Содержание
-
Экономика и культура государства Саманидов(IX-X вв.).
Рахмонов Д.
-
История династии
Название получила от имени землевладельца Саман-худата из Балха(область на севере Афганистана). Имя Саман-худат, по словам Наршахи, происходит от деревни Саман, которую он основал. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806—810), сыновья и внуки Самана получили в 819 году в управление все наиболее важные области Мавераннахра, Нух стал правителем Самарканда, Ахмад — правителем Ферганы, Яхъя — правителем Шаша, Илйас — правителем Герата.
-
В 875 году Наср ибн Ахмад назначен халифом аль-Мутамидом наместником Мавераннахра. Исмаил ибн Aхмад после смерти своего брата Насра, в 892 году стал верховным правителем Саманидов. Столица была перенесена в Бухару.
-
В 900 году Исмаил I ибн Ахмад разгромил и взял в плен Саффарида Амр ибн Лейса. За это Исмаилу было пожаловано от халифа наместничество в Хорасане. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875—999 гг.). мавзолей Исмаила Самани
-
Упадок государства Саманидов наблюдается с середины X века. Череда дворцовых переворотов, возросшая роль землевладельческой и военной аристократии подорвали попытки по централизации управления. Восстание в Хорасане освободили эту область от власти Бухары. Династия Саманидов прекратила своё существование при Абдаль-Малике II, после взятия в 999 году Бухары тюрками-караханидами. Последний Саманид Исмаил ал-Мунтасир, был убит в 1005 году.
-
Литература при Саманидах Особенного расцвета при саманидах достигла поэзия. Придворная поэзия на таджикском языке, развивавшаяся в Бухаре при Саманидах, в основном выросла из народной литературной традиции. Наряду с фольклором и традиционной литературой широко развивалась такая форма поэтического произведения как касыда. Это была как бы оплата за получаемое от него поэтом постоянное содержание или просто поддержку. Сущность придворной касыды в основном сводилась к идеализации воспеваемого лица. Эмир в изображении касыды — необыкновенный человек, наделенный высшими качествами — храбростью, мудростью, добротой и т.д.
-
Гением литературного жанра касыды в саманидскую эпоху был таджик Абу АбдуллоДжафари Рудаки (858-941). По одним данным, имя свое он получил от селения Рудек, (в близи Пенджикента) находившегося в области горного Зеравшана. Рудеки происходил, повидимому, из бедной семьи. Рано научился он играть на руде и петь. Его слава дошла до Бухары, и саманидский эмир Наср ибн Ахмед (914-943 гг.) пригласил его к себе в число придворных музыкантов и поэтов. Я сосчитал число его стихов, и их оказалось свыше миллиона трехсот тысяч— писал поэт XI в. Устад-и-Рашиди..
-
До нашего времени из всего поэтического богатства Рудеки дошло лишь небольшое число мелких фрагментов. Однако даже и эти крупицы дают полное представление о разнообразие и силе его таланта. Характерной чертой творчества Рудеки было совершенство его языка, который он стремился очистить от всяких элементов арабизма. Рудеки принято называть отцом таджикской поэзии.
-
Одним из замечательных, несомненно гениальных поэтов, писавших на таджикском языке, был Дакики. Дакики, писавший в конце Х в., в царствовании Нуха ибн Мансура (976-997 гг.), положил начало составлению “Шах-намэ” (“Книга царей”). “Шах-намэ” представляет собой поэтически изложенную, героическую историю Ирана и Средней Азии от глубокой древности и до завоевания арабами сасанидского государства в VII в. Дакики умер слишком рано, и ему не удалось закончить свою книгу. Но дело Дакики не умерло, и то, что не удалось сделать ему, завершил великий Фердоуси в начале XI в., уже в царствование МахмудаГазневи (998-1030 гг.)
-
Мировоззрение Фердоуси целиком сложилось на культурных традициях саманидской эпохи. Абулкасим Фирдоуси родился в 934 г. К написанию своей поэмы он приступил, когда ему было 37 лет, а закончил он ее уже в глубокой старости, 71 года от роду. Одной из замечательных особенностей великого творения Фердоуси является почти полная свобода его от элементов арабизма.
-
Наука при Саманидах в IX - X вв. Наука при саманидах также достигла большого расцвета. Ислам, насильственно насажденный среди большей части покоренных арабами народов, вплоть до конца саманидской эпохи не смог преодолеть научных традиций, корнями своими уходивших в античность и в древние культуры Средней Азии, — особенно Хорезма, а также Вавилона, Ирана и Индии. С именем Абуджафар ибн Мусаал-Хорезмисвязана большая научная работа в обсерватории халифа Мамуна (813-833 гг.), находившейся в Багдаде. Имя Хорезми, в связи с переводом на латинский язык его сочинения по алгебре, прочно вошло в историю науки, не только как астронома. В Европе имя “ал-Хорезми” искажено было в “Алгоритми” и в термине “алгоритм” дошло до наших дней.
-
Время Саманидов породило таких гигантов мысли, как Фараби, Абуали ибн Сина (Авиценна) и Беруни. С именем Абунасраал-Фараби (умер в 950 г.), среднеазиатского тюрка по происхождению, связаны высшие достижения восточной философии. Фараби хотя и признавал бога, но вместе с тем разработал идею о вечности материи и, тем самым, о несотворенности мира. Эта идея находилась в резком противоречии с основами ортодоксального ислама.
-
Абу Али ибн Сина (примерно в 980 г) родился в селении Афшана, вблизи Бухары, в семье финансового чиновника. Еще в детстве Ибн Сина приехал вместе с отцом из Афшаны в Бухару. Здесь он рано познакомился с греческой философией, геометрией и индийским счетом. Научные интересы Ибн Сины и его знания развивались в двух направлениях — в медицине и в философии. К семнадцати годам он стал сложившимся ученым, обладавшим огромным запасом знаний в этих науках. Однажды его пригласили во дворец к серьезно заболевшему Нуху ибн Мансуру, и он удачно вылечил эмира. В знак признательности тот разрешил молодому ученому пользоваться дворцовой библиотекой.
-
Как ни велико в истории философии значение “Китабаш-Шифа” (“Книга исцелений”), мировую славу создал ему все же его классический сводный труд по медицине “Китабал-канунфи-т-тиб” (“Канон врачебной науки”). Величайшая заслуга Ибн Сины перед наукой заключается в том, что он не только обобщил достижения научной мысли предшествующих эпох, но и на основании своего опыта и наблюдений двигал средневековую науку вперед.
-
Экономика государства Саманидов (IX-X вв.). Наибольшего расцвета государство Саманидов достигла в последней четверти IX – первой половине X в., когда у власти находились эмиры Исмаил и Наср II Самани . Государственными задачами считали улучшение ирригации и орошение земель , развитие ремесла и торговли, упорядочение налоговой системы , установление норм жизни населения строго по законам шариата, было уделено большое внимание на благоустройство городов и сел , дорог и мостов , строительство каравансараев , медресе. Большое экономическое и культурное значение имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами.
-
При Саманидах основные области Мавераннахра и прежде всего долина Зарафшана были в хозяйственном отношении передовыми. увеличивающийся товарооборот между городом и деревней, между сельскими земледельческими районами и кочевой степью, а также рост караванной торговли, стимулировали развитие сельского хозяйства, горного дела и ремесел. В долинах Зарафшана, Кашкадарьи, в Фергане, Илаке, Шаше, Хорезме в Х в. выращивали пшеницу, ячмень, рис, просо, хлопок и другие культуры. В ремесленном производстве было занято большое количество людей, как в городах, так и в селениях.
-
Спасибо за Внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.