Содержание
-
Палеографическое описание Радзивиловской летописи Выполнила Шамян Евгения
-
-
-
Радзивиловская (Кёнигсбергская) летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, доведенный до 1206 года. Написана на бумаге польского изготовления.
-
Рукопись состоит из 32 тетрадей, из которых 28 по 8 листов, две по 6, одна 10 листов и одна 4 листа. В ряде мест обнаруживаются пропуски и перестановки текста. В Радзивиловском списке: пропущены (из-за утраты листа в рукописи) окончание вводной статьи и Повести временных лет (о «козарской» дани) и известия с 6360 (852) по 6366 (858) г.; пропущен текст с 6697 (1189) г. по начало 6700 (1192) г.; внутри статьи 6694 (1186) г. помещен текст за 6710 (1202)—6711 (1203) гг. Дефекты, присущие обоим спискам: пропущены тексты под 6532 (1024), 6572 (1064), 6582 (1074), 6659 (1151), 6662 (1154)—6663 (1155), 6677 (1169) гг. После статьи 6709 (1201) г. следуют статьи с конца 6711 (1205) по 6714 (1206) г., которыми, в сущности и заканчивается общий текст обеих летописей, но вслед за 6714 г., с нарушением хронологии, в обеих летописях следуют известия за 6711 (1203)—6713 (1205) гг.
-
Списки Радзивиловской летописи Радзивиловский список Московско-Академический список Эти два списка являются основными, но начиная с определенных годов ученые находят и связи с другими летописями. Например, начиная с известия 1138 г. до 1214 г. может рассматриваться как третий список еще один памятник — Летописец Переяславля Суздальского, или «Летописец русских царей». А. А. Шахматов пришел к заключению, что в основе всех списков лежал Переяславский свод 1214 г., окончание которого утрачено в Радзивиловском и Московско-Академическом списках.
-
Радзивиловский список Рукопись эта принадлежала в XVII в. польско-литовским магнатам Радзивиллам (откуда и ее название); затем попала в Восточную Пруссию (Кенигсберг), где с нее по приказу Петра I была снята копия; в 1758 г. была захвачена как военный трофей в Семилетней войне и отвезена в Петербург, в конце XVIII в. была впервые опубликована. Наибольший интерес представляют раскрашенные миниатюры (всего их 617), которыми иллюстрирован Радзивилловский список. Из-за иллюстраций сей список называется лицевым Таким образом, иллюстрации XV века являются копией с более ранних — как предполагают некоторые исследователи, оригинальные миниатюры могли относиться даже к XI веку. Место создания списка точно не установлено, но существует мнение, что по происхождению данный памятник относится к западнорусским, возможно, что рукопись написана в Смоленске.
-
Радзивиловская летопись. Сохранилась в составе Радзивиловского списка. Место и время создания. Радзивиловский список датируется исследователями последним десятилетием XV в. Некоторые исследователи уточняют: окол 1487 г. Дополнительны статья на лл. 246-250 об. можно отнести к 90- гг. XV в. Место создания списка точно не установлено, но существует мнение, что по происхождению данный памятник относится к западнорусским. В.М.Ганцов, следуя за А.А.Шахматовым, говорит о том, что, возможно, рукопись сделана в Смоленске. Место хранения. Рукопись хранится в Библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербург под шифром 34.5.30. Характеристика рукописи. Рукопись в 1 °, н 251 + III листах. Летопись расположен на лл. 1-245, водяные знаки этой части рукописи — три вида головы быка — воспроизведены в альбоме Н.П. Лихачева под № 3893-3903 (но воспроизведение не совсем точное). На лл. 246-250 об. другим почерком и на другой бумаге переписаны дополнительны статьи, филиграни — два вида головы быка под крестом — воспроизведен в альбоме Н.П. Лихачев по № 3904-3906. Радзивиловский список написан полууставом, преимущественно одним почерком.
-
«Окна в исчезнувший мир» 14 об. Поход Олега с дружиной на Царьград 15 об. низ Переговоры о мире между Олегом и византийскими императорами
-
Сюжеты миниатюр многообразны: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды («Битва на Немиге», «Пленение князя Всеслава Полоцкого»). «Окна в исчезнувший мир» 14 верх Перевод Мефодием книг с греческого на славянский язык
-
«Окна в исчезнувший мир» 215 об. Избиение горожанами в Боголюбове посадников князя Андрея. 31 верх Княжение Ольги с сыном Святославом в Киеве.
-
«Окна в исчезнувший мир» Миниатюрист изображает пляски радимичей, вятичей и северян: "... но игрища меж селы. Въсхожахуся на игрища, на плясания и на вся бесовьскаа песни...". Слева подпись к рисунку: "Игрища". Пляски и игрища северных племен.
-
«Окна в исчезнувший мир» Беседа Владимира Святославича с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.
-
Московско-Академический список Полное название Московско-Академического списка, второй важнейшей копии Раздзивилловской летописи — «Рукопись Московской Духовной Академии». На первом листе помечено «Живоначальныя Троицы» (отсюда название Троицкая летопись; не путать с погибшей в 1812 году Троицкой летописью), на последнем же листе начертано «Сергиева монастыря». До 1206 года этот список даёт тот же текст, что и Радзивилловский, практически без значительных разночтений, далее же повествование продолжается в другом стиле и тоне, доводя это повествование до 1419 года весьма самостоятельно, не повторяя оригинальной части Лаврентьевской летописи: наоборот, имеются многочисленные отличия (добавления, иные формулировки и т. д.), свидетельствующие о систематической редакционной правке предшествующего текста. На основании этих разночтений А. А. Шахматов иМ. Д. Приселков пришли к выводу, что в основе Лаврентьевской летописи лежал Владимирский свод XII в., где текст летописания предшествующего времени не подвергся ещё особенно значительным и тенденциозным переделкам, а в основе Переяславского свода 1214—1216 — источника Радзивилловской летописи — лежал Владимирский свод начала XIII в., прославлявший Всеволод Большое Гнездо и составленный при его сыновьях Юрии и Ярославе.
-
Отличие текста Летописца Переяславля Суздальского от основных двух списков: 1175 г. в РЛ как и в Лаврентьевской, рассказ об убийстве Андрея Боголюбского завершается молитвой о помиловании «князя нашего и господина Всеволода» — в Летописце Переяславля вместо этого: «князя нашего и господина Ярослава» (княжившего с 1201 г. в Переяславле); сообщая о вокняжении Ярополка Ростиславича после убийства Андрея Летописец Переяславля дважды указывает, что «переяславцы» этого не хотели; в остальных списках Л. (как и в Лаврентьевской) этих слов нет; под 6684 (1176) г. в Летописце Переяславля за победу над Ростиславичами прославляются не только «володимерцы» (как в остальных летописях), но двукратно также и «переяславцы» и т. д. С другой стороны, в ряде случаев оба основных списка отличаются от Лаврентьевской, а Летописец Переяславля с ней сходится: в основных списках Л. при перечислении имен убийц Андрея в 1175 г. нет имен Аньбала, Ясина и ЯкымаКучковича — в Летописце Переяславля они названы; в Летописце Переяславля упоминается, что сразу после убийства Андрея «володимерци с радостью» посадили Ярополка (в остальных списках нет; под 6694 (1186) г. Летописец Переяславля, в отличие от остальных списков Л., сообщает о рождении у Всеволода сына Константина, и т. д.
-
В1767 году сделано издание не с ОРИГИНАЛА, а с КОПИИ, изготовленной для Петра I в 1716 году. Подготовленно И. А. Таубертом и И. С. Барковым, содержало множество пропусков, произвольных дополнений, поновлений текста и т. д. Как замечает А.А.Шахматов, в этом издании были учтены даже карандашные поправки на петровской копии. II. 1902 год:это было фото-механическое воспроизведение рукописи.(Шахматов А.А.) III. 1989 год напечатан в Полном собрании русских летописей. В 1936—1941 гг. М. Д. Приселков подготовил текст с разночтениями по Московско-Академическому списку и Летописцу Переяславля Суздальского он и был издан в 1989 году. IV. 1995 году опубликовали прекрасную цветную фотокопию Радзивиловского списка Издания Радзивиловской Летописи В дальнейшем текст Радзивиловского и Московско-Академического списков использовался для разночтений и дополнений при издании Лаврентьевской летописи (окончание Московско-Академического списка было издано в приложении к ней).
-
У рукописи: нет «выходной» миниатюры, открывающей книгу, нет обязательной заставки, для которой было оставлено место, заглавие написано небрежно, более чем на половине листов рукописи отсутствуют киноварные инициалы, да и сама летопись словно обрывается на полуслове, не имея обязательного в таких случаях заключительного колофона — послесловия Работу над рукописью начинал не писец, а художник, который размечал места для текста и сразу же переносил все положенные к нему рисунки. Затем тетрадка с рисунками переходила к писцу, задачей которого было вписать необходимый текст, а если места для него не хватало, тогда-то он и залезал на рисунок или заворачивал строку на поля.
-
Исследования О.И. Подобедовой В 1958 году искусствовед О.И. Подобедова обратилась к подлиннику и просмотрела и сфотографировала рисунки в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. многофигурные композиции состоят по меньшей мере из трех слоев переработок, сделанных разными художниками и в разное время. Более того, каждый художник менял положение фигур, переписывал лица, пририсовывал оружие, княжеские шапки, короны, менял одежду и т.д. «второй» художник работал над рисунками вскоре после первого, а вот «третий» — довольно долгое время спустя, причем именно ему принадлежат все «готические» дополнения, которые у всех вызывают крайнее недоумение. после работы «второго» кто-то копировал рисунки на первых 79 листах рукописи, продавливая контуры изображений каким-то острым предметом. Но все это было до работы «третьего» мастера, поскольку продавленные контуры позднее оказались перекрыты красочными слоями, нанесенными его рукой.
-
Список использованной литературы Панина Н. Л.Книжное искусство Древней Руси. Новосибирск, НГУ. 1998-2002. Килина Л.Ф. Русские летописи как объект лингвистического исследования. Ижевск, 2010. http://www.pravda-tv.ru/2009/05/01/1046 http://www.chronologia.org/rare/radzivil/list121-185.html http://ru.wikipedia.org/Радзивиловская_летопись
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.