Содержание
-
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Валекжанина Раиса Григорьевна МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
-
Ключевые компетенции у учащихся:
готовностькразрешениюпроблем, технологическаякомпетентность, готовностьксамообразованию, готовностькиспользованиюинформационныхресурсов, готовностьксоциальномувзаимодействию, коммуникативнаякомпетентность.
-
Содержание ключевых компетенций раскрывается следующим образом:
А) Готовность кразрешениюпроблем. Б) Технологическаякомпетенция, В) Готовность к самообразованию, Г) Готовностькиспользованиюинформационныхресурсов, Д) Готовностьксоциальномувзаимодействию, Е) Коммуникативная компетенция.
-
Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации:
Аргументацияоднойизспорныхверсийфактамиисторическихилииныхдокументов. 2. Организацияимитационныхигрподискуссионнымвопросам («научнаяконференция», «дебаты»идр.). 3. Проведениесоциологическихопросовдлявыявленияаргументированныхмнений представителейразныхпоколенийроссиянпоспорнымвопросамобществознания, представлениерезультатовопросовввидедиаграмм, коллажей. 4. Подготовкаэссепоспорнымвопросамобществознания. Обучаясьнаписаниюэссе, школьники учатсяпредставлятьсобственнуюточкузрения (позицию, отношение) прираскрытиипроблемы, аргументироватьсвоюпозициюдостовернымифактами, опиратьсянамненияавторитетных исследователейилипредъявлятьобоснованноенесогласиесними. 5. Подготовкаисследовательскихработкнаучно-практическимконференциям.
-
изменения в системе историко-обществоведческого образования:
произошелотказотформационногоподходаивнедрениевобразовательныйпроцессучебно-методическихкомплектов, основанныхнацивилизационном, культурологическом, антропологическомподходах; возрослозначениеисторико-обществоведческогообразованиякаксредствагражданскогои нравственно-патриотическогообразования; усиленовниманияизучениюдуховнойжизниобществаичеловекависториивместоприоритетногоизучениясоциально-экономическойистории.
-
Признаки педагогических технологий:
1. Восновекаждойпедагогическойтехнологиилежитметодологическаяпозицияавтора. 2. Каждаятехнология - этожесткийалгоритмпедагогическихдействий, операций. 3. Восновепроцесса - взаимодействиепедагогаиучащихся. 4. Обязательнойчастьюлюбойтехнологииявляетсярефлексия.
-
Современные образовательные технологии:
проблемное обучение, педагогические мастерские, критическое мышление, проектные методы обучения, ИКТ, дебаты
-
Проектная деятельность в образовательном процессе гложет быть реализована в виде длительных проектов в деятельности учащихся по таким темам как: «Искусство», «Личность в истории», «Культура», «Первые русские князья» и др.
-
педагогическая технология мастерских предполагает групповую и коллективную творческую деятельность
-
«Коррупционная власть»
Первый этап поставлена проблема : «Реальность или утопия власть без коррупции?». Второй этап, работая с документами и видеоблогом президента в группах, Третий этап- соотнесение своей деятельности с деятельностью других групп, Четвертый этап - происходит развитие созидательной активности в условиях группового взаимодействия и обучения - каждая группа отчитывается и расширяет знания других. Пятый этап - рефлексия. Процесс усвоения знаний данной технологии можно представить в виде цепочки: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям "научились выступать публично", "дискутировать", "быстро думать", "вспоминать то, что, кажется совсем не знали".
-
технология дебатов
Смысл дебатов - убедить в правоте своей точки зрения, путем приведения аргументов и контраргуменов, основанную на документах, фактах, мнении специалистов (класс делится на группы, каждая группа подбирает свои аргументы ). В конце урока или домой дать работу на оценку дебатам, т.е. высказать свою точку зрения письменно.
-
Темы дебатов
1.Ведущая роль варягов в становлении древнерусского государства. 2.Реформы Петра Великого имели отрицательные последствия. 3.Пакт Молотова-Риббентропа является преступлением сталинского режима. 4.Февральская революция в России была неизбежной и др.
-
технология «развития критического мышления»на тему: «Столыпин - герой или злодей?»
В ее основе лежит дидактический цикл- «вызов-осмысление-рефлексия». В результате проведения урока обучающиеся смогут дать собственную оценку личности Столыпина на основе систематизации материала, связанного с его деятельностью; провести рефлексию результатов индивидуальной и групповой деятельности на уроке; составить модель изучения деятельности выдающихся государственных и политических лидеров. После этого- написание эссе по истории не составит большого труда.
-
Технология критического мышления
Вданнойтехнологиияпровожуцелыеурокиииспользуюотдельные приемы. Стадия "вызова" направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе.
-
Прием "верные-неверные утверждения".
ДобракаонабылапринцессаСофия-Августа-ФредерикаАнгальт-Цербская; Священникеематерисказал: "Вашудочьожидаетвеликоебудущее, явижунаеелбу 3 короны"; ОнабылаплемянницейПетраI; ЕкатеринаотомстилаРумянцевузато, чтооннехотелприсягатьбабе; Любиласвоегомужаибыласчастливавбраке. Настадииосмысленияучащиесяработаютсновойинформацией, делаянаполяхпометки "v" -ужезнаю, "+" - новаяинформация, "?" - непонял, естьвопросы. Наосноведанноймаркировкиможносоставитьтаблицу.
-
Прием "чтение с остановками"
- Тыкто? - спросилшофер. - ЯвнукдедаМомуна. Адед - сынсыновейРогатойматери-оленихи. - Ктотебеэтосказал? - удивилсяшофер. - Дедушкасказал. Атебяразвениктонеучилзапоминатьименасемерыхпредков?-спросил мальчик. Шоферзналтолькосвоегоотца, прадеда. - Никтонеучил. Азачем? - Дедговорит... (Ч. Айтматов) А что говорит дед, учащиеся предполагали сами.
-
прием "плюс-минус-вопрос"
По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.
-
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
-
Такимобразом, образовательныетехнологии востребованы современнымобществом, аопрочныхзнанияхмечтаеткаждый человек, нодобитьсяихтолькозаучиваниемпрактически невозможно, ихнужно «пропустить»черезэмоции, через осознаниеихценностиизначимости.
-
Чтобыобразовательныйпроцессбылуспешным, творческим педагогсамдолженбытьсмотивированна непрерывноеобразование, критическоемышление, активноеосмыслениесебяиокружающего мираиметьопределенныеличностныекачества: волю, ответственность, потребностьв саморазвитии, готовностьксамоанализуирефлексии. Развитьнужныекачестваиполучить необходимыезнанияпедагогупозволяетпроектированиесамообразовательнойдеятельности.
-
Спасибо за внимание и творческих успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.