) и другие см. карту.
-
Карта «Химическая промышленность Зарубежной Европы»
- Роттердамский
- Рурский
- Нижняя Сена
- Лондонский
- Нижняя Рона
-
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Энергетическое хозяйство европейских стран базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, уголь ФРГ, Великобритании, Польши, Чехии и др.), так и на импортных из развивающихся стран и из России.
В странах Северной и Южной Европы важное значение имеют гидроресурсы, см. диаграмму № 1, так например в Норвегии, Швеции на ГЭС вырабатывается большая часть электроэнергии. Самый большой гидроузел построен на Дунае в 70 гг. в ущелье Железные ворота совместными усилиями Румынии и Югославии (см рис. 3)
В Исландии главным источником энергии служат выхо-ды геотермальных вод, см. рис. №2.
Регион лидирует в мире по развитию атомной энергети-ки (см. табл. 4) , особенно во Франции (см. диаграмму 2), Бельгии, Германии, Словакии, Болгарии. В регионе уже более 80 АЭС.
-
Альтернативные источники электроэнергии.
ГеоТЭС
-
Доля АЭС в общей выработке электроэнергии по странам, %.
-
Производство электроэнергии на душу населения
В целом, в зарубежной Европе большая часть электроэнер-гии вырабатывается на ТЭС, они ориентированны на уго-льные бассейны, но так же построены и в морских пор-тах (на привозном топливе) и в крупных городах.
Как видно из диаграммы, страны зарубежной Европы про-изводят 1/4 электроэнергии мира, но отстают от США и находятся на 2 месте, хотя Норвегия занима-ет 1 место в мире по производству энергии на душу населения.
Диаграмма: Доля регионов в производстве электроэнергии.
-
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Старейшая отрасль сформировалась в районах добычи топлива или железорудного сырья: в Германии (Рур, Саар), Великобритании (Северо - Восток), во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), в Бельгии (Льеж), Польше (Верхняя Силезия), Чехия (Остравско-Кар-винский район) (смотри карту)
-
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
Важнейшими отраслями цветной металлургии являются алюминиевая и медная промышленность.
Алюминиевая промышленность - развивается в странах богатых бокситами (Франция, Италия, Венгрия, Греция) или дешевой электроэнергией (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия).
Медная промышленность - ориентирована на собственное сырье и получила наибольшее развитие в Германии, Италии, в Польше и Союзной респуб-лике Сербия и Черногория.
- страны , где алюминиевая промышленность развивается за счет собственного сырья;
- страны, где алюминиевая промышленность развивается за счет дешевой электроэнергии;
- страны, в которых наибольшее развитие получила медная промышленность.
-
Лесная и легкая промышленность
ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Лесная промышленность ориентируется на собственные лесные ресурсы и превратилась в отрасль международной специализации в Швеции и Финляндии.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В начале ХХ века легкая промышленность зарубежной Европы занимала господствующее положение в мире. Однако, вследствие быстрого роста производства тканей, одежды и обуви в развивающихся странах и широкого дешёвого импорта этих товаров, в легкой промышлен-ности зарубежной Европы наступил кризис и её значение падает.
В настоящее время происходит смещение текстильных районов из Великобритании, Фран-ции в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия преврати-лась в главную «швейную фабрику» региона, а Италия лидирует по производству обуви и уступает только Китаю.
-
Сельское хозяйство: три главных типа.
Сельское хозяйство: три главных типа.
- Зарубежная Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и является её крупным экспортером.
- Основным типом сельскохо-зяйственного предприятия ста-ла крупная высокомеханизиро-ванная ферма.
- Многоотраслевая крупная ферма (Франция)
-
Сельскохозяйственные регионы
Сельское хозяйство: три главных типа.
- ЮЖНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание растениеводства, производство фруктов, цитрусовых, оливок, винограда и др.
- СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание интенсивного молочного животноводства и обслуживающего его растениеводство)
- СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ (преобладание молочно-мясного животноводства, свиноводства и птицеводства, значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами)
-
ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
- «Дорога Солнца» Италия
- Зарубежная Европа - регион высокоразвитого транспорта.
- По обеспеченности транспортной сетью Европа занимает 1 место в мире.
В каких странах Европы самая густая транспортная сеть? (См. карту)
-
Транспортная сеть Европы
ТРАНСПОРТ: ГЛАВНЫЕ МАГИСТРАЛИ И УЗЛЫ.
Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобиль-ного транспорта, который играет глав-ную роль не только в перевозках пас-сажиров, но и грузов. (См. диаграмму)
- автомобильный
- железнодорожный
- воздушный
- морской
- трубопроводный
Диаграмма: Доля видов транспорта в перевозках - (Франция)
Имеется густая сеть очень хоро-ших автомобиль-ных дорог, в том числе междуна-родного значения (например, крупней-шая трансъевропей-ская автомагистраль «Север - Юг». Смотри карту 2).
-
Трансъевропейская магистраль
ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКАЯ МАГИСТРАЛЬ «СЕВЕР - ЮГ»
-
ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ:
Конфигурация транспортной сети Европы очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и мери-дионального направлений.
ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ:
- БРЕСТ
- БЕРЛИН
- ВАРШАВА
- Далее Минск,
- Москва
- ЛОНДОН
- ВЕНА
- БУДАПЕШТ
- БЕЛГРАД
- СОФИЯ
- СТАМБУЛ
- ПРАГА
- Далее на Киев
- АМСТЕРДАМ
- БРЮССЕЛЬ
- БАРСЕЛОНА
- МАДРИД
- ЛИССАБОН
- ПАРИЖ
- МАРСЕЛЬ
- СТОКГОЛЬМ
- КОПЕНГАГЕН
- ГАМБУРГ
- ЦЮРИХ
- РИМ
- ГДАНЬСК
- АФИНЫ
- ФРАНКФУРТ- НА-МАЙНЕ
- СХЕМА ГЛАВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
- МАГИСТРАЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ
- БУХАРЕСТ
- КИШИНЕВ
ШИРОТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ:
1) Брест-Париж-Берлин- Варшава-Минск-Москва;
2) Лондон-Париж-Вена- Будапешт-Белград-София- Стамбул (далее на Ближний Восток);
3) Париж-Прага-Киев...
МЕРИДИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ:
1) Амстердам-Брюссель-Париж- Мадрид-Лиссабон;
2) Стокгольм-Копенгаген- Гамбург-Франкфурт-на- Майне-Цюрих-Рим;
3) Гданьск-Варшава-Вена- Будапешт-Белград-Афины.
Расширяется сеть высоко-скоростных железных дорог.
-
ГЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ
ГЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ПУТИ:
- Главными речными магистралями являются Рейн и Дунай, которые также имеют меридиональное и широтное направление. (Определи, пользуясь картой, какое направление осуществляет Рейн, а какое Дунай?)
- Огромное транспорт-ное значение выполня-ет водный путь (канал) Рейн-Майн-Дунай, сое-динивший Северное и Черное моря (см. рис.)
- Водный путь Рейн-Майн-Дунай
- В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей возникли крупные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы.
-
ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ:
Это морские порты, международного значения, находящиеся в устьях рек, для которых характерно развитие отраслей морского хозяйства и «портовой промышленности, работаю-щей на импортном сырье.
К ним относятся Роттердам, Лондон, Гамбург, Антверпен, Марсель и др. (См. также учебник рисунок «План порта Роттердам) ППК Марсель-Фос (Франция)
-
Туннели и мосты
В Западной Европе естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Прорыты многокилометровые железнодорожные и автомобильные тоннели в Альпах, сооружен железнодорожный туннель через пролив Ла-Манш. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного и Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор.
Длина туннеля ок. 50 км (в том числе 37 км под водой). Скоростные поез-да преодолевают расстоя-ние от Лондона до Пари-жа (ок. 450 км) за 3 часа, проезд под Ла - Маншем занимает 30 минут.
Туннель под Ла-Маншем.
Через Босфор перекинуты два моста. Их пролет имеет длину 1 км. Благодаря шестирядному движению мосты обладают высо-кой пропускной способностью.
-
Туннели и мосты (продолжение)
-
Специализация стран Европы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.