Содержание
-
Культовые сооружения Саратова Учитель географии МОУ-СОШ с Рекорд Краснокутского района Саратовской области Гвоздюк Т.Г.
-
Одним из старейших храмов Нижнего Поволжья считается Саратовский Свято-Троицкий собор. Первыми поселенцами города-крепости Саратова (1590 год основания) были московские стрельцы, которые привезли список с образа Спасителя работы учеников Андрея Рублёва для благословения нового города. Ещё одну икону прислали из Казани – список Казанской Божией Матери. Обе иконы, расположившиеся в Казанской церкви, в тогда ещё левобережном Саратове, положили православное начало в саратовской губернии. XVI век не прошёл бесследно для Саратова: постоянные набеги диких племён, жестокие пожары оставляли от города лишь пепелище… Церковь восстанавливали много раз, пока в 1694 году не началось строительство каменного храма. В 1701 году Троицкая церковь открылась для прихожан. Но в 1712 году Саратов вновь горел. При восстановлениицеркви были пристроены открытая галерея и трапезные. Известно, что по пути в Азов Петр I прибыл в Саратов 10 июня 1722 г. вместе с императрицей Екатериной I для осмотра храма. В Троицком соборе для собравшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен. В 1723 году окончили постройку колокольни, а в середине семнадцатого века на ней установили уникальные для того времени механические часы с музыкой и боем, которые работали до сороковых годов девятнадцатого века. Настоящим испытанием для Саратовского Свято-Троицкого собора стал двадцатый век, век самого длительного и жестокого гонения за всю её историю: репрессии священнослужителей, вандализм и осквернение исторической святыни. В наше время полностью реконструированный храм находится в одном из самых красочных районов Саратова, рядом с набережной и известным на весь мир мостом через Волгу и является главной исторической достопримечательностью Саратова.
-
Свято-Троицкий собор
-
У подножия Соколовой горы, недалеко от моста через Волгу, стоит пятиглавая церковь во имя Сошествия Святого Духа. С горы храм смотрится как дивный уголок прошлого. Этой церкви почти полтора века. . В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына - Николая Чудотворца. Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. http://sobory.ru/article/?object=02697
-
Храм Покрова Богородицы в Саратове. Фото с сайта tochka-na-karte.ru
-
В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова был возведен деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы; В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами. Проект был утверждён в 1876 году, средства на строительство собирались в основном за счёт местных купцов и мещан, которые также даровали строительные материалы и иконы. Строительство было завершено в 1882 году, после чего внутренняя отделка продолжалась ещё два года. Каменный Покровский храм в г. Саратове. Фотография кон. XIX - нач. XX вв.
-
Храм «Утоли моя печали» назван в честь иконы Божией Матери, находится в самом центре Саратова и является одной из главных достопримечательностей города. Церковь–часовня была освящена в 1906 году, до этого было два года постройки под руководством архитектора П.М.Зыбина. Соседство с площадью Чернышевского, парком «Липки» и проспектом Кирова вызывает больший интерес у гостей города. Церковь иконы Божией Матери является уменьшенной копией московского Покровского храма, расположенного на Красной площади. Каменная шатровая церковь с витыми главами удачно вписывается в исторический центр города и служит декоративным акцентом «старого Саратова». Храм не функционировал с 1930 по 1990 годы, как и многие другие храмы при советской власти, и был использован как планетарий. Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8459#ixzz3Eu0GXpYv
-
В. Х. Валеев в книге "История саратовских церквей" приводит отрывок из летописи Саратова за 1836 год: "Открытие в Саратове татарской мечети, на Татарской улице, третьей части города, в собственном здании." По данным Е.К. Максимова мечеть, которую мы видим на снимке возведена по проекту архитектора М.Н. Грудистова в 1894 году. Вид мечети до 1894 года пока остается загадкой.
-
Татары в Саратове стали жить оседлой жизнью еще в XVII-XVIII веках, когда гоняли нагорной стороной из Астрахани лошадей на продажу в центр России. Как правило, за табунами тянулись обозы купцов из разных стран и городов, среди которых можно было встретить персов, хивинцев, бухарцев и армян Караваны не заходили в Саратов, но на случай остановки татарам было отведено далеко за городом место, как нехристям, где с разрешения властей они начали строить загоны для скота, лавки, дома. Постепенно Татарская слободка вошла в состав растущего города, а улица, на которой они жили, стала называться Татарской.Первую каменную мечеть в Саратове начали строить в 1834 году и открыли через два года. В летописи Саратова есть запись за 1836 год: Открытие в Саратове татарской мечети, на Татарской улице, третьей части города, в собственном здании.Мечеть была небольшой, но добротной и красивой, обращенной строго в сторону Мекки. Во всем чувствовался вкус Мастера: в больших овальных окнах, в рамах с узорчатой вязью, в изяществе минарета, куда по деревянной лесенке поднимался азанче, созывая прихожан на молитву. Во дворе мечети стоял двухэтажный деревянный флигель, на первом этаже которого размещалась школа. В мечеть приходило много народу. Шли мусульмане со всего Саратова. И так продолжалось сто два года... В 30-е годы ХХ века власть открыто требовала: "С религией надо бороться беспощадно!". Религия была объявлена "опиумом", "злейшим врагом прогресса". Началось невиданное в истории гонение на служителей культа всех религий и конфессий. В Саратове в этот период времени одна за другой закрывались, разрушались, взрывались, сносились церкви и молельные дома. В декабре 1938 года пришел черед и лучшей, старейшей в Саратовском крае мечети на Татарской улице (ныне улица Зарубина). Ее двери закрылись перед прихожанами.
-
После войны, в 1947 году, мечеть снова открыли, но она была уже... обезглавлена. Без минарета. Теперь азанче созывал на молитву, стоя у входа. К сожалению, мечеть действовала недолго, года полтора.В 1992 году старую, оскверненную мечеть на улице Зарубина (бывшая Татарская ) решено было сломать. А 4 декабря 1995 года произошло важное событие, ставшее вехой в истории российских последователей Мухаммеда, в истории Саратова. На улице Зарубина в присутствии многих своих единоверцев имам МукаддасБибарсов на месте будущей мечети заложил первый камень. При этом он произнес проповедь, в которой просил Аллаха ниспослать свою милость, помочь в строительстве храма. Храм имеет два купола - большой и малый. Оба синего цвета - цвета неба. Фасад полосатый. Полосы - красные и белые - чередуются одна за другой. Окна мечети арочные, с восточным орнаментом. На втором этаже молельный зал с михрабом.источник:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.htmlфотографии:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.html Над храмом поднимется минарет высотой в 46 метров, с винтовой лестницей, с двумя балконами, четырьмя ярусами. У мусульман есть старая традиция: строить мечеть на средства верующих, на их пожертвования. Так было всегда, ведь волжские татары приняли мусульманство более 1100 лет назад.
-
Трудно установить, когда впервые на территории Саратовского края появились евреи. Известно, что в конце первого тысячелетия новой эры эта территория называлась Хазарией, а хазары, как известно, приняли иудаизм. Но вплоть до XVIII века следов евреев здесь не обнаруживается. В этом веке они, в небольшом количестве, уже жили в Саратове. При Николае I, который ввел обязательную воинскую повинность для евреев, в городе появились еврейские солдаты и кантонисты (еврейские дети-рекруты). В середине XIX века в Саратове жило всего несколько еврейских семей купцов и ремесленников Рост еврейского населения города вызвал настоятельную потребность в правильной организации общинной жизни в соответствии с еврейским Законом. Для этого была необходима синагога синагога на ул.Кутякова синагога на ул. Гоголя Приспособленный дом и строящееся новое здание Ул Посадского 208
-
Бывший католический собор Саратова (сохранился частично). Сегодня на его месте располагается кинотеатр "Пионер" на улице Кирова Саратов, как центр немцев Поволжья, был в то же время и одним из самых больших центров католичества в Российской империи. Первая католическая церковь города была деревянной и была построена в 1805 году в Немецкой слободе. В 1856 году Саратов стал центром Тираспольской епархии, здесь была основанасеминария, а церковь получила статус собора. Поскольку ветхая деревянная постройка мало подходила на роль кафедрального собора, в 1873 году был заложен новый каменный храм на Немецкой улице (ныне ул. Кирова). Его строительство продолжалось 8 лет, в 1881 году собор был освящён во имя Святого Климента, папы римского. Кафедральный собор был возведён в псевдороманском стиле по проекту архитектора Грудистова. Его украшали две высокие колокольни, внутренний интерьер был богато отделан, своды были расписаны фресками, а в окна вставлены витражи. В 1935 году собор был закрыт, убранство разграблено. Колокольни собора были разрушены, а остальное здание перестроено и приспособлено под детский кинотеатр «Пионер», в каковом качестве оно и используется по сей день
-
После восстановления нормальной деятельности Католической церкви в России 14 апреля 1992 года в Саратове вновь был зарегистрирован католический приход, который окормлялсясвященниками-салезианцами. Здание бывшего собора, ныне кинотеатра, не было возвращено католической общине, но городская администрация выделила землю для строительства нового собора, а также помещение для временной часовни на тот период, пока идёт строительство. 26 ноября 1995 года архиепископ ТадеушКондрусевич освятил часовню во имя Божией Матери Фатимской, устроенную в здании, расположенном напротив бывшего кафедрального собора. Строительство нового храма, однако, столкнулось с серьёзными трудностями, связанными с тяжёлыми гидрологическими условиями участка близ берега Волги. Лишь к концу 1997 года было завершено строительство фундамента и начато возведение стен. В ноябре 1998 года в ещё недостроенном соборе была отслужена первая месса. Наконец, 15 октября 2000 года Апостольский нунций в России Георг Цур освятил новое здание собора во имя святых апостолов Петра и Павла. Архитектура собора в стиле модерн необычна — фасад имеет полукруглую форму с шестью треугольными окнами. Над фасадом — большой крест. К основному кораблю собора пристроены полукруглые боковые строения. С 2002 года новый храм имеет статус кафедрального собора епархии Святого Климента в Саратове. В октябре 2010 года торжественно отмечалось десятилетие освящения нового собора Архитектор А.Мушта
-
источники https://ru.wikipedia.org источник:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.htmlфотографии:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.html http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8459#ixzz3Eu0GXpYv http://sobory.ru/article/?object=02697 http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7891#ixzz3EttMsjT9
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.