Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме "Борьба русских земель с западными завоевателями" по истории, включающую в себя 29 слайдов. Скачать файл презентации 3.33 Мб. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории
Автор :учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 11 Е.Г.Ритунская;
с.Черниговское ,Апшеронского района, Краснодарского края
Слайд 2
Талантливый полководец и властелин Монголии
Принял имя Великого хана
Создатель мощной монгольской армии
Подчинил себе Китай, Азию Иран, Кавказ
Мечтал завоевать весь мир
1.Узнай портрет:
Слайд 3
Чингисхан
Создатель Монгольской державы
Слайд 4
а) 1206 г.
б) 1211 г.
в) 1221 г.
г) 1223 г.
2. Битва на реке Калка произошла в:
Слайд 5
а) Торжок
б) Коломну
в) Козельск
г) Киев
3. Хан Батый назвал «злым городом»:
Слайд 6
4. Первый поход Батыя завершился:
а) полным подчинением Руси монголам
б) страшным разгромом северо-восточных земель Руси
в) поражением Батыя
г) завоеванием не только русских земель, но и вторжением в Западную Европу
Слайд 7
5. По преданию, уцелевших жителей Рязани, собиравшихся в дружину для борьбы с монголами, возглавил:
а) ЕвпатийКоловрат
б) княжич Фёдор
в) Филипп Нянька
г) Пётр Ослядюкович
Слайд 8
В чем особенности жизни
Руси в 13 веке?
Наступил период феодальной раздробленности:
Ослабли связи между землями
Ослабла обороноспособность страны
Русь попала в зависимость от Золотой Орды
Вспомни
Слайд 9
В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.
Слайд 10
Слайд 11
с XII века до начала XV века новгородцы воевали
26 раз со шведскими рыцарями;
5 раз с норвежскими;
11 раз с немецкими;
14 раз с литовскими!
Слайд 12
Подумай
Каковы причины нашествия крестоносцев на Русь?
Отсутствие сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове
Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия
Разобщенность русских земель
Слайд 13
Какие задачи ставили перед собой крестоносцы ?
Завоевание богатых земель Новгорода и Пскова
Превращение русских людей в своих работников
Обращение русских людей в католическую веру
Слайд 14
Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей
Слайд 15
вооружение немецких рыцарей
Слайд 16
вооружение русских воинов
Слайд 17
Невская битва 1240 г.
В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".
Слайд 18
С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было видение: стоявший в морском дозоре воин увидел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, предзнаменованиеммужественно, с молитвой повелвойско на шведов.
Слайд 19
«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»
"И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским»
Слайд 20
Слайд 21
Мы видим схему сражения. Немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такой порядок не раз помогал рыцарям прорывать строй противника и громить его по частям. Но Александр Невский смог обмануть врага. Князь сосредоточил свои основные силы не в центре, куда была направлена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.
Слайд 22
Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.
Слайд 23
«Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»,
«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»«И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»
Слайд 24
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
«На том стояла, и стоять будет Русская земля!»
«И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».
Слайд 25
Историческое значение битвы на Чудском озере
Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель
Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу
Русское государство миновала угроза полного порабощения
Слайд 26
«Не в силе Бог, а в правде».
«Жить не преступая в чужие части».
«Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет».
«Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»
Слайд 27
Орден А.Невского
Слайд 28
Источники
http://www.rusidea.org/?a=25120603
http://school13.admsurgut.ru/teachers/-/pg1/52/
http://halkidon2006.narod.ru/history/705_mitropolit_vladimir.htm
http://images.yandex.ru/
http://www.niro.nnov.ru/
А. А. Данилов, П. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Слайд 29
источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области
http://pedsovet.su/
Для оформления презентации использованы интернет-ресурсы:
www.photomagic.best-host.ru/cd_oform.html
Посмотреть все слайды
Конспект
История 6 класс
№49
Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями
Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.
Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.
Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схемы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Ход урока
I.Опрос домашнего задания.
(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)
А) индивидуальная работа по карточкам
Б) фронтальный опрос:
Каков был уровень развития монгольского государства во второй половине XII века?
В чем особенности государства монголов?
Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?
Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?
Почему русские князья проиграли битву на Калке?
Когда монголы приняли решение о походе к «последнему морю»? Что под этим подразумевалось?
Какую дань потребовали монголо-татары с Рязанского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?
В чем причины падения Рязани?
Что произошло 4 марта 1238 года?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?
В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)
II. Изучение нового материала.
План.
Походы шведов и крестоносцев.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Учитель говорит:
- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, были не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские рыцари.
Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)
Вспомните из истории средних веков, с какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
Что привлекало крестоносцев на Востоке?
- Каковы причины и повод этих походов?
Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:
- В чем заключался полководческий талант Александра Невского?
Учитель может дополнить ответы учащихся следующими сведениями (слайд 11):
- О напряженности борьбы с иноземными захватчиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-�зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз – с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не�сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать�продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).�Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов городу и Пскову.(слайды 12-14)
Желательно дать характеристику вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)
Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому организуем беседу:
Как были вооружены западноевропейские рыцари?
Какие доспехи имели?
Как велась подготовка рыцарей к военным походам?
Какова была тактика ведения боя?
Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:
- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательныхкопий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.
3. Невская битва. (слайды 17-20)
Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.
Рассказ учителя о Невской битве строится с использованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александра Невского»,
Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:
Каково было боевое настроение русских воинов?
Каков был план Александра Ярославича?
Какие слои населения принимали участие в Невской битве?
Что определило победу русских воинов?
Каково значение этой победы?
4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)
учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году. Для конкретизации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Вопросы для закрепления:
Сравните состав и вооружение немецких и русских войск.
Какой был боевой порядок и расстановка сил русских накануне битвы на Чудском озере?
Какова была их тактика ведения боя?
Почему русские одержали победу?
Проверяется поставленное в начале урока проблемное задание.
III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):
- Потомки чтят память полководца. ,
Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.
Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых.
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».
В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск»
.
Выставление оценок за урок.
V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на вопросы; творческое задание: подготовить сочинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».
Использованная литература:
Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.
История 6 класс
№49
Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями
Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.
Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.
Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схемы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Ход урока
I.Опрос домашнего задания.
(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)
А) индивидуальная работа по карточкам
Б) фронтальный опрос:
Каков был уровень развития монгольского государства во второй половине XII века?
В чем особенности государства монголов?
Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?
Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?
Почему русские князья проиграли битву на Калке?
Когда монголы приняли решение о походе к «последнему морю»? Что под этим подразумевалось?
Какую дань потребовали монголо-татары с Рязанского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?
В чем причины падения Рязани?
Что произошло 4 марта 1238 года?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?
В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)
II. Изучение нового материала.
План.
Походы шведов и крестоносцев.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Учитель говорит:
- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, были не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские рыцари.
Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)
Вспомните из истории средних веков, с какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
Что привлекало крестоносцев на Востоке?
- Каковы причины и повод этих походов?
Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:
- В чем заключался полководческий талант Александра Невского?
Учитель может дополнить ответы учащихся следующими сведениями (слайд 11):
- О напряженности борьбы с иноземными захватчиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-�зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз – с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не�сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать�продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).�Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов городу и Пскову.(слайды 12-14)
Желательно дать характеристику вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)
Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому организуем беседу:
Как были вооружены западноевропейские рыцари?
Какие доспехи имели?
Как велась подготовка рыцарей к военным походам?
Какова была тактика ведения боя?
Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:
- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательныхкопий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.
3. Невская битва. (слайды 17-20)
Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.
Рассказ учителя о Невской битве строится с использованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александра Невского»,
Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:
Каково было боевое настроение русских воинов?
Каков был план Александра Ярославича?
Какие слои населения принимали участие в Невской битве?
Что определило победу русских воинов?
Каково значение этой победы?
4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)
учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году. Для конкретизации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Вопросы для закрепления:
Сравните состав и вооружение немецких и русских войск.
Какой был боевой порядок и расстановка сил русских накануне битвы на Чудском озере?
Какова была их тактика ведения боя?
Почему русские одержали победу?
Проверяется поставленное в начале урока проблемное задание.
III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):
- Потомки чтят память полководца. ,
Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.
Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых.
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».
В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск»
.
Выставление оценок за урок.
V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на вопросы; творческое задание: подготовить сочинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».
Использованная литература:
Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.