Содержание
-
Растительный мир Курской области
Подготовила: учитель географии Криволапова О.Л
-
Цели и задачи урока
- Образовательная: познакомить с многообразием растений родного края, основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга);
- сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ – взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами;
- узнать о растениях занесённых в Красную книгу;
- выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека;
- Развивающая: развивать умения и навыки по изучению природы родного края; умения работать с атласом, картой, учебником;
- прививать развитие познавательного интереса к школьному краеведению;
- Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение и любовь к природе родного края.
-
Факторы
Факторы влияющие на растительность
- Климат (тепло и влага)
- почвы
- рельеф
- деятельность человека
- грунтовые воды
-
Леса
Лесами наша область небогата. Только на северо-западе области, в Железногорском и Дмитриевском районах, леса занимают 13 – 14% площади. На остальной же части области лесистость составляет 6 – 7, а в юго-восточных – всего 1 – 2%.
-
В области отдельными островками распространены дубравы: по крутым берегам речных долин (нагорные дубравы), в поймах (пойменные дубравы), в оврагах и балках (байрачные леса).
-
Травянистый покров дубрав
- одуванчик лекарственный
- медуница
- примула лесная
- грибы
- ландыш майский
-
Работа с гербарием
Найдите среди гербариев, растения дубрав. Покажите и зачитайте названия.
-
Сосновые леса
Естественные сосновые леса встречаются лишь на крайнем северо-западе области, в урочище Обжи.Но по песчаным террасам Сейма, Свапы и Псла растут прекрасные сосновые леса, насаженные человеком. Особенно много их в Льговском (Банищанские леса), Кореневском (Краснооктябрьский лес) и Беловском (урочище Песчаное) районах.
-
Работа с гербарием
Какие лишайники встречаются в сосновых лесах? (найти и сказать)
-
Лесополосы
Лесополосы состоят из различных древесных пород: вяза, тополя, шиповника, жёлтой акации, лоха серебристого, берёзы.
-
На поймах, где почва сильно увлажнена, растут леса или кустарниковые заросли, состоящие из ольхи клейкой и различных видов ив – ольшаники и ивняки.
- В высоких ольховых лесах всегда сыро и душно
- Ивняки создают непроходимые заросли по берегам рек
-
Растительность
Растительность лугов, озёр, рек, прудов, болот
-
Задание
Пользуясь атласом Курской области стр.19, на контурной карте отметьте карандашами разных цветов «островки» дубовых, сосновых, ольховых лесов.
-
Степи
В зависимости от времени года в степи одни растения сменяются другими.
-
Заповедник им. В.В. Алёхина
На двух участках целинной степи располагается Центрально-Чернозёмный заповедник им. В.В. Алёхина. Первый его участок – Стрелецкая степь находится в 20 км к югу от Курска, по дороге на Обоянь.На побережье р. Млодати в Обоянском районе расположен второй участок – Казацкая степь – с примыкающим к ней Казацким лесом.
-
Задание
Нанесите на контурную карту степные участки Центрально-Чернозёмного заповедника им. В.В. Алёхина
-
Красная книга растений области
В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми
-
Задание
Пользуясь атласом и учебником на стр. 66 – 68, запишите в тетрадь по 5 растений, занесённых в Красную книгу области.
-
Культурная и сорно-полевая растительность
-
Растения в жизни человека и его хозяйственной деятельности
-
Закрепление изученного материала
Вопросы:
- Какие растительные сообщества встречаются на территории Курской области?
- Перечислите ярусность дубрав.
- В каком году был создан Центрально-Чернозёмный заповедник?
- Кто был основателем этого заповедника?
- Пользуясь своими записями в тетради назовите растения, занесённые в Красную книгу Курской области.
- Каково значение растений?
-
Домашнее задание
- Повторить изученный материал урока в учебнике «География Курской области» на стр. 57 – 69, ответить устно на вопрос №4, на стр. 69;
- Подготовить по 10 вопросов (загадки) о растениях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.