Презентация на тему "Экономическое развитие России во второй половине 18 в." 8 класс

Презентация: Экономическое развитие России во второй половине 18 в.
Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Экономическое развитие России во второй половине XVIII в." описывает ситуацию в экономике Российской империи при правлении Екатерины II - скачок развития сельского хозяйства, промышленности, торговли и финансов. Рассмотрены причина начала разложения крепостничества.

Краткое содержание

  • Вольно-экономическое общество в России;
  • Начало разложения крепостнической системы;
  • Развитие сельского хозяйства;
  • Активное развитие промышленности;
  • Развитие торговли и финансовой сферы;
  • Итоги развития экономики.

Содержание

  • Презентация: Экономическое развитие России во второй половине 18 в.
    Слайд 1

    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

  • Слайд 2
  • Слайд 3
    • Товарное хозяйство – хозяйство, главная цель которого продажа или обмен товаров на рынке.
    • Мануфактура — предприятие, основанное на ручном труде при полном его разделении.
    • Всероссийский рынок – устойчивые хозяйственные связи между различными регионами России
    • Специализация – переход жителей региона на производство одного или нескольких видов продукции
    • Барщина — плата за аренду земли физическим трудом. Измеряется в днях.
    • Месячина — содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами.
  • Слайд 4
    • Орлов Г.Г.
    • Р.И. Воронцов
  • Слайд 5

    1765 год

  • Слайд 6

    Ответить на вопросы

    • Назовите даты и причины восстания Е. Пугачева.
    • Назовите состав участников восстания
    • Назовите основные этапы восстания
    • Охарактеризуйте итоги и значение восстания
    • Перечислите персоналии события.
  • Слайд 7

    Начало разложения крепостнической системы

    с. 154 §26 учебника. Выписать в тетрадь факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системы.

  • Слайд 8
    • Во-первых,оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Все чаще производимые в них продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу
    • Во-вторых, появлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.
  • Слайд 9
    • В-пятых, разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономической системы страны. Значительно увеличилось число разорившихся крестьянских хозяйств.
    • В-третьих, сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права.
    • В-четвертых, усилилось ограбление крестьянства помещиками и государством.
  • Слайд 10

    Вольное экономическое общество

    В 1765 году ближайшие к императрице сановники Г. Г. Орлов и Р. И. Воронцов выступили учредителями Вольного экономического общества.Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

  • Слайд 11

    Вскоре после создания Общество объявило конкурс на лучшее решение крестьянского вопроса.Стали издаваться «Труды» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства.

  • Слайд 12

    Сельское хозяйство

    Сельское хозяйство в 60—90-х годах развивалось довольно успешно.Это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье.

  • Слайд 13

    Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян.Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы, от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин.

  • Слайд 14

    Промышленность

    В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами.

  • Слайд 15

    Причины:

    • заинтересованность зарубежных потребителей в дешевых русских товарах (металле и парусине, сале и пеньке);
    • непрекращающиеся войны, требовавшие производства сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек.
  • Слайд 16

    Рост численности мануфактур в России

  • Слайд 17

    Промышленность

    Быстрыми темпами развивалась отечественная металлургия.Начали появляться предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов — золота и платины.Ведущим центром текстильной промышленности была Москва.Сруб шахты XVIII века, найденный летом золотодобытчиками на Мурзинском месторождении в Алтайском крае.

  • Слайд 18

    Центрами парусно-полотняной промышленности были Ярославль и Кострома.Возникла новая отрасль в легкой промышленности — хлопчатобумажное производство.

  • Слайд 19

    Торговля

    Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения. Усилился товарообмен между городом и деревней.Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

  • Слайд 20

    Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург.Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири.Крупнейшей из них была Нежинская ярмаркаОсновными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др.

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Главным экспортным товаром был металл.Зерно стало одним из главных экспортных товаров России более чем на 100 лет.

    Финансы:

    Войны требовали колоссальных материальных затрат.Это приводило к росту налогов, которыми облагали главным образом крестьян.

  • Слайд 23

    Финансы

    За время правления Екатерины население страны увеличилось вдвое, а доходы казны — в 4 раза.Впервые были взяты внешние займы, выданные под большие проценты голландскими, а затем и генуэзскими купцами.Начался выпуск бумажных денег.Вскоре бумажный рубль стоил уже на 40% меньше, чем серебряный.

  • Слайд 24

    Итоги развития экономики

    • За годы царствования Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса.
    • Нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.
    • Сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство.
  • Слайд 25
    • Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития.
    • Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.
    • Bce это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

    Вопросы и задания

    1. В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?
    2. С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?
    3. Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?
    4. Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?
    5. Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?
  • Слайд 26

    Задание на дом

    • §26, задания и документы в конце параграфа.
    • Выполнить задания в рабочей тетради.
Посмотреть все слайды

Конспект

План - конспект

Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».

Тип урока:интегрированный.

Образовательные технологии: ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)

Образовательные цели:

  1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы.
  2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века.
  3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.

Развивающие цели:

  1. Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы;
  3. Воспитательная цель:

На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.

Оборудование урока: Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики,карта «Россия во 2-ой половине 18 века»

Понятия и термины:товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина. Слайд №3.

Личность в истории: Г.Г. Орлов, Р.И. Воронцов, Даламбер.Слайд №4.
Даты:1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество»Слайд №5
Формы урока: комбинированный
Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский. План урока:

  1. Оргмомент – 2 мин
  2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин
  3. Изучение нового материала - 30 мин
  4. Закрепление пройденного материала – 5 мин
  5. Задание на дом – 1 мин.

1. Оргмомент – 2 мин

Проверка наличия учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей к уроку. Индивидуальные задания по карточкам

Карточки:

№1 Что такое «Просвещенный абсолютизм». Дать определение и подтвердить конкретными примерами.
«Просвещенный абсолютизм» - попытка управлять страной при помощи «хороших» законов (улучшающих положение всех слоев населения) Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, работа «Уложенной комиссии» и «Наказ» этой комиссии,Проект "Сельского положения", упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, основание Российской академии наук и др.
№2. В чем состояла противоречивость внутренней политики ЕкатериныII?
Упадок экономики, отсутствие условий для развития промышленности, нехватка средств. Все это требовало проведения расширения свободы предпринимательства, ослабления роли государства в экономике и политике.
Выполнить эту задачу было сложно, т.к. имел место рост народного недовольства, усиливалась критика крепостнических порядков, революционные события во Франции могли стать примером для народов других стран.
Ситуация осложнялась отсутствием законных прав на престол у самой Екатерины.

2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин.

Назовите даты и причины восстания Е. Пугачева.Слайд №6.
сентябрь 1773-декабрь1775
Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки
Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике
Назовите состав участников восстания
Казачество
Крепостные крестьяне
Работные люди
Татары, башкиры и др. нерусские народы России
Назовите основные этапы восстания
I этап восстания (сентябрь 1773 - март 1774)
II этап восстания март (март1774 – июль 1774
III этап восстания июль (июль1774 – конец 1775)
Охарактеризуйте итоги и значение восстания
Самое крупное народное выступление в России
Восстание не улучшило положение крестьян в стране
Впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничествомПервое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинствпоражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям: жестокие расправы и казни участников выступлений Перечислите персоналии события.
Екатерина II, Е. Пугачев, А.И. Бибиков, А.В. Суворов, П.М. Голицын, Рейнсдорф.

3. Изучение нового материала - 30 мин

План урока:

  • Начало разложения феодально-крепостнической системы.
  • Вольное экономическое общество.
  • Сельское хозяйство.
  • Промышленность.
  • Торговля.
  • Финансы.
  • Итоги развития.

Начало разложения феодально-крепостнической системы.

Задание ученикам: открыть учебник на с. 154 §26 учебника. Выписать в тетрадь факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системы. Слайд № 7.

Должны выписать:

Во-первых,оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Все чаще производимые в них продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу.
Во-вторых,появлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.
В-третьих,сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права.
В-четвертых,усилилось ограбление крестьянства помещиками и государством.
В-пятых, разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономической системы страны. Значительно увеличилось число разорившихся крестьянских хозяйств.

Далее совместно с учениками разбирается сущность отмеченных в тетради явлений в экономике.Слайды № 8-9

Учитель: как вы думаете: почему идет процесс разрушения натурального хозяйства, почему и помещики и крестьяне все больше стали использовать элементы товарного хозяйства?


Ожидаемый ответ:еще в 17 веке в России начал складываться всероссийский рынок, шел процесс специализации районов. Люди стали понимать, что это повышает эффективность их хозяйств, повышает уровень их жизни.

Учитель:как вы думаете: какими чертами характера были наделены помещики, которые специализировали свои хозяйства, начинали активно использовать в них наемный труд?

Ожидаемый ответ:это были наиболее грамотные во всех отношениях люди. Они знакомились с опытом западноевропейских стран, изучали его. Это были смелые люди, не боявшиеся риска, ответственности и проч. Это были люди, носители прогрессав жизни нашей страны.

Учитель:как вы думаете: почему крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. О каких новых формах труда идет речь?

Ожидаемый ответ:речь идет о наемном труде. Такой труд не мог развиваться в нашей стране в то время потому, что основная масса крестьян находилась в крепостной зависимости.
Все это говорило о том, что если не принять мер к обновлению основ экономической жизни, то крепостническую систему ждет крах.
Понимала это и власть, стремившаяся поправить положение дел за счет освоения новых земель и использования передового опыта ведения хозяйства.
Вольное экономическое общество.Слайды 10-11

Информация учителя по данному вопросу.Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.
Отметить, что Екатериной II впервые в истории страны был объявлен конкурс на лучшую экономическую теорию по улучшению экономики России. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который доказывал, что самымглавным условием успешного развития экономики России является отмена крепостного права.
Сельское хозяйство.Слайды № 12, 13, 14


Учитель
Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 60—90-х годах развивалось довольно успешно. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы (Новороссию), от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин земли в этих плодородных местах. Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любыежелающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.
Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале и в Сибири крестьянами-переселенцами. Местные жители этих частей страны, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию.


Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

Промышленность.Слайды № 14, 15, 16,17,18.

Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами. Это объяснялось, с одной стороны, непрекращающимися войнами, требовавшими производства в огромных количествах сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек, а с другой — заинтересованностью зарубежных потребителей в дешевых русских товарах (металле и парусине, сале и пеньке). Все это объясняло быстрый рост численности мануфактур в России. Если в начале XVIII века их насчитывалось 30, в 1725 году — 200, в 1750 году — 600, то к концу столетия — уже 1200.

Смотрим и анализируем диаграмму слайд №16

Торговля слайды №19, 20, 21

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.

Еще больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.

Усилился товарообмен между городом и деревней. Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. В Северную столицу ежегодно доставлялось более 11 миллионов пудов зерна. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка, на которую три раза в год свозились товары изо всей России, Западной Европы и Турции. Главным центром торговли между русскими и украинскими купцами стала Коренная ярмарка под Курском.
Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др. Главным экспортным товаром был металл. Если в начале царствования Екатерины его вывоз составлял 800 тысяч пудов в год, то уже к началу 80-х годов он составил почти 4 миллиона пудов.Слайд № 21
По мере освоения Северного Причерноморья быстрыми темпами рос вывоз зерна в Европу. Зерно стало одним из главных экспортных товаров России более чем на сто лет.
Вместе с тем внешняя торговля велась в основном при посредничестве иностранных купцов, которые впервые после Петра I стали проникать и на внутренние рынки России.

Финансы

Слайды № 21,22

Беспрерывные войны, которые велись в царствование Екатерины, требовали колоссальных материальных затрат. Это приводило к росту налогов, которыми облагали главным образом крестьян. За время правления Екатерины население страны увеличилось вдвое, а доходы казны — в четыре раза.

После реформы местного управления 1775 года и резко выросшего аппарата управления расходы на содержание государственного аппарата в центре и на местах увеличились с 22 до 50% всех расходов бюджета. Еще 40% уходило на содержание армии и флота. Денег катастрофически не хватало. Это вынудило Екатерину впервые прибегнуть к внешним займам, выданным под большие проценты голландскими, а затем и генуэзскими купцами.
С начала войны с Турцией в 1768 году Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег. Вскоре бумажный рубль стоил уже на 40% меньше, чем серебряный.

Это, в свою очередь, вызвало увеличение помещичьего оброка за годы царствования Екатерины втрое.

Итоги развития экономики.Слайды №24, 25

Таким образом, за годы царствования Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса.

С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.
С другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Bce это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

4. Закрепление пройденного материала – 5 мин. Слайд № 25

  1. В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?
  2. С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?
  3. Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?
  4. Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?
  5. Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?

Задание на дом :

§26, задания и документы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.

План - конспект

Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».

Тип урока:интегрированный.

Образовательные технологии: ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)

Образовательные цели:

  1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы.
  2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века.
  3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.

Развивающие цели:

  1. Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы;
  3. Воспитательная цель:

На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.

Оборудование урока: Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики,карта «Россия во 2-ой половине 18 века»

Понятия и термины:товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина. Слайд №3.

Личность в истории: Г.Г. Орлов, Р.И. Воронцов, Даламбер.Слайд №4.
Даты:1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество»Слайд №5
Формы урока: комбинированный
Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский. План урока:

  1. Оргмомент – 2 мин
  2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин
  3. Изучение нового материала - 30 мин
  4. Закрепление пройденного материала – 5 мин
  5. Задание на дом – 1 мин.

1. Оргмомент – 2 мин

Проверка наличия учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей к уроку. Индивидуальные задания по карточкам

Карточки:

№1 Что такое «Просвещенный абсолютизм». Дать определение и подтвердить конкретными примерами.
«Просвещенный абсолютизм» - попытка управлять страной при помощи «хороших» законов (улучшающих положение всех слоев населения) Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, работа «Уложенной комиссии» и «Наказ» этой комиссии,Проект "Сельского положения", упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, основание Российской академии наук и др.
№2. В чем состояла противоречивость внутренней политики ЕкатериныII?
Упадок экономики, отсутствие условий для развития промышленности, нехватка средств. Все это требовало проведения расширения свободы предпринимательства, ослабления роли государства в экономике и политике.
Выполнить эту задачу было сложно, т.к. имел место рост народного недовольства, усиливалась критика крепостнических порядков, революционные события во Франции могли стать примером для народов других стран.
Ситуация осложнялась отсутствием законных прав на престол у самой Екатерины.

2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин.

Назовите даты и причины восстания Е. Пугачева.Слайд №6.
сентябрь 1773-декабрь1775
Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки
Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике
Назовите состав участников восстания
Казачество
Крепостные крестьяне
Работные люди
Татары, башкиры и др. нерусские народы России
Назовите основные этапы восстания
I этап восстания (сентябрь 1773 - март 1774)
II этап восстания март (март1774 – июль 1774
III этап восстания июль (июль1774 – конец 1775)
Охарактеризуйте итоги и значение восстания
Самое крупное народное выступление в России
Восстание не улучшило положение крестьян в стране
Впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничествомПервое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинствпоражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям: жестокие расправы и казни участников выступлений Перечислите персоналии события.
Екатерина II, Е. Пугачев, А.И. Бибиков, А.В. Суворов, П.М. Голицын, Рейнсдорф.

3. Изучение нового материала - 30 мин

План урока:

  • Начало разложения феодально-крепостнической системы.
  • Вольное экономическое общество.
  • Сельское хозяйство.
  • Промышленность.
  • Торговля.
  • Финансы.
  • Итоги развития.

Начало разложения феодально-крепостнической системы.

Задание ученикам: открыть учебник на с. 154 §26 учебника. Выписать в тетрадь факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системы. Слайд № 7.

Должны выписать:

Во-первых,оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Все чаще производимые в них продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу.
Во-вторых,появлялись ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.
В-третьих,сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права.
В-четвертых,усилилось ограбление крестьянства помещиками и государством.
В-пятых, разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство, являвшееся основой экономической системы страны. Значительно увеличилось число разорившихся крестьянских хозяйств.

Далее совместно с учениками разбирается сущность отмеченных в тетради явлений в экономике.Слайды № 8-9

Учитель: как вы думаете: почему идет процесс разрушения натурального хозяйства, почему и помещики и крестьяне все больше стали использовать элементы товарного хозяйства?


Ожидаемый ответ:еще в 17 веке в России начал складываться всероссийский рынок, шел процесс специализации районов. Люди стали понимать, что это повышает эффективность их хозяйств, повышает уровень их жизни.

Учитель:как вы думаете: какими чертами характера были наделены помещики, которые специализировали свои хозяйства, начинали активно использовать в них наемный труд?

Ожидаемый ответ:это были наиболее грамотные во всех отношениях люди. Они знакомились с опытом западноевропейских стран, изучали его. Это были смелые люди, не боявшиеся риска, ответственности и проч. Это были люди, носители прогрессав жизни нашей страны.

Учитель:как вы думаете: почему крепостнические порядки тормозили развитие новых форм труда. О каких новых формах труда идет речь?

Ожидаемый ответ:речь идет о наемном труде. Такой труд не мог развиваться в нашей стране в то время потому, что основная масса крестьян находилась в крепостной зависимости.
Все это говорило о том, что если не принять мер к обновлению основ экономической жизни, то крепостническую систему ждет крах.
Понимала это и власть, стремившаяся поправить положение дел за счет освоения новых земель и использования передового опыта ведения хозяйства.
Вольное экономическое общество.Слайды 10-11

Информация учителя по данному вопросу.Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.
Отметить, что Екатериной II впервые в истории страны был объявлен конкурс на лучшую экономическую теорию по улучшению экономики России. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который доказывал, что самымглавным условием успешного развития экономики России является отмена крепостного права.
Сельское хозяйство.Слайды № 12, 13, 14


Учитель
Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 60—90-х годах развивалось довольно успешно. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы (Новороссию), от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин земли в этих плодородных местах. Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любыежелающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.
Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале и в Сибири крестьянами-переселенцами. Местные жители этих частей страны, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию.


Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

Промышленность.Слайды № 14, 15, 16,17,18.

Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами. Это объяснялось, с одной стороны, непрекращающимися войнами, требовавшими производства в огромных количествах сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек, а с другой — заинтересованностью зарубежных потребителей в дешевых русских товарах (металле и парусине, сале и пеньке). Все это объясняло быстрый рост численности мануфактур в России. Если в начале XVIII века их насчитывалось 30, в 1725 году — 200, в 1750 году — 600, то к концу столетия — уже 1200.

Смотрим и анализируем диаграмму слайд №16

Торговля слайды №19, 20, 21

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.

Еще больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения.

Усилился товарообмен между городом и деревней. Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. В Северную столицу ежегодно доставлялось более 11 миллионов пудов зерна. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири. Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка, на которую три раза в год свозились товары изо всей России, Западной Европы и Турции. Главным центром торговли между русскими и украинскими купцами стала Коренная ярмарка под Курском.
Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др. Главным экспортным товаром был металл. Если в начале царствования Екатерины его вывоз составлял 800 тысяч пудов в год, то уже к началу 80-х годов он составил почти 4 миллиона пудов.Слайд № 21
По мере освоения Северного Причерноморья быстрыми темпами рос вывоз зерна в Европу. Зерно стало одним из главных экспортных товаров России более чем на сто лет.
Вместе с тем внешняя торговля велась в основном при посредничестве иностранных купцов, которые впервые после Петра I стали проникать и на внутренние рынки России.

Финансы

Слайды № 21,22

Беспрерывные войны, которые велись в царствование Екатерины, требовали колоссальных материальных затрат. Это приводило к росту налогов, которыми облагали главным образом крестьян. За время правления Екатерины население страны увеличилось вдвое, а доходы казны — в четыре раза.

После реформы местного управления 1775 года и резко выросшего аппарата управления расходы на содержание государственного аппарата в центре и на местах увеличились с 22 до 50% всех расходов бюджета. Еще 40% уходило на содержание армии и флота. Денег катастрофически не хватало. Это вынудило Екатерину впервые прибегнуть к внешним займам, выданным под большие проценты голландскими, а затем и генуэзскими купцами.
С начала войны с Турцией в 1768 году Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег. Вскоре бумажный рубль стоил уже на 40% меньше, чем серебряный.

Это, в свою очередь, вызвало увеличение помещичьего оброка за годы царствования Екатерины втрое.

Итоги развития экономики.Слайды №24, 25

Таким образом, за годы царствования Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса.

С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.
С другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Bce это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

4. Закрепление пройденного материала – 5 мин. Слайд № 25

  1. В чем проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы?
  2. С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?
  3. Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства в условиях разложения феодально-крепостнической системы?
  4. Как вы можете объяснить успехи мануфактурного производства?
  5. Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?

Задание на дом :

§26, задания и документы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке