Содержание
-
Тема 5 Управленческая мысль древнего рима
-
Древнийрим
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году до н. э. до падения созданной под его началом Римской империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.), республиканский (510-30 гг. до н. э.) императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.)
-
Образование римской империи
1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. — III веке н. э. 2. Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии. Главное содержание этого периода составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Он проявляется: в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов; в изменении самой объединяющей власти; в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации; в объединении юридических правовых идеалов ив объединении нравственных идеалов.
-
-
Хозяйство древнего рима
-
Обмен привел к возникновению и развитию денежного обращения Появлялись различные области и города, по своим природным условиям имевшие возможность специализироваться на производстве того или иного вида продукции сельскохозяйственной, и особенно ремесленной Наиболее типичным рабовладельческим хозяйством была средней величины вилла, дававшая возможность извлекать максимум выгод из рабского труда. Здесь осуществлялось простая кооперация и разделение труда благодаря наличию рабов разной квалификации и разных специальностей
-
Задачи государственного управления
Ведение внешней торговли Активная внешняя политика и управление в колониях Активное вмешательство в хозяйственную жизнь городов и колоний Управление крупным рабовладельческим хозяйством – латифундией Регламентация имущественных отношений
-
Управленческая иерархия древнего рима (республика)
-
-
-
Управленческая иерархия древнего рима (империя)
-
-
-
-
Источники управленческой мысли
Катон Старший «О земледелии» (De agri cultura) (II в.до н.э.) Варрон «Сельское хозяйство» (Res rusticae) (I в.до н.э.) Колумелла «Сельское хозяйство» (De re ruatica) (I в. н.э.)
-
Катон Старший«О земледелии»
Марк Порций Катон (Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до н. э.), представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель. Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.
-
практическое руководство для хозяина среднего поместья Катон считал занятие земледелием наиболее достойным делом для свободного гражданина. Из земледельцев выходили «самые верные люди и самые стойкие солдаты» После предписаний о выборе и покупке имений Катон излагает подробные рекомендации владельцу поместий по планированию, распределению, учету и контролю произведенных в усадьбе работ Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее». Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена В трактате просматривается идея представить рабовладельческое поместье не просто формой натуральной хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.
-
Варрон«Сельское хозяйство»
Варро́н, Марк Теренций, иногда Варро́ (Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э.) — римскийучёный-энциклопедист и писатель. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела.Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы
-
В отличие от Катона Варрон никогда не занимался сельским хозяйством, его основными источниками были книжные материалы. Композиционно три книги представляют земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовствои пчеловодство) Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно, а удовольствие — того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное» D трактате появляются новые административные должности людей, помимо вилика, стоявшего во главе рабов, и описаны качества, которыми они должны обладать. Они должны быть грамотными, честными, обходительными, сведущими в сельском хозяйстве. Здесь же Варрон опровергает расчеты Катона в потребности рабочих рук в имении, ссылаясь на конкретный опыт рабовладельцев и иные нормы выработки, условия труда, новые агротехнические приемы в разных местностях
-
Колумелла«Сельское хозяйство»
Луций Юний Модерат Колумелла (Lucius Junius Moderatus Columella, 4 н. э. — около 70 н. э.) — один из древнейших древнеримских авторов, осветивших в своих произведениях тему сельского хозяйства. В молодости был на военной службе. Затем занялся сельским хозяйством. В своём главном сочинении — трактате «О сельском хозяйстве» Колумелла подробно, со ссылками на собственный практический опыт, опыт своего дяди Марка Колумеллы и на труды своих римских и греческих предшественников — в частности, Цельса, рассказывает об основах сельскохозяйственной деятельности и даёт адресату трактата, некоему Публию Сильвину, множество полезных советов
-
По его мнению, главная причина упадка сельского хозяйства — то, что оно отдается, «как палачу на расправу, самому негодному из рабов, а при наших предках им занимались наилучшие люди и наилучшим образом» Колумелла начинает свой трактат с призыва об острейшей необходимости подготовки и подбора квалифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства. «Каждый подбирает себе опытного руководителя в том деле, которым он хочет заниматься, и наконец, из числа мудрецов приглашают наставника, образующего душу в правилах добродетели, — только сельскому хозяйству, которое, несомненно, стоит ближе всего к мудрости и стоит с ней как бы в кровном родстве, никто не учит и никто не учится» Выступил решительно против экстенсивного пути развития рабовладельческого поместья. Колумелла считал, что основная цель покупки имения — получение дохода, но «разумный человек не станет покупать землю в любом месте, поддавшись на соблазн плодородия или красивого местоположения». По его мнению, хороший хозяин сможет сделать доходным всякий участок. А его усердие сможет победить и бесплодие земли
-
Крылатые латинские выражения
Ad impossibilia nemo tenetur — «нельзя заставлять выполнить невозможное» Aquila non capit muscas — «орёл мух не ловит» Divide et impera — «разделяй и властвуй» Errare humanum est — «человеку свойственно ошибаться» Fiat iustitia, et pereat mundus! — «пусть погибнет мир, но восторжествует правосудие!» Feci quod potui, faciant meliora potentes — «я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше» Homo sum, humani nihil a me alienum puto — «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» Roma locuta, causa finita — «Рим высказался, дело закрыто» Utile dulci miscere — «соединять приятное с полезным» Verba volant, scripta manent — «слова улетают, написанное остаётся»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.