Презентация на тему "Духовный мир древних обществ" 10 класс

Презентация: Духовный мир древних обществ
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Духовный мир древних обществ» может быть использована как учителем – предметником для проведения урока история, так и обучающимся для повторения и закрепления материала. Данная тема изучается в 10 классе средней школы.

Материал хорошо структурирован, написан доступным языком. Сама презентация содержит много наглядного материала, что способствует привлечению внимания и лучшему усвоению знаний. Также есть гиперссылки, пройдя по которым, можно узнать значение терминов. В работе рассматриваются своеобразие и разновидности мифов, их изменение во времени; основные образы, используемые в мифах; основные религиозные учения. Важные понятия выделены красным цветом. В конце прилагается список используемых ресурсов.

Состоит из 22 слайдов. Данная презентация создана именно для ознакомления с материалом, задания для самостоятельной работы не предусмотрены.

Содержание

  • Презентация: Духовный мир древних обществ
    Слайд 1

    Павлова Анеля Васильевна,

    МОУ СОШ № 12

    Г. Вышнего Волочка

    Тверской обл., учитель истории

  • Слайд 2

    Разновидности мифов

    Космогонические— о происхождении мира

    солярные мифы

    лунарные мифы

    астральные мифы

    Эсхатологические— о конце мира

    Антропогонические мифы — о происхождении человека

    культурный герой

    Календарные мифы -

    мифы об умирающем и воскресающем звере

    Умирающий и воскресающий бог

    Мифы о животных

    Культовые мифы

  • Слайд 3

    Высший уровень первобытного сознания - мифология.

    Мифология — это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.

    Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.

    В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем.

  • Слайд 4

    Своеобразие мифа:

    он не нацелен на выявление объективных закономерностей мира.

    Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой.

    В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным.

  • Слайд 5

    Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации:

    • преобладание умозаключений по аналогии;
    • обобщение на основе подражания;
    • недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
    • неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;
    • неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
  • Слайд 6

    В мифе существуют также свое, особое мифологическое время и мифологическое пространство.

    Мифологическое время — это некое далекое прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности.

    Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий.

  • Слайд 7

    Мифологическое пространство

    — это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом,

    т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет.

  • Слайд 8

    Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.

    Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые по содержанию.

    Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов.

    В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира).

  • Слайд 9

    В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в образе жертвенного коня:

    «Утренняя заря — это голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы».

  • Слайд 10

    Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева.

    Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир:

    верхушка (где живут духи и боги),

    столб (скрепляющий Космос) и

    корень (уходящий в землю, на которой живут люди).

  • Слайд 11

    Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека.

    Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине.

    Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др.

  • Слайд 12

    Осевое время(нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философомКарлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическомумировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.

    Осевое время также характери-

    зуется появлением религий

    Спасения. ( 500г.до н.э.)

  • Слайд 13

    Примеры философских и религиозных учений осевого времени:

    Конфуцианство;

    Даосизм;

    Легизм;

    Моизм;

    Буддизм;

    Зороастризм;

    Иудаизм;

    Античная философия

  • Слайд 14

    Истина о страдании

    Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание.

    Истина о происхождении и причинах страдания

    Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими.

    Истина о подлинном прекращении страдания.

    Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости).

    Истина о путях к прекращению страдания

    Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны.

    БУДДИЗМ

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Учение Конфуция записали его ученики в книгу «Беседы и высказывания».

    Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

    Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности..

    конфуцианство

  • Слайд 17

    Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу.

    В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.

  • Слайд 18

    ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.

    Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

    ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое

    обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.).

  • Слайд 19

    Иудаизм

    первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку,

    Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека.

    Религия, предположительно, оформилась

    На рубеже II – I тыс.до н.э.

  • Слайд 20

    Христианство возникло в середине I в. н.э. на территории Римской империи в

    Палестине.

    Христианство возникло как ответвление от иудаизма.

    Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом.

    Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета.

    В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

  • Слайд 21

    Особенности христианства:

    1. Во-первых, его монотеизмом . Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.
    2. Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.
    3. В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни.
    4. В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.
    5. В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.
    6. В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми.
  • Слайд 22
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке