Содержание
-
Вклад народов Древнего мира в мировую культуру.
«На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество!»
(В.Г. Белинский)
Автор: Смирнова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ “СОШ № 23" г. Энгельса Саратовской обл.
-
Этапы:
I. Разминка(поконтурной карте ).
II.История в лицах.
III. История в датах.
IV.Работа над ошибками.
V. Узнай меня.
VI. Культурная мозаика.
VII. Кто первый?
VIII.Литературное наследие.
IX. Найди лишнее.
X. Слова: из древности - в наши дни.
XI. Чудеса.
XII. Верно ли суждение В.Г.Белинского? Итоги.
-
I Этап игры: Разминка.
По контуру определите, какие страны изображены на схематическом рисунке, культуры которых мы изучали.
Ответ:
-
Древняя Индия и Китай
Назад
-
По контуру определите, какие страны изображены на схематическом рисунке, культуры которых мы
изучали.Ответ:
I Этап игры: Разминка.
-
Древние Греция и Рим
Назад
-
I Этап игры: Разминка.
По контуру определите, какие страны изображены на схематическом рисунке, культуры которых мы изучали.
Ответ:
-
Древние Египет и Междуречье
Назад
-
II Этап игры: История в лицах
О ком идёт речь в подготовленных вами друг для сообщениях- загадках о понравившейся исторической личности, внёсшей свой вклад в развитие и изучение древней культуры?
Он родился в 1790 году во Франции. Его старший брат был учёным-историком. Чтобы быть на него похожим, он уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлекаться древней историей. В 17 лет он стал членом академии наук, знал латынь, древнегреческий, арабский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся его открытие его назвали первым египтологом.
Ответ.
-
Это Жак Франсуа Шампольон, первым расшифровал египетские иероглифы.
Назад.
-
II Этап игры: История в лицах
О ком идёт речь в подготовленных вами друг для сообщениях- загадках о понравившейся исторической личности, внёсшей свой вклад в развитие и изучение древней культуры?
Знаменитый учёный, живший в начале нашей эры, бывший воспитателем одного из императоров, учивший милосердию и стойкости во всех бедствиях, вынужден был покончить с собой вскрыв вены по приказу бывшего ученика, разгневанного сочувствием к рабам, которое выражал его знаменитый учитель.
Ответ.
-
Это Сенека Анней, политический деятель, философ, писатель Древнего Рима.
Назад.
-
Занимался международной торговлей и сам овладел многими языками – английским, французским, русским, древнегреческим и др. В результате увлечения древностями он пришёл к убеждению, что одно из произведений Гомера является историческим источником. 14 июня 1873 года он нашёл на месте бывшего поселения первые золотые украшения явно древней классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16353 отдельных частей.
Ответ.
II Этап игры: История в лица
О ком идёт речь в подготовленных вами друг для сообщениях- загадках о понравившейся исторической личности, внёсшей свой вклад в развитие и изучение древней культуры?
-
Это Генрих Шлиман, раскопавший древнюю Трою и сделавший открытие микенской цивилизации.
Назад.
-
IIIэтап: История в датах
Без событий и дат – история мертва! Давайте порешаем задачи по датам.
Подумайте могли ли, жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трехтысячелетие своего города? Если да, то в каком году? Если нет, то когда следует отметить эту дату?
Ответ:
-
3000-753=2247 г.н.э.
Назад
-
IIIэтап: «История в датах»
Без событий и дат – история мертва! Давайте порешаем задачи по датам.
Сколько лет прожил историк Тит Ливий? Др. римский историк Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города» родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г.н.э.
-
59+17=76лет
Назад
-
IIIэтап: «История в датах»
Без событий и дат – история мертва! Давайте порешаем задачи по датам.
О каких временах рассказывает историк Тацит? Древний римский историк Тацит в своей книге пишет, что начинает повествование с 821г. «от основания нашего города» (т.е. Рима)?
-
821-753=68 г.н.э.
Назад
-
IV этап: Работа над ошибками
Найдите ошибки, допущенные героями театрализованного представления.
Представим себе, что мы в Элладе. Остров Крит. Рынок. Время действия- V в.до н.э.
Знатный, богатый грек, владелец школы, философ с женой отправились купить на рынке ещё одного раба для работы по дому.
Ответ:
-
- Актёры в древней Греции играли в масках и были одеты в обувь с толстой подошвой и высокими каблуками(котурны);
- И женские, и мужские роли играли мужчины;
- Выступление актёров сопровождал хор;
- Театр располагался амфитеатром под открытым небом, а не в помещении;
- Все постановки принадлежали к какому-либо одному жанру: трагедии или комедии;
- Знатные женщины Эллады никогда не ходили на рынок за продуктами;
- Эзоп был родом не из Мессении, а из Фригии;
- Не 75 гривен, а 75 драхм;
- Выпить море однажды пообещал в споре философ, а выйти из затруднительного положения помог ему Эзоп, родсказавший остроумный ответ;
- Философ не мог держать в руках чётки.
Назад
-
V Этап игры: «Узнай меня»
Укажите название и место расположения памятников культуры.
Ответ:
-
- Пирамиды(Египет);
- Верхняя часть каменной колонны, воздвигнутой при царе Ашоке(Индия);
- Знаменитые ворота Иштар(Вавилон);
- Портрет царицы Нефертити(Египет);
- Великая китайская стена(Китай);
- Статуя крылатого быка, охранявшая вход в Царский дворец(Ассирия);
- Статуя жреца(Индия).
Назад
-
VI Этап игры: Культурная мозаика.
Укажите названия и отличия представленных вам сосудов.
Ответ:
-
Амфора.
- Чернофигурные – в VI в. до н.э. на красноватый фон глины наносили фигуры чёрным лаком.
- Краснофигурные – в V в до н.э. чёрным закрашивали фон, а для фигур сохраняли естественный цвет.
Назад.
-
VI Этап игры: Культурная мозаика.
Что общего между современной фотографией и правилами изображения принятыми в древнеегипетском искусстве?
Ответ:
-
Люди изображаются такими, какие они есть. «Душа», если погибнет мумия, вселится в статую. Если человека сделать по красивее, то «душа» подумает, что это не её хозяин и не вселится.
Назад
-
VI Этап игры: Культурная мозаика.
Что общего в скульптурах и кто их автор?
Ответ:
-
- Дискобол – работа Мирона
- Копьеносец – работа Поликлета.
Скульптуры изображают людей красивыми, со стройным телом и правильными чертами лица, иногда приукрашивая. Передавали не только красоту, но и мужество человека, стремление к подвигу.
Назад
-
VII Этап игры: Кто первый
Выберите предметы доставшиеся нам от народов древнего мира и активно используемые современным человеком. Какой стране мы благодарны за их появление?
Ответ:
-
1.Изобретение прозрачного стекла (Финикия).
2. Раковины с драгоценной пурпурной краской (Финикия).
3.Буквы алфавита (Финикия).
4.Шелкоткачество (Китай).
5.Выращивание чая (Китай).
6.Игра в шахматы (Индия).
7.Изобретение компаса (Китай).
8.Хлопковые ткани (Индия).
9.Сахар (Индия).
10.Определение длительности года - календарь (Египет).
11.Монеты(Лидия- Передняя Азия).
12.Бумага(Китай).
13.Солнечные ,водяные часы(Египет).
14.Транспортир(Вавилон).
Назад
-
VIIIэтап игры: Литературное наследие.
Назовите произведение, из которого взята данная цитата, его автора, время создания.
Однажды какой-то подлый нахал, увидев Перикла, на площади, стал бранить и оскорблять его. Перикл молча терпел это… Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого дома.
Ответ:
-
«Случай из жизни Перикла» по рассказу древнегреческого писателя Плутарха.(V в.до н.э.)
Назад
-
VIIIэтап игры: Литературное наследие.
«Я называюсь Никто; мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают.» С злобной насмешкой мне отвечал людоед зверонравный: «Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний Съеден, когда я рождаюсь с прочими; вот мой подарок».
Назовите произведение, из которого взята данная цитата, его автора, время создания.
Ответ:
-
Поэма Гомера «Одиссея»(VIII в. до н.э.)
Назад
-
VIIIэтап игры: Литературное наследие.
Назовите произведение, из которого взята данная цитата, его автора, время создания.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то просит и вам отец ваш небесный.
Не судите, да не судимы будете…»
Ответ:
-
Поучения Иисуса в Нагорной проповеди (из Евангелия от Матвея).(I в.н.э.)
Назад
-
IX Этап игры: Найди лишнее
Определите, что объединяет изображённое на рисунке? Есть ли лишнее?
Ответ:
-
Это в основном изобретения ассирийцев в области военного дела: таран, бурдюки, тугие луки, панцири из железных пластинок, высокие щиты, широкое использование конницы. Есть лишнее.
Назад
-
X этап игры: Слова… из древности- в наши дни
А.
1. Садом и Гоморра.
2. Иудин поцелуй.
3. Авгиевы конюшни
4. Пиррова победа.
5. Ахиллесова пята.
6. Допотопные времена.
Ответ:
Что означают крылатые выражения?
Б.Назовите по три слова, пришедших в современный русский язык из древности.
В. Какие слова древности являются самыми близкими для некоторых из вас?
-
1. крайний беспорядок , шум , суматоха.
2. предательский поступок.
3. очень грязное помещение , беспорядок в делах, требующий больших усилий для устранения
4. сомнительная победа , не оправдавшая понесенных за неё жертв.
5. слабое , уязвимое место у кого- либо.
6. Устарелый, старомодный, отсталый.
А.
Б.Египет- оазис, химия; Греция- стиль, театр, педагог, керамика, демократия, политика, лицей; Рим- царь, июль, август.
В.Александр (гр.)- защитник; Кирилл (гр.)- господин, владыка, солнце; Максим(лат.)- величайший; Иван (пал.)- смилостивившийся, помиловавший; Роман (лат.)- римский, римлянин; Сергей (рим.)- высокий, высокочтимый.
Анна (пал.)- благодать; Галина (гр.)- тишина, кротость; Дарья (перс.)- победительница; Екатерина (гр.)- чистая, не порочная; Ксения (гр.)- гостья; Нина (гр.) –имя основателя ассирийского государства; Юлия (лат.)- волнистая, пушистая; Ольга (гр.)-священная.
Назад
-
3. Яблоко раздора.
X этап игры: Слова… из древности - в наши дни
4. Терновый венец.
1. Труба иерихонская.
2. Тридцать cеребренников.
5. Перейти Рубикон.
Ответ:
А.
Что означают крылатые выражения?
6. Суд Соломона.
Б.Назовите по три слова, пришедших в современный русский язык из древности.
В. Какие слова древности являются самыми близкими для некоторых из вас?
-
1. Громкий , грубый голос.
2. Цена предательства.
3. Предмет , причина ссоры.
4. Словом страдания.
5. Сделать бесповоротный шаг , совершить решительный поступок.
6. Суд мудрый, скорый.
А.
Б.Египет- оазис, химия; Греция- стиль, театр, педагог, керамика, демократия, политика, лицей; Рим- царь, июль, август.
В.Александр (гр.)- защитник; Кирилл (гр.)- господин, владыка, солнце; Максим(лат.)- величайший; Иван (пал.)- смилостивившийся, помиловавший; Роман (лат.)- римский, римлянин; Сергей (рим.)- высокий, высокочтимый.
Анна (пал.)- благодать; Галина (гр.)- тишина, кротость; Дарья (перс.)- победительница; Екатерина (гр.)- чистая, не порочная; Ксения (гр.)- гостья; Нина (гр.) –имя основателя ассирийского государства; Юлия (лат.)- волнистая, пушистая; Ольга (гр.)-священная.
Назад
-
X этап игры: Слова… из древности - в наши дни
4. Каинова печать.
2. Умывать руки.
1. Лаконичная речь.
5. Вандалы , вандализм.
3. Цербер.
Ответ:
6. Вавилонское столпотворение.
А.
Б.Назовите по три слова, пришедших в современный русский язык из древности.
В. Какие слова древности являются самыми близкими для некоторых из вас?
-
1. Простое и краткое выражение своих мыслей.
2. Нежелание взять ответственность за что-либо.
3. Свирепый, неумолимый страж; злая собака.
4. Клеймо преступника.
5. Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.
6. Беспорядок, шум, суматоха.
А.
Б.Египет- оазис, химия; Греция- стиль, театр, педагог, керамика, демократия, политика, лицей; Рим- царь, июль, август.
В.Александр (гр.)- защитник; Кирилл (гр.)- господин, владыка, солнце; Максим(лат.)- величайший; Иван (пал.)- смилостивившийся, помиловавший; Роман (лат.)- римский, римлянин; Сергей (рим.)- высокий, высокочтимый.
Анна (пал.)- благодать; Галина (гр.)- тишина, кротость; Дарья (перс.)- победительница; Екатерина (гр.)- чистая, не порочная; Ксения (гр.)- гостья; Нина (гр.) –имя основателя ассирийского государства; Юлия (лат.)- волнистая, пушистая; Ольга (гр.)-священная.
Назад
-
XI этап игры: Чудеса…
Эллада обогатила мировую культуру не только мудрыми баснями Эзопа, древними легендами и мифами, эпическими поэмами Гомера, но и чудесными творениями древних скульпторов и архитекторов. Не случайно все семь чудес света сотворены эллинами. Дома вы с ними познакомились.
А.Расскажите об одном из них. (по вашему выбору)
Далее:
-
Б. Согласны ли вы, что к семи чудесам света относятся: Храм Артемиды в Эфесе, Парфенон, Статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, Щит Ахилла, Дискобол Мирона, Маяк в Александрии.
Если вы заметили ошибки, то какие? Назовите правильно семь чудес света.
Ответ:
-
Б.
- Храм Артемиды в Эфесе;
- Статуя Зевса в Олимпии;
- Колосс Родосский;
- Маяк в Александрии;
- Сады Семирамиды в Вавилоне;
- Пирамиды в Египте;
- Мавзолей в Галикарнасе.
Назад
-
XII Этап игры: Итог
Пройдя по страницам культуры древнего мира, закроем на минутку глаза и возвратимся обратно в наше время, чтобы подвести итоги наших воспоминаний.
Многие из древних государств давно исчезли с карты, но древняя культура не умерла вместе с теми социально-политическими организмами, которые породила.
Народы древнего мира внесли огромный и неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Давно умерли мастера и учёные, художники и поэты, а то что было ими создано, ещё долго будет удивлять и восхищать людей, оказывать огромное влияние на дальнейшее развитие культуры во всём мире, в чём мы убедились сегодня на уроке. Особо можно выделить культуру греков и римлян - античную. Она послужила основой для дальнейшего культурного развития не только европейских, но и других стран мира. Что подтверждает слова В.Г.Белинского, взятые нами эпиграфом.
Ребята, приведите пожалуйста примеры, подтверждающие наш вывод.
Ответ:
-
- Древние греки ещё 2400 лет назад считали, любые тела и вещества во Вселенной состоят из атомов;
- Полагают, что колесо впервые применили около 3500 г. до н. э. Гончары в Месопотамии;
- Древние римляне очень ценили комфорт и ещё в I в. н.э. Создали систему центрального отопления (Гипокауст);
- Первые увеличительные стёкла были созданы около 700 г. до н.э. На среднем Востоке;
- Пар, как источник энергии впервые был использован в I в. н.э. Греческим инженером Героном Александрийским, создавшим игрушку- металлическую сферу, наполненную водой.
- Самое раннее упоминание подъёмного крана встречается в книге римского архитектора Витрувия (X г. до н.э.);
- Около 3000 г. до н.э. Вавилоняне изобрели абак- первое счётное устройство;
- Древнегреческий учёный Фалес учётный (V-IV вв. до н.э.) утверждал, что землетрясение происходят не потому, что боги гневаются, а в результате извержений горячих вод в океанах;
- Далее:
- Назад
-
10. Для откачки воды из судов, получивших пробоину до сих пор используют принцип Архимедова винта;
В наши дни в Китае и особенно на Западе акупунктуру (Обезболивание) и другую альтернативную медицину появляются в Китае в начале нашей эры, используют для лечения чаще, чем обычные лекарства и хирургию.
«Отец медицины» Гиппократ жил в Греции в V в. до н.э. Выдержки из его трудов, использовались как справочные пособия в европейских медицинских школах вплоть до XIX века.
Ещё около 450 г. до н.э. «отец истории Геродот составил карту мира и около 150 г. до н.э. её уточнил греческий географ Птолемей.
9. Закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесненной воды, был открыт греческим учёным, жившим в III в. до н.э. Архимедом;
Назад
-
Я иду на урок истории (для учителя). Библиотека "Первого сентября". М., 2000
Использованная литература:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.