Презентация на тему "Александр 2" 8 класс

Презентация: Александр 2
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
17 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Александр II" рассказывает о детских годах будущего императора Российской империи, о восхождении на престол и первых годах правления. Далее описываются проведенные Александром II реформы (отмена крепостного права, Земская реформа, изменения в области образования), внешняя политика и история убийства царя.

Краткое содержание

  • Детство;
  • Начало правления;
  • Основные реформы;
  • Внешняя политика;
  • Убийство;
  • Итоги царствования.

Содержание

  • Презентация: Александр 2
    Слайд 1

    Александр II

    (17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург)

  • Слайд 2

    Александр II Николаевич Освободитель— император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

  • Слайд 3

    Детство

    • Родился 17 апреля 1818 года, в Светлую среду, в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся императорская фамилия, исключая дядю новорождённого Александра II, бывшего в инспекционной поездке по югу России, прибыла в начале апреля для говенья и встречи Пасхи.
    • По достижении совершеннолетия 23 апреля 1834 (день принесения им присяги) наследник-цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи.
    • В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838—1839 годах побывал в Европе.
  • Слайд 4

    Начало правления

    • Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов; финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции.
    • Первым из важных шагов было заключение Парижского мира в марте 1856 года — на условиях, которые в создавшейся ситуации были не самыми плохими (в Англии были сильны настроения продолжать войну до полного разгрома и расчленения Российской империи).
  • Слайд 5

    Весной 1856 года Александр II посетил Великое княжество Финляндское, где выступил в университете и сенате, затем Варшаву и Берлин, где имел весьма важную для него встречу с прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV (брат его матери), с которым тайно скрепил «двойственный союз», прорвав таким образом внешнеполитическую блокаду России.

  • Слайд 6

    Основные реформы

  • Слайд 7

    Отмена крепостного права (1861)

    • Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
    • Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными».
    • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
    • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

  • Слайд 8
    • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение.
    • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела.
    • Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.
  • Слайд 9

    Земская реформа 1 января 1864 г.

    • Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года.
    • Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность.
    • Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).
  • Слайд 10

    Судебный устав 1864 г.

    • Устав вводил единую систему судебных учреждений. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати.
    • Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе.
    • Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания.
    • Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д., в то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
  • Слайд 11

    Военная реформа

    Организационные реформы

    • Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления. В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

    Технологические реформы в области вооружений

    • В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок и выпуску других орудий
  • Слайд 12

    Реформа образования

    • В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой.
    • В последние годы царствования Александра II были приняты решения (о введении полицейского контроля в вузах, об ограничении принятия в вузы «лиц, материально не обеспеченных» и др.), которые «перечеркивали буквально все, что было осуществлено в области народного просвещения с момента отмены крепостного права».
  • Слайд 13

    Внешняя политика

    • В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи. За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию.
    • После долгого сопротивления император решился на войну с Османской империей 1877—1878 годов.
    • Смысл присоединения некоторых новых территорий, в особенности Средней Азии, был непонятен части российского общества. Между тем, это завоевание обернулось большими людскими потерями и материальными затратами.
    • В 1876—1877 годах Александр II принял личное участие в заключении секретного соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой войной, следствием которого, по мнению некоторых историков и дипломатов второй половины XIX века, стал Берлинский трактат (1878), вошедший в отечественную историографию как «ущербный».
    • В 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам за 7 млн долларов.
    • Историки полагали, что правительство Александра II проводило политику, не отвечавшую интересам страны, чему способствовала позиция самого монарха: «Благоговея перед своим дядюшкой — прусским королем, а позднее германским императором Вильгельмом I, он всячески содействовал образованию единой милитаристской Германии». Во время франко-прусской войны 1870 года «георгиевские кресты щедро раздавались германским офицерам, а знаки ордена — солдатам, как будто они сражались за интересы России».
  • Слайд 14

    Убийство

    • 1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр II скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким;
    • погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже.
    • Накануне, 28 февраля (суббота первой седмицы Великого поста), император в Малой церкви Зимнего дворца, вместе с некоторыми другими членами семьи, приобщился Святых Таин.
  • Слайд 15

    Итоги царствования

    • Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.
    • Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода.
    • Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.
  • Слайд 16
    • Не были отменены телесные наказания в отношении крестьян;
    • Учреждение земств привело к дискриминации низших сословий;
    • Судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола.
    • Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем, которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.
    • Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения, а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы.
    • Многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый);
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке