Содержание
-
Природные зоны Земли
Цель урока:
- формировать общие представления о природных зонах Земли.
-
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование представлений о законе географической зональности и смене природных зон.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность;
- выявлять причинно-следственные связи.
Личностные:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения характеристики смены природных зон.
-
Биосфера
БИОСФЕРА
- ЖИЗНЬ
- Шар
Биосфера – оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь.
Граница ее - от озонового слоя до глубины 3км. в земной коре.
Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Иванович Вернадский- минеролог.
-
Природный комплекс
Природный комплекс - это совокупность взаимосвязанных потоками вещества и энергии частей литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс.
Природные зоны Земли
Природные зоны - природный комплекс больших размеров с близкими условиями температур и увлажнения, с однородными почвами, растительностью и животным миром.
На равнинах природные зоны простираются в широтном направлении (от экватора к полюсам).
-
-
Задание: заполнить таблицу + атлас «Природные зоны».
-
Арктическая пустыня
-
Арктическая пустыня- самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом.
- Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
- Низкие температуры воздуха зимой (до −60 °C), в среднем −30˚С в феврале и +3˚С в июле. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год.
- Почвы: маломощные, «пятнами» под растительностью: из осок, злаков, лишайников и мхов.
- Растительность: нет сплошного покрова.
- Животные: морж, тюлень, летом есть птичьи базары, песец, белый медведь, лемминг.
-
- Морж
- Тюлень
- Песец
- Лемминг
-
Географическое распространение зоны тундры.
-
Тундра- «мёртвая земля».
- Растительность травянистая, осоко-пушицевая с подушкообразными формами, мхи, лишайники, карликовые ивы, березы.
- Средняя тундра- полярные ивы и карликовые березки, скрытые мхами.
- Животные: дикие олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки, полярная сова и белая куропатка, песец.
- Климат – субарктический (холод, сильные ветры, высокий снежный покров, вечная мерзлота).
- Почвы: арктические пустынные, тундровые, грубогумусные.
-
- Заяц- русак
- Полярная сова
- Снежный баран
-
- Северный олень
- Белая куропатка
-
Лесотундра
- Животные: лемминги, полярная сова.
- Растительность: карликовая берёза и полярная ива, чёрная и белая ели, а на западе - бальзамическая пихта;
- восточнее до Урала - ель; в Западной Сибири - ель с сибирской лиственницей; восточнее - даурская лиственница с берёзой.
- Климат: в июле 10-12°С, а в январе от −10° до −40 °C.
- Почвы: торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями - глеево-подзолистые.
-
- Полярная сова
- Лемминг
-
Географическое распространение тайги.
-
Растительность: кустарники (можжевельник, жимолость, ива, смородина), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка), кедровые орешки, сосна сибирская.
На севере Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Россия) преобладают еловые леса, в Северной Америке (Канада) - еловые леса + лиственница канадская.
Животный мир: рысь, росомаха, бурундук, соболь, белка, северный и благородный олени, лось, косуля, грызуны: зайцы, бурозубки, мыши. Из птиц: глухарь, рябчик, кедровка, клесты.
ТАЙГА
- Климат: умеренный, континентальный- теплое лето, суровая зима.
- Почвы: подзолистые, подзолы.
-
- Рысь
- РОСОМАХА
- Соболь
-
- Косуля
- Клесты
- Кедровка
- Бурозубка
-
Смешанные и широколиственные леса
-
Растительность: смешение хвойных и лиственных лесов, дуб, бук, граб и липа.
Животные: лесная кошка, бурый медведь, куница, черный хорь, норка, ласка, белка, ящерицы, веретеница, медянка и обыкновенная гадюка, травяная лягушка, квакша, благородный олень, кабан, косуля.
Из птиц: зеленый и пестрый дятел, иволга, зяблик, жаворонок, синицы, черный дрозд.
Климат: влажный и умеренно влажный климат, осадков (от 400 до 600 мм), температура января -8...0 °С, а июля +20...+24 °С.
Почвы: активная деятельность почвенных организмов (бактерий, грибов, беспозвоночных) = разложению листьев и накоплению гумуса- серые лесные и бурые лесные почвы, реже чернозёмы.
-
- Дикая кошка
- Кабан
- Ласка
-
- Куница
- Черный хорь
- Ящерица
- Медянка
-
- Синица
- Черноголовая иволга
- Зяблик
- Зеленый дятел
-
Лесостепь
сочетанием лесных и степных участков.
-
Климат: умеренно- континентальный, обычно с умеренно жарким летом и умеренно прохладной зимой (4 времени года).
Осадки: 300—400 мм в год. Ср. темп. января −7°
Почвы: черноземы.
Растительность: лиственные леса (реже хвойные боры) с участками разнотравных степей, дуба (дубравы), бука, липы, каштана, ясеня (европейской части России), березово-осиновые колки (Сибирь).
Животный мир: степные виды (суслик, сурок, дрофа) + лесные представители (белка, куница, лось).
-
- СУРОК
- Суслик
- Лось
-
Степь
-
- Климат: от умеренно-континентального до континентального и характеризуется очень жарким летом и холодной зимой.
- Почвы: каштановые сухих степей.
- Растительность: безлесие огромных равнин, травы: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец.
- Животный мир: антилопы; из грызунов - строящие сложные норы (суслики, сурки), прыгающие виды (тушканчики, кенгуровые крысы), сайгак.
- Птицы: степной орел, дрофа, жаворонки.
-
- Антилопа
- Сайгак
- Тушканчик
- Кенгуровая крыса
-
- Степной орел
- Жаворонок
- Дрофа
-
Полупустыня
Отсутствие лесов.
-
Климат: умеренного, субтропического и тропического пояса.
Почвы: образуются в сухом и полусухом климате, богаты солями, т.к. атмосферные осадки малочисленны - соли задерживаются в почве, бурые полупустынные.
Растительность: мозаика, многолетних ксерофитных трав, дерновинных злаков, солянок и полыней. В Америке обычны кактусы. В Африке и Австралии (акация, пальма дум, баобаб).
Животный мир: зайцы, грызуны (суслики, тушканчики, песчанки, полевки, хомячки), антилопы, шакал, полосатая гиена, степная кошка, лисица – фенек. Насекомые - скорпионы.
-
- Шакал
- Лисица- фенек
- ПОЛОСАТАЯ ГИЕНА
-
Пустыня
Равнинная поверхность, редкая растительность и животный мир или их отсутствие.
-
Климат: в умеренном поясе Северного полушария, субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий.
(годовая сумма осадков меньше 200 мм. и менее)
Средняя температура в июле + 30 °C, макс. + 50 °C.
Почвы: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни, серо-бурые.
Растительность: полукустарники (саксаул, джузгун, эфедра, солянка, полынь).
Животный мир: ящерицы, агамы и вараны.
-
Варан
-
Саванны и редколесья – это открытые пространства с преобладанием травянистого покрова с отдельными деревьями или группами деревьеви кустарниками жаркого пояса.
Климатический пояс- субэкваториальный.
-
В саваннах и редколесьях ярко выражены два сезона года:
- сухой
- влажный
В сухой зимний период травы выгорают, деревья сбрасывают листву, жизнь замирает, саванна приобретает желтую окраску.
В сезон дождей природа оживает, вырастают сочные травы, саванна наполняется жизнью.
Почвы красно- бурые.В почве накапливается перегной.
-
Животный мир
В Африке самый разнообразный животный мир саванн.
-
Влажные экваториальные леса
-
- Климат: экваториальный, влажно, тепло, среднесуточная температура+25°, за год осадки- 2000мм.
- Почвы: красно-желтых ферралитных почвах,
- Растительность: пальмы (70 видов), бамбуки (70), орхидей, древовидные папоротники, фикусы, дикие бананы.
- Животный мир: ягуар, леопард, птички - нектарницы, туканы, царство обезьян (шимпанзе, гориллы), анаконда, ленивец.
-
- Леопард
- Шимпанзе
-
- Анаконда
- Ягуар
- Горилла
-
Природа и человек
Природные комплексы подвержены влиянию деятельности человека.
Добывая полезные ископаемые, распахивая землю, вырубая леса, человек изменяет среду своего обитания, т.е. географическую оболочку.
Иногда деятельность людей не только изменяет природные комплексы, но и приводит к полному преобразованию и созданию новых комплексов- антропогенных.
-
Закрепление
Назовите растительный и животный мир природной зоны- лесотундры и пустыни.
Назовите растительный и животный мир смешанных и широколиственных лесов, и покажите эту природную зону на карте.
Домашнее задание
§ 46,47,48(вопросы после § устно).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.