Содержание
-
Сергеева Д.С.
Волга - великая русская река.
-
План. Исток Волги.
- Введение.
- Природные условия и ресурсы Поволжского экономического района.
- Великий Волжский каскад.
- Волга -многонациональная река.
- Волга - экономический стержень Поволжья.
- Волга – транспортная магистраль Поволжья .
- Проблемы Поволжского экономического района .
- Заключение.
- Список использованной литературы .
-
Введение
Меня очень заинтересовала эта тема. Волга - это очень необычная и загадочная река.
О ней очень много интересной информации.Волга – символ России
Сколько стихов и песен написано об этой реке.
Не зря же говорят ,что Волга- это истинное отражение России.
-
Богата наша страна реками: почти 200 тысяч насчитывается их. А если вытянуть их друг за другом, получится лента длиной около 3 млн. км, много десятков раз ею можно было бы обвить земной шар по экватору.
-
Волга 16-я по длине река в мире и 5-я — в России. Словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви — притоки. Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна. Зародившись небольшим ручьем среди лесов и болот возле деревни Волговерховье в центре Валдайской возвышенности, Волга на пути к морю принимает дань от многочисленных притоков (самые крупные из них Ока и Кама) и превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе, протяженностью 3700 км, неся свои воды во внутреннее Каспийское море-озеро. В нижнем течении (после Волгограда) у неё нет притоков.
-
Волга — типично равнинная река. От истока до устья она спускается всего на 256 метров. Это очень малый уклон по сравнению с другими величайшими реками мира, что дает очень большие удобства для судоходства.
По своим природным особенностям естественная, прежняя Волга — типичная восточно-европейская река смешанного питания с преобладанием снегового, с продолжительным ледоставом и летним спадом воды.
По природным особенностям Волгу принято делить на три части. От истока до впадения Оки она называется Верхней Волгой, далее до впадения Камы — Средней и от Самарской Луки до устья — Нижней. Территория, где протекает река, именуются соответственно Верхне-волжье, Среднее и Нижнеё Поволжье.
За год по Волге стекает огромное количество воды — около 250 км3.
-
Природные условия и ресурсы.
Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Климат — умеренно-континентальный. Район богат земельными и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.
-
Рельеф данного района разнообразен. Западная часть (правобережье Волги) — возвышенная, холмистая (Приволжская возвышенность переходит в невысокие горы). Восточная часть (левобережье) представляет собой слегка всхолмленную равнину.
Природно-климатические условия, рельеф местности и большая протяженность района в меридиональном направлении определяют разнообразие почв и растительности. В широтном направлении с севера на юг последовательно сменяют друг друга природные зоны — лесная, лесостепная, степная, сменяющиеся затем знойными полупустынями.
-
Район богат полезными ископаемыми. Добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Западной Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране.
В настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа — в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях.
-
Великий Волжский каскад
- Молодому советскому государству достались: мелеющая река, жалкие остатки флота, разрушенное портовое хозяйство.
- Для предотвращения катастрофических последствий требовалось преобразовать Волжскую систему.
- Для этого еще в предвоенное время был задуман и разработан план превращения Волги в каскад плотин, водохранилищ и сооружения на ней новых каналов.
- На этой «рукотворной реке» возведено около 200 сооружений: 10 платин, 11 шлюзов, десятки мостов.
- Построено 8 ГЭС. Многие сооружения украшены барельефами, статуями, фресками.
- Когда плывешь по каналу, кажется, что ты попал в музей монументальной скульптуры.
- Движение по каналу никогда не замирает.
-
Волга – многонациональная река.
- Состав. Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Республики Татарстан и Калмыкия.
- Стр 285Состоит из 6 областей и 2 республик Экономико-географическое положение. Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Территория — 536 тыс. км2.
- ЭГП этого района исключительно выгодное. Поволжье непосредственно граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Уральским и Северо-Кавказским экономическими районами РФ, а также с Казахстаном
-
5. Волга — экономическая ось Поволжья
- На рубеже 19-20 веков — началась индустриализация Поволжья. Оно становится крупным районом производства товарного зерна и мукомольной промышленности. Усиливается значение Волги. Она становится «главной улицей России» (перевозится зерно, нефть, сплавляется лес). В Царицыне (Волгограде) возникают самые мощные в России лесопильные заводы.
- В послевоенный период, особенно с 1950 г. в течение двух десятилетий Поволжье становится главным районом России нефтедобычи и её переработки нефтехимии. Основные районы добычи и переработки нефти и газа расположены в Татарии, Самарской области. Изменился поток нефти. Она пошла теперь и вниз по Волге. Поволжье превратилось в край нефти и газа.
- В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья — машиностроение и нефтехимия. Машиностроение (18,6% Российского) представлено, в основном предприятиями ВПК, главная отрасль специализации которого — авиационная и ракетно-космическая промышленность. Крупнейшие центры ВПК — Самара, Казань, Саратов, Ульяновск.
- Особое место в машиностроении Поволжья принадлежит транспортному Поволжью — автомобильный цех страны. Это крупнейший производитель легковых и грузовых автомобилей.
- Из других видов транспорта развито самолетостроение, судостроение— морские и речные суда, в том числе на воздушной подушке.
-
Нижний Новгород
Нижний Новгород (бывший Горький) — первый город на Волге итретий по численности населения в России (1 млн. 357 тыс. жителей), основан в XIII веке. Его расположение у слияния Оки с Волгой способствовало развитию промышленности и торговли.
-
Казань
В Казаниразвиты: машиностроение и химическая промышленность. Она поставляет народному хозяйству турбохолодильные и электронно-вычислительные машины, компрессоры, синтетический каучук, полиэтилен, кинофотопленку, изделия бытовой химии и т.д.
Столица Татарстана — Казань (1 млн. 101 тыс. чел), была основана в 12 веке.
-
Казанский речной порт — один из самых крупных на Волге. Через него проходят маршруты всех транзитных, транспортных и
туристских линий пароходов центральных бассейнов.
-
Ульяновск — крупный центр автомобилестроения (УАЗ). Здесь выпускается целое семейство грузовых автомобилей (фургоны, санитарные машины). Производятся режущие станки, дождевальные установки, стиральные машины, обувь, мебель, трикотаж. Ульяновский порт связан с десятками портов других городов. Очень велик грузо-пассажирский поток этого города.
Ульяновск — крупный речной порт на Куйбышевском водохранилище, с населением 667,4 тыс. человек.
-
Астрахань
Астрахань — самый южный из Волжских городов.
Астрахань — важный порт и главный рыбопромышленный центр по разведению, добыче и переработки рыбы. Известен рыбоконсервный холодильный комбинат, где рыбу разделывают, замораживают, солят, коптят, консервируют и т.д.
Важную роль в экономике Астрахани играют предприятия машиностроения и металлообработки. Здесь строят сейнеры, танкеры, выпускают холодильное оборудование, целлюлозу, картон, бумагу, развита соледобыча и деревообработка.
В дельте для входа в Волгу с моря, прорыт канал, но не все суда могут вплотную подходить к Астрахани. В море, примерно в сотне километров от берега, их груз перегружают на более мелкие суда и везут в Астрахань.
-
Здесь, в индустриальном техникуме учился Ю.А. Гагарин. В городе есть набережная космонавтом.В Саратовской области сооружен высокий обелиск, где после облета Земного шара приземлился первый космонавт мира — Ю.А. Гагарин. В этом году 12 апреля отмечается сорокалетие его полета (День космонавтики).
Саратов — крупный центр науки, культуры, образования. Саратов родина Н.Г. Чернышевского (ему есть музей т памятник), писателя К.А. Федина. В Саратовской губернии родились А.Н. Радищев (мраморный бюст), П.И. Яблочков, изобретатель электрической лампочки.
-
Саратов
Затем появились машиностроительный, судостроительный, гвоздильно-проволочный заводы, позднее были построены крупные нефтеперерабатывающий, химический заводы, крупнейший в Европе завод технического стекла (использовалось при строительстве Кремлевского дворца съездов в Москве), комбинат крупно панельного домостроения. Выпускаются передвижные электростанции, холодильники, и продукция легкой и пищевой промышленности.
Второй по численности населения город Нижнего Поволжья город Саратов (874 тыс. жит.).
Сначала он стал центром переработки сельскохозяйственных продуктов, особенно зерна.
-
Тольятти
Здесь выпускается оборудование для цементной, горнорудной, химической промышленности. Построены азотно-туковый и синтетического каучука заводы. Тольятти — один из крупнейших элеваторов, высокомеханизированный речной порт, который связан скоростными линиями с другими городами. Сегодня Тольятти — это крупнейший индустриальный центр Среднего Поволжья.
Современный приволжский город Тольятти, расположен на левом берегу Куйбышевского водохранилища, численность населения — 722,6 тыс. жителей. Наиболее крупное предприятие Тольятти — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Завод легковых автомобилей «Жигули» выпускает автомобили трех названий: «Жигули», «Нива», «Лада».
-
Волгогра
Крупнейший город Нижнего Поволжья — Волгоград.Город вытянут вдоль правого берега Волги на 80 км от плотины Волгоградской ГЭСдо шлюзов Волго-Донского канала. Он возник в месте наибольшего приближения двух великих рек Русской равнины Волги и Дона и развивался как центр торговли, перевалки леса, добычи и переработки Волжских рыбных богатств.
Сегодняшний Волгоград — крупный промышленный центр Поволжья. В нем развиты металлургия (завод «Красный Октябрь»), машиностроение, в том числе крупнейший тракторостроительный завод, химическая нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая и другие отрасли. Волгоград является крупным транспортным узлом.
-
На Мамаевом кургане создан памятник — ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
-
Значение Волги для экономики этого района равносильно значению позвоночника для тела человека.
Все ведущие основополагающие отрасли промышленности Поволжья расположены в городах-портах, которые Волга связывает и объединяет в единую коммуникацию. Волга обеспечивает весь район водой, гидроэнергией, дешевым транспортом, являясь тем самым экономической осью Поволжья.
-
Волга интересна нам и как туристическая трасса для водных путешествий, изобилующая уникальными историческими памятниками. Это всемирно известные кремли в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, мемориалы в Ульяновске и в Волгограде, уникальный заповедник в Астрахани.стр288
-
4. Волга — транспортная магистраль
В далекие геологические эпохи случилось так, что природа «обидела» Волгу, лишив её выхода в океан, и заставила впадать во внутреннее море.
Это обстоятельство издавна доставляло большие неудобства русским людям, общавшимся с другими соседними народами. Оживленный причерноморский рынок всегда привлекал русских купцов.
Необходимость соединения Волги с Доном назрела давно. Первую попытку соединения великих рек предприняли турки, которые хотели перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем по Дону и Волге, чтобы отобрать у нас Астрахань, присоединенную к России в 1556 г.
Для этого их султан Селим II в месте волока между реками приказал сделать прокоп. Иван Грозный, узнав про непрошеных гостей, послал к месту работы большое войско, но те еще раньше сбежали с негостеприимной Русской земли. «Турецкая канава» сохранилась до нашего времени.
Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. Но по-настоящему осуществить эту идею удалось только с 1948 по 1952 годах. Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон. Он начинается от Волги близь Волгограда и подходит к Дону у Калача. Длина трассы 101 км. На волжском склоне устроено 9 шлюзов, на донском — 4. По нему идут десятки миллионов тонн всевозможных грузов. Так Волга получила выход к южным морям — Азовскому и Черному.
-
Но для неё это было уже не достаточно. Ей были крайне нужны выходы к северным морям — удобные и доступные для больших современных судов. На месте устаревшей «Маринки» (водного пути соединявшего бассейны рек Волги и Невы в 1810 году) была создана новая большая глубокая дорога Волго-Балт — Волго-Балтийский водный путь длиной 360 км. Вместо обветшалых малых шлюзов здесь было устроено семь новых с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие суда и теплоходы.
И, наконец, Беломоро-Балтийский канал соединил Волгу с Белым морем.
-
Таким образом, современная Волга — водный путь, связанный с пятью морями Европы. Днем и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные грузы — строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города Поволжья. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.
-
6.Проблемы Поволжья.
Роль Поволжья в хозяйстве России велика, но велика и отягощенность этого района острейшими проблемами. Площадь водосбора Волги огромна. Она составляет 1 млн. 350 тыс. км2. В неё поступают стоки от промышленных предприятий, в том числе от ВЛК, городские канализационные воды, сточные воды, загрязненные ядохимикатами с обширных полей Поволжья. Загрязняется Волга и водным транспортом (портовые стоки, утечка нефти и др.). Все это наносит большой урон рыбному хозяйству, особенно осетровым рыбам, всегда бывших славой России. Следовательно, необходимо совершенствовать способы очистки сточных вод с применением как механических и химических, так и биохимических методов, охранять водные ресурсы от истощения (очень большая испаряемость с двадцати тысяч квадратных километров Волжских водохранилищ) путем сокращения потребления свежей воды для технических целей (повторное использование отработанной воды, после предварительного её очищения).
-
Для восстановления рыбных запасов построены рыбоводные заводы. Они выпускают в реку молодых осетров, белуг, севрюг. На самолетах в Каспий была переброшена черноморская кефаль. (Для питания рыбам был перевезен кольчатый червь, особенно для осетра и белуги).
Но оздоровления требует не только вода Волги и тающие её рыбные запасы, а и земли Поволжья, воздушные бассейны волжских городов, насыщенные предприятиями химии, нефтепереработки, металлургии и т.д.
Для решения экологических проблем этого района разработана и принята Федеральная целевая программа «Возрождение Волги». Программа рассчитана на 15 лет (1996-2010).
-
В результате реализации предусмотренных программой мероприятий :
- на 30% будет уменьшен сброс загрязненных стоков в водные объекты
- на 40% сократится использование питьевой воды на промышленные нужды,
- на 20% сократится удельное потребление сырьевых и энергетических ресурсов,
- почти в 2 раза снизятся выбросы в атмосферу от стационарных источников и в
- 2 раза станет больше рыбы в волжских водохранилищах
-
Во все времена существования России Волга была и остается великой русской рекой, от которой во многом зависит жизнь всего Поволжья.
-
Заключение
Про Волгу можно сказать ,как и про что-то необычное,что у Волги есть много недостатков и проблем ,но это не мешает волге быть самой великой Русской рекой. Надеюсь в будущем эти проблемы будут решаться и Волга будет процветать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.