Презентация на тему "Династия Меровинги" 10 класс

Презентация: Династия Меровинги
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Династия Меровинги" по истории. Презентация состоит из 27 слайдов. Для учеников 10 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.81 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Династия Меровинги
    Слайд 1

    История Франции

    Меровинги Доцент кафедры истории МПГУ Лубкова Е.Я.

  • Слайд 2

    Династия Меровингов

    Мерови́нги — первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре(Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I). Меровингов называют «длинноволосыми королями». С языческих времен Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что Меровинги обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью (примером тому может служить сын ХлодомираХлодоальд, известный впоследствии как святой Клод). Хлодион Длинноволосый – король салических франков (427/428-447/448) Хильдерик 1 (457/458-481/482)

  • Слайд 3

    Фарамонд — мифический предок Меровингов. В соответствии с «Книгой истории франков» он был сыном Маркомира и отцом Хлодиона. Долгое время его считали первым королем из династии Меровингов. Однако позже его существование было признано легендарным. Причина была следующая: автор «Книги истории франков» пересказал шесть первых книг Григория Турского, прибавив 21 новый факт, в том числе и имя Фарамонда. Он использовал единственный источник — хронику Григория Турского. Поэтому сомнительно, что он смог спустя полтора века после Григория Турскогооткрыть неизвестного предка династии Меровингов, в то время как хронисту это не удалось. Однако, исторический персонаж по имени Фарамондвсе же существовал. Он родился около 550 года недалеко от Парижа и был парижским священником, братом епископа РагнемондаПарижского (епископ с 576 по 591 год). Епископ Рагнемонд хотел, чтобы его брат наследовал ему. Но в 591 году, после смерти епископа, Фарамонд позволил захватить епископский престол богатому сирийскому торговцу по имени Евсевий. Умер Фарамонд около 600—610 гг. Фарамонд – мифический король салических франков (420-426/428)

  • Слайд 4

    По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него. По легенде Меровей был рожден женой Хлодиона от морского чудовища. Скульптурная композиция, изображающая Меровея, победившего в сражении с гуннами (451). Посеребренная латунь. Скульптор Э. Фремье. 1867 год. Картина ЭваристаВиталяЛюмине. Музей изобразительных искусств в Ренне

  • Слайд 5

    Григорий Турский в труде «История франков», написанном в VI веке, кратко упоминает о Меровее: «Говорят, что из этого же рода (то есть рода Хлодиона) происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик». Видно, что Григорий просто констатирует факт, что Меровей и Хлодион были из одного рода, не уточняя, однако, был ли Меровей сыном Хлодиона. Меровей — личность мистическая. По преданию он был плодом противоестественного союза женщины с морским чудовищем. Это предание записал в VII веке летописец Фредегар: «Утверждают, что, когда Хлодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептун, похожий на квинотавра (кентавра). Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами». Правление Меровея совпало с нашествием гуннов на Галлию. 7 апреля 451 года гуннами захвачен и разрушен Мец; пали также города Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер, Труа. Большая часть историков сходится во мнении, что именно Меровей мог вести франков в бой в битве на Каталаунских полях в 451 г.

  • Слайд 6

    Хильдерик 1

    Хильдерик I — король франков, правил приблизительно в 457/458 — 481/482 годах. Предположительно сын легендарного короля Меровея. Имя «Хильдерик» переводится с франкского языка как «Сильный в битве» или «Мощный воитель». Хильдерик был королём одного из племен салических франков и правил на территории с центром в Турне. Хильдерик, согласно, Григорию Турскому, отличался чрезмерной распущенностью. Он совращал дочерей франков, за что франки лишили его королевской власти и, чтобы избежать казни, Хильдерик был вынужден бежать в королевство Тюрингию, к королю Бизину. Власть королей накануне образования варварских королевств из германских племён в значительной мере была ещё ограничена нормами военной демократии. Король мог быть лишён власти и изгнан в случае нарушения им прав свободных соплеменников. Франки признали королём римского полководца в Северной Галлии Эгидия. Франки в какой-то форме подчинились его авторитету императорского полководца.

  • Слайд 7

    Согласно франкской традиции, некий Виомад (Виомадий), который в своё время помог Хильдерику и его матери освободиться из плена у гуннов, был самым верным человеком у Хильдерика. Он сделал всё, чтобы правление Эгидия было непопулярным. Эгидий, по совету Виомада обложил франков тяжелыми налогами и казнил 100 человек. Он добился, чтобы франки дали согласие на возвращение Хильдерика. Послав, как было условленно, Хильдерику половину золотого слитка (вторая часть находилась у Хильдерика), Виомад дал знак королю на возвращение. В 463 году, на 8-м году правления Эгидия франки опять приняли Хильдерика. За ним последовала и Базина, жена Бизина, которая бросила мужа из-за любви к Хильдерику. Перстень найденный в 1653 году в гробнице в Турне с изображением Хильдерика и надписью «ChildericiRegis». Национальная библиотека Франции, Париж. Базина и Хильдерик

  • Слайд 8

    Прибытие к Хильдерику королевы Базины. Большие французские хроники (летописи Сен-Дени). Музей Конде, Шантийи

  • Слайд 9

    Умер Хильдерик (вероятно, в возрасте 40 лет) в 481 году в Турне. Могила Хильдерика была найдена 27 мая 1653 года при земляных работах по строительству приюта вблизи церкви Сен-Брис. В гробнице сохранились боевой топор, два меча (короткий — скрамасакс и длинный — спата), копьё, щит, а также ценные ювелирные изделия, такие как золотая брошь-застёжка плаща, золотой браслет, порядка 300 маленьких золотых кулонов в виде пчёл, служащих украшением парчового плаща и кошель с 90 золотыми солидами, чеканки времени императоров Восточной Римской империи, начиная с Феодосия II и до Зенона. Золотые ручки мечей и маленькие пчёлы были инкрустированы гранатом-альмадином. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось ChildericiRegis («Король Хильдерик»), что чётко доказывает принадлежность могилы данному королю.

  • Слайд 10

    Находки были представлены эрцгерцогу Леопольду Вильгельму фон Габсбург, бывшему в то время правителем Испанских Нидерландов. После своей отставки в 1656 году Леопольд Вильгельм увёз найденные сокровища с собой в Вену. После смерти эрцгерцога клад был передан в дар Людовику XIV в 1665 году и хранился в королевской библиотеке (позже Национальная библиотека Франции). После французской революции Наполеон, как символ победы над Бурбонами, заменил гербовые лилии изображениями пчёл из могилы Хильдерика.

  • Слайд 11

    Романская церковь Сен-Брис, в которой была найдена гробница Хильдерика.

  • Слайд 12

    Хлодвиг I, король франков. Художник Франсуа-Луи Дежюин (1786—1844). Картина создана в 1835 году, хранится в Версале, в национальном музее дворца и Трианонов.

    Хлодвиг I (около 466 — 27 ноября 511) — король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура, летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке. Хлодвиг вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. В это время франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви подразделялись на более мелкие «королевства», управляемые своими «королями», являющимися лишь военными вождями. Хлодвигунаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне. Остальная Галлия, как отмечает Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной её части, до самой реки Луары, жили римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион».

  • Слайд 13

    Хлодвиг 1

    Часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов первоначально была отрезана от своей метрополии — Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 году прекратила своё существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий, и по нему она получила наименование Государство Сиагрия. Григорий, говоря о Сиагрии, называет его «король римлян» Хлодвигна 5-м году своего правления (в 486 году) пошёл войной на Сиагрию, совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в КамбреРагнахаром. Вероятно, в 485 году Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой рипуарских франков, заключил союз с их королём Сигибертом, женившись на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли её наложницей, а её сына признавали незаконорождённым. В битве при Суассонегалло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Аларих II выдаёт Сиагрия послам Хлодвига

  • Слайд 14

    Святой Ремигий, епископ Реймса, требует у Хлодвига возвращения Суассонской чаши

    С суассонской чашей связана легенда, рассказанная Григорием Турским в «Истории франков». События разворачивались 1 марта 487 года. «Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: „Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу“. По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: „Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд“. Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ сказали: „Славный король! Всё, что мы здесь видим, — твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!“.

  • Слайд 15

    Статуя Св. Клотильды, королевы франков, жены Хлодвига I. Нотр-Дам де Корбей. XII век

    Хлодвиг в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобадубил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвигнемедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже перешла в ортодоксально-никейскую веру.

  • Слайд 16

    Скульптура Хлодвига I в соборе Сен-Дени под Парижем. Фрагмент надгробия.

    В 496, на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки победили. Король алеманнов пал в сражении. Хлодвигзахватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.

  • Слайд 17

    Хлодвиг принимает крещение. Изображение из Жития святого Дионисия (XIII век)

    Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. Когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Клотильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё», — и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство. Вернувшись домой, он рассказал королеве, как одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий».

  • Слайд 18

    Жозеф Блан (фр.)русск.. Крещение Хлодвига. Роспись Пантеона, Париж, Франция. Около 1880 - 1899

    Витраж средневекового собора.

  • Слайд 19

    Последствия крещения Хлодвига

    Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксально-никейского духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасались, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Принятое решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Интересно, что галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме ортодоксально-никейской веры своей победой. Так, епископ АвитВьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа». Рукопись Якоба ванМаерланта «Зеркало истории». Западная Фландрия, около 1335 — 1355

  • Слайд 20

    На этой миниатюре виден голубь, несущий сосуд с миррой. Большие французские хроники, XIV век. Национальная библиотека Франции

    Крещение Хлодвига окружено легендами. По одной из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миррой (фр. sainteampoule или «Святая Стеклянница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миррой из этого флакона. По преданию, Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил архиепископ Реймса Гинкмар. Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

  • Слайд 21

    Салическая правда

    В период правления Хлодвигабыла издана «Салическая правда». Сали́ческаяпра́вда— правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса. Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку. Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы). Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии: сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), правнуки (сыновья этих внуков). Манускрипт 4404 (Королевская библиотека) — титульный лист «Салической правды»

  • Слайд 22

    Салический закон

    В случае смерти монарха, имевшего сыновей и братьев, престол переходит к старшему из его (монарха) сыновей или к старшему из его (старшего сына) потомков, но не к следующему по старшинству брату, что было обычным у германских и славянских племён во времена военной демократии ( Лествичное право). С другой стороны, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки. Запрет женщинам наследовать престол применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья. При этом допускалось наследование престола потомками мужского пола по женской линии, но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. К нему прибегли во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Жанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Филипп V Длинный — инициатор окончательного принятия салического закона во Франции.

  • Слайд 23

    Смерть Хлодвига 1

    Умер Хлодвиг на 46-ом году жизни 27 ноября 511 года в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил. В XVIII веке на месте этой церкви, позднее переосвящённой в честь похороненной рядом с Хлодвигом св. Женевьевы, был воздвигнут Пантеон. После смерти Хлодвига королевство было поделено между его 4-мя оставшимися в живых сыновьями — Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарём I. По смерти своего мужа королева Клотильда Бургундская удалилась в Тур и там, укрывшись в базилике святого Мартина, провела остаток дней в добродетели и милосердии, редко посещая Париж. Умерла она в 544 году в Type. Тело доставили в Париж, там она была погребена своими сыновьями, королями Хильдебертом и Хлотарём, в церкви святых Петра и Павла, рядом с королём Хлодвигом Царствовал Хлодвиг 30 лет. Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших хроник Франции»

  • Слайд 24

    По германской традиции после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королем Реймса, Хлодомир — Орлеана, Хильдеберт — Парижа и Хлотарь — королем Суассона. Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов. Бургундия была покорена после затяжной войны в 520—530 годах. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса, оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов, втянутых в длительную войну против Византии. ТеодорихХильдебертХлотарь

  • Слайд 25

    Хлотарь 1

    В 558 году вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 году. Хлотарь I (около 500 — 29 ноября 561) — король франков, младший сын короля Хлодвига I и Клотильды Бургундской. Имя Хлотарь (Chlot-har) на франкском языке означает «Знаменитый своими сражениями». В 511 году после смерти отца, Хлотарь по разделу Франкского королевства между братьями получил королевство Суассонское, куда входила большая часть старых франкских владений, земли между Соммой, Маасом и Северным морем (север и северо-восток Галлии), с городами Турне, Булонь, Аррас, Камбре, Нуайон, Лан и Суассон. В его аквитанскую часть владений входили, вероятно, область по среднему течению Дордони, Базас и Ажен. Столицей Хлотаря был Суассон. Умер 29 ноября 561 года, на 51-м году своего правления. Похоронен в базилике блаженного Медара в Суассоне. После его смерти Королевство франков вновь было разделено на четыре части между его сыновьями Хильпериком, Сигибертом, Гунтрамном и Харибертом.

  • Слайд 26

    Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus; 316, Савария, Паннония, Римская империя — 8 ноября 397, Кандия, Лугдунская Галлия, Западная Римская империя) — епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. День святого Мартина отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 (25) октября (православные). Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой пример в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом. Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию. «Святой Мартин делится плащом с нищим», картина Эль Греко

  • Слайд 27

    Монастырь Святого Мартина в Лигуже Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде, в храме, расположенном над местом слияния рек Вьенныи Луары. Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы. Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви. Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке