Содержание
-
Урок на тему:«Иных уж нет, а те далече…»(судьба декабристов после поражения восстания)
Автор-составитель: учитель истории Сорокина Е.Н.
-
Атмосфера эпохи…
«…в ней была юность, отвага, ширь, поэзия, Пушкин, рубцы 1812 года; зеленые лавры и белые кресты. Между 1812-1825 годами развилась целая плеяда, блестящая талантами и независимым характером, с рыцарской доблестью». А.И. Герцен
-
Кто они, декабристы?
Кто для отчизны алчет жить, тот выше бедствий в свете. П. Колошин Ах! Лучше смерть, чем жить рабами, Вот клятва каждого из нас. П. Кавелин Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан, И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, не способен я в объятьях сладострастья В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. К. Рылеев
-
«Обыкновенно судим мы о достоинствах дела по его успеху; но о таком деле, которое простирается на целый народ, надлежит судить уже по судьбе его. Судьба тем превосходит успех, что проводит дело через добро и зло». Г.С. Батеньков
-
Тема: «Иных уж нет, а те далече…»(история судеб декабристов после восстания)
Знания: Узнать, как сложились судьбы декабристов после поражения восстания; Выяснить, какой нравственный стержень помог им выдержать испытания судьбы Доказать правомочность эпиграфа урока: «Чувство чистой совести достаточно для смерти. Чувство нравственного достоинства необходимо для жизни».
-
Умения:
Развивать умения осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания; Участвовать в аналитической беседе и дискуссии; Работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично.
-
Отношения, ценности, внутренние установки:
Выразить свое отношение к нравственным ценностям, которыми руководствуется человек, выбирая тот или иной жизненный путь; Развивать нравственную культуру
-
«…все величие, всю силу этих блестящих юношей, выходящих из рядов гвардии, этих баловней знатности и богатства, оставляющих свои гостинные и свои груды золота для требования человеческих прав, для протеста, для заявления, за которое – и они это знали – их ждали веревка палача и каторжная работа». «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства». Л.Н. Толстой
-
Страницы истории из жизни декабристов после восстания:
Страница первая: Арест и допросы Страница вторая: Тюремное заключение Страница третья: Приговор Страница четвертая: Казнь Страница пятая: Сибирь Страница шестая: Каторга Страница седьмая: Протест и борьба Страница восьмая: Добрые дела и память о себе
-
Задания для творческих групп:
1. Внимательно ознакомьтесь с предложенным материалом, проанализируйте его и ответьте на вопросы. 2. Обсудите, какие нравственные качества, проявленные декабристами, помогли им достойно встретить удары судьбы. 3. Представьте результаты работы наглядно, в форме таблицы-схемы
-
Страница первая: Арест и допросы
-
Страница вторая: Тюремное заключение
-
-
-
Страница пятая: Сибирь- «дно мешка, конец света»
-
Страница шестая: Каторга
-
Страница седьмая: Протест и борьба декабристов
В. Сухинов: «Я подниму Сибирь!» М.Лунин: «Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует… Всюду я нахожу Истину и всюду счастье».
-
Страница восьмая: Добрые дела, память о декабристах
-
Рабочий материал
«Нет! Мне Сибирь не в тягость, знаю, зза что здесь, и совесть спокойна». С.Волконский «Оставить я хочу друзьям воспоминанья, Залог того, что то же я, Что вас достоин я, друзья». В.Кюхельбекер
-
Общие вопросы:
- Жалели ли декабристы о пережитых страданиях? - Построили бы они свою жизнь иначе, если бы им предложили начать ее сызнова? -Какие испытания им пришлось перенести? - Как проявили себя в трудные минуты? - Какие общие нравственные качества, с вашей точки зрения, определили поведение декабристов в тяжелые минуты жизни?
-
Основы нравственного стержня декабристов:
Честь Достоинство Долг Благородство Умение прощать Совесть Человеколюбие Умение дружить и ценить дружбу
-
Вопросы для дискуссии:
Как вы считаете, актуальна ли в наше, подчас жестокое, время бизнеса и рынка мысль о том, что «чувство чистой совести достаточно для смерти, но чувство нравственного достоинства необходимо для жизни»? Может ли помочь кому-то из нас та нравственная опора, которая помогла выжить декабристам? Свою позицию аргументируйте.
-
Домашнее задание:
Продумайте дома ответ на следующий вопрос: «Чему меня научил жизненный опыт декабристов»? Оформите свой ответ в виде сочинения-эссе.
-
Пленительные образы…
Пленительные образы!Едва лиВ истории какой-нибудьстраны Вы что-нибудь прекраснеевстречали.Их имена забыться не должны.
-
Кондратий Федорович Рылеев
Поэт и декабрист, служил в армии по 1815 год. В 1823 году вступил в «Северное» общество и через год сделался его диктатором. Арестован 15 декабря 1825 года. 13 июля 1826 года казнен.
-
Павел Иванович Пестель
«Вся моя история заключается в двух словах: я страстно любил мое Отечество и желал его счастья с энтузиазмом». П.Пестель
-
Сергей Петрович Трубецкой
Князь, гвардии-полковник, участник Отечественной войны 1812 года. Был избран диктатором восстания, но не явился. Осужден по первому разряду. Каторгу отбывал в Нерчинских рудниках. В 1839-1856 гг. на поселении в иркутской губернии.
-
Сергей Иванович Муравьев-Апостол
Возглавил восстание черниговского полка. Сочетал в себе благородство, патриотизм и самопожертвованию. Последние его слова: « Все, что посеяно, взойдет, хотя бы и дождя не было».
-
Никита Михайлович Муравьев
В 17 лет участвовал в заграничных походах против Наполеона. Создал проект «Конституции». В восстании не участвовал, но приговорен к 15 годам каторги. «Этот человек один стоил целой академии». М.Лунин
-
Михаил Сергеевич Лунин
«Как человек, я только бедный ссыльный, как личность политическая – представитель известного строя, которого легче изгнать, чем опровергнуть». М.Лунин
-
Петр Григорьевич Каховский
Человек решительного, «дерзостного» характера, сторонник крайних мер. Из крепости писал Николаю I: «отсутствие закона и справедливости всегда и везде и везде были причиной бедствий народов… и мы не можем жить, подобно предкам нашим, ни варварами, ни рабами».
-
Вильгельм Карлович Кюхельбекер
Друг Пушкина, Грибоедова – талантливый филолог, поэт, журналист. Заключение и ссылка сделали его больным стариком: он ослеп и умер в нищете.
-
Николай Александрович Бестужев
Убежденный республиканец, сторонник освобождения крестьян, талантливый историк, прекрасный художник, даровитый писатель, экономист, этнограф, изобретатель. Местные жители в Сибири прозвали его «Красное солнце».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.