Содержание
-
V Фестиваль« Использование информационных технологий в образовательной деятельности»
Киселева Ольга Юрьевна, учитель географии, ГОУ № 238 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга 2 место
ГОУ ДПО ЦПКС Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»
Номинация
«Использование прикладных программных средств (ППС) в учебном процессе» (секция физики, химии, биологии, географии)
-
V городской фестивальИспользование образовательных технологий в образовательной деятельности
Номинация: «Использование прикладных программных средств в учебном процессе»
Автор: Киселева О.Ю.
учитель географии высшей категории
ГОУ СОШ № 238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
2009
География, 8 класс
Тема урока: « Влияние тектонического строения на особенности рельефа территории России»
-
Введение
Кабинет географии не мыслим без наглядных пособий. Основным дидактическим принципом географии является наглядность, поэтому на уроках используется большое количество карт, иллюстративного материала. Появление в арсенале современного учителя географии электронных карт, мультимедиа учебников, геоинформационных систем, электронных тренажеров и энциклопедий помогает ему разнообразить урочную и внеурочную деятельность исходя из запросов современных учеников. Наличие современных ППС в школе потребовало пересмотреть многие традиционные уроки, подходы к планированию урочной и внеурочной деятельности, наличие новых знаний у учителя. Только при наличии системности в использовании ППС они могут стать надежным помощником учителя. Поэтому я в своей работе по освоению ИКТ технологий начала с повышения квалификации. Прошла обучение через систему курсов ИТМО и АППО в 2005-2007 годах, начала создание медиатеки в кабинете географии, познакомилась с содержанием и принципами работы с ППС, внесла корректировки в тематическое планирование, работаю над методической темой «Использование ИКТ на уроках географии». На своих уроках часто использую как готовые программные продукты, так и собственные презентации. Опыт использования ППС на уроке я хочу показать на примере урока географии в 8 классе.
-
Система использования ППС
На уроке
Во внеурочной деятельности
- При изучении нового материала
- При проведении внеклассных мероприятий
- При подготовке рефератов и сообщений
- При подготовке к олимпиадам
- При закреплении материала
- При проведении практических работ
- При проведении промежуточного и итогового контроля
- При подготовке к итоговой аттестации
- ГИС «Живая география»
- Энциклопедии
- География России,
- Города России
- Мультимедийные учебники
- Географический тренажер
- Электронные карты
- При работе со слабоуспевающими учениками
-
- География России и География городов. Энциклопедия. Серия классика энциклопедий
- Интерактивный 3D атлас Земли «EINGANA».
- Комплект демонстрационных материалов по курсу географии (5 СD-RОМ) Географическое положение России, Гидросфера. Земля во вселенной. Литосфера. План и карта.
- Электронные интерактивные карты издательства «Дрофа»
- Школьная геоинформационная система «Живая география»
- 1-С образовательная коллекция.
- География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
- География 9 класс. География России: хозяйство и регионы.
- География 8 класс. География России: природа и население.
- География 7 класс. География Наш дом – Земля.
- География 6 класс начальный курс физической географии.
- Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия».
- Уроки географии 6, 7, 8, 9,10 класс.
- Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Репетитор по географии
- Электронные уроки и тесты «География в школе»: Африка, Америка, Европа, Азия. Австралия и Океания.
На уроках и для подготовки используется:
-
Введение
- Формирование практических навыков работы с источниками географической информации
- Воспитание патриотических чувств
- Формирование общеучебных умений: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Показать красоту и многообразие природы России
- Дидактические и предметные задачи использования ППС
-
Влияние тектонического строения на особенности рельефа России
Программно-педагогические средства:
- Электронная карта «Физическая карта России»
- Мультимедиа учебник по географии для 8 класса «1С образовательная коллекция»
- ГИС «Живая география»
-
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление у учащихся об особенностях рельефа на территории России.
- Выявить связь между особенностями рельефа и тектоническим строением.
- Формирование навыков работы с картой.
- Формирование умений сопоставлять, анализировать, формулировать выводы.
-
Основные этапы урока:
- Объяснение нового материала
- Характеристика крупных форм рельефа
- Закреплениезнаний полученных на уроке
- Контроль полученных знаний
- Практическая работа «Выявление зависимости между тектоническим строением и рельефом территории России»
-
Объяснение нового материала
Актуализация знаний
- Что называется рельефом?
- Какие крупные формы рельефа вы знаете?
- Какие виды равнин по высоте вы знаете?
- Какие виды гор по высоте вы знаете ?
-
- Какая форма рельефа преобладает?
- На какие части по особенностям рельефа можно разделить территорию России?
- Где в основном располагаются горы, низменности?
- В каком направлении рельеф повышается?
- Самая высокая и самая низкая точки?
- Электронная карта «Физическая карты России»
- Масштаб карты: базовый
Фронтальная беседа по типовому плану характеристики рельефа территории
-
Определение самой высокой и самой низкой точек России
Увеличиваем масштаб изображения территории Кавказа и Прикаспийской низменности.
- Самая низкая точка России
- Самая высокая точка России
-
Заполнение опорного конспекта
1. В рельефе России преобладают ______________ .
2. По особенностям рельефа Россию можно разделить на ________ части: западную и восточную.
3. В западной части преобладают ____, а в восточной _______ и _______.
4. Горы располагаются в основном на _______ и _____ России, а на ________ низменности
5. Рельеф России повышается с _____ на ____ и с запада на _______ .
6. Самая высокая точка России – гора ______. Она располагается на _______. Её высота _____ . Самая низкая точка располагается на ________ низменности. Её высота _______ метров ниже уровня моря
-
Характеристика крупных форм рельефа
- Где на территории России располагается?
- Каковы особенности поверхности?
- Какова преобладающая высота?
- Самая высока и самая низкие точки.
- Для равнин, какие формы рельефа располагаются на их территории?
- Увеличиваем масштаб изображения территории
- Работа в форме беседы
-
- определение особенностей характера поверхности равнины: наличие возвышенностей и более низких частей
- нахождение крупных форм рельефа на территории равнины
- определение средней высоты территории
- Характеристика крупных форм рельефа
- Увеличиваем масштаб изображения территории
Работа в форме беседы
-
Характеристика крупных форм рельефа
Для создания зрительного образа территории используется иллюстративно – информационный материал Электронной карты.
-
Какие по высоте горы преобладают на территории России?
Назовите горы расположенные на юге России.
Перемещаем интерактивную карту, так чтобы в поле зрения учеников были горы Юга Сибири и вместе с ними находим самые высокие точки Алтая, Западного и Восточного Саян.
Отмечаем их на контурной карте.
-
Перемещаем карту согласно задаче.
Находим крупные формы рельефа: Верхоянский хребет, хребет Черского, горы Сихотэ-Алинь, Чукотское и Корякское нагорья.
Определяем их среднюю высоту.
Чем отличается рельеф восточной и северо-восточной части России?
-
Закрепление полученных знаний
Используем мультимедиа учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений «1С Образовательная коллекция».
- Раздел «Практика»
- Работа в парах с использованием мобильного класса.
- Нанесение на карту территории крупных форм рельефа
-
Промежуточный контроль знаний
Используем мультимедиа учебник для учащихся 8 классаобщеобразовательных учебных заведений «1С Образовательная коллекция».
Раздел «Тесты»
Учащиеся отвечают на вопросы теста об особенностях рельефа России.
-
Актуализация знаний о тектоническом строении территории России
- Какие тектонические структуры расположены на территории России?
- На какие виды по возрасту делятся платформы?
- Что называется платформой? Какие платформы располагаются в пределах России?
- Чем отличаются молодые платформы от древних?
- Что такое щит? Какие щиты вы знаете на территории России?
- Что называется Складчатой областью?
- Ответы на вопросы используя карту из 1 С образовательной коллекции
-
Практическая работа в парах. «Выявление связи между рельефом и тектоническим строением на
территории России»
Используя ГИС «Живая география» накладывают Тектоническую карту на базовую карту России и заполняют таблицу
Инструкция по работе с ГИС
-
территории России»
Заполните таблицу. Связь рельефа и тектонического строения.
Сформулировать вывод
-
Формулировка выводов
Преобладание равнинного рельефа в России связано с ______строением.
Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют ____________.
Характер поверхности равнин зависит от __________ платформ.
Основные складчатые области в России располагаются на _____и ____ . Поэтому рельеф России повышается к ______ и ________.
В рельефе складчатым областям соответствуют _______ и ________ .
Высота гор зависит от ________складчатых областей.
В областях новой складчатости (______) сформировались _______горы. Они относятся по высоте _________ горам.
В областях древней складчатости (______и______ располагаются____ , ______,______.
Области мезозойской складчатости расположены на _______страны.
Им в рельефе соответствуют _____хребет, хребет_______, _____нагорье. Это ___________горы по высоте.
Разнообразие рельефа России связано с __________тектонического строения.
-
Домашнее задание
Прочитать параграф № 11
Обозначить на контурной карте (с.2-3) крупные формы рельефа
Подготовить сообщение о крупных формах рельефа России.
-
Электронная карта «Физическая карта России»
Она является одной из карт серии для изучения физической географии России. По сравнению с обычными настенными картами, которые традиционно используются в школе, она имеет ряд преимуществ:
- Возможность изменения масштаба карты и отдельных её частей
- Возможность расположить нужную часть карты в центре поля зрения ученика.
- Возможность менять количество информации на карте за счет отключения слоев электронной карты.
- Возможность использования авторских записей и обозначений на карте, пользуясь инструментами карты.
- Наличие иллюстративно-информационного материала, который позволяет создавать зрительный образ объекта и получить краткую информацию о нем.
- Небольшие системные требования.
-
Для работы на данном уроке использованы
Для учителя работа на уроке с такой картой позволяет интенсифицировать урок, сделать его более интересным и продуктивным, снимает проблему хранения карт, так как такие карты занимают очень мало места, легко найти и подготовить карту к уроку, возможность использования нескольких карт на уроке, если того требуют цели и задачи урока.
Ученики отмечают, что такую карту лучше видно с любой парты в классе, поэтому на ней легче ориентироваться, возможность увеличения позволяет увидеть мелкие объекты на карте, легче соотносить настенную карту и карту атласа, что облегчает поиск объектов. Красочность и информативность информационного материала карты.
-
Диск серии 1С Образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 класс. Мультимедийный учебник по географии разработанный авторским коллективом под руководством Дронова В.П, Этот же авторский коллектив является и авторами учебника для общеобразовательных учебных заведений, поэтому материалы этого диска могут быть использованы на многих уроках в 8 классе. Диск содержит тестовый учебный материал, практические задания, справочник, возможность выхода в Интернет, большое количество иллюстраций, интерактивные карты, видеофрагменты и анимации. Очень удобен, для учителей, только начинающих осваивать использование ППС на уроках.
-
ГИС «Живая география», разработана Институтом новых образовательных технологий. Она позволяет накладывать карты одна на другую, создавать новые карта, подстраивая их под потребности урока. Активизировать участие учащихся в процессе урока, заинтересовать получением конечного результата, расширить и углубить знания по предмету.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.