Презентация на тему "Киево-Печерская лавра"

Презентация: Киево-Печерская лавра
Включить эффекты
1 из 41
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Киево-Печерская лавра" рассказывает, чем знаменита Киево-Печерская обитель, какие люди в ней проживали и трудились. Особое внимание уделено двум подвижникам: Антонию и Феодосию, которые были известны на всю Русь своими деяниями. Иллюстрации и фотографии передают атмосферу религиозности и быта монахов.

Краткое содержание

  • Киево-Печерская обитель;
  • Пещера Илариона;
  • Жизнь Антония и Феодосия в пещере;
  • Киево-Печерская обитель — центр просвещения;
  • Кончина преподобных Антония и Феодосия;
  • Жизнеописания святых в «Киево-Печерском патерике».

Содержание

  • Презентация: Киево-Печерская лавра
    Слайд 1

    Киево-Печерская Лавра

  • Слайд 2

    План

    1. Киево-Печерская обитель;
    2. Источники, рассказывающие о Печерской обители;
    3. Пещера Илариона;
    4. Антоний из Любеча;
    5. Жизнь Антония и Феодосия в пещере;
    6. Феодосий - основатель монашеского общежития на Руси;
    7. Подвиг смиренной жизни;
    8. Помощь нуждающимся;
    9. Киево-Печерская обитель — центр просвещения;
    10. Кончина преподобных Антония и Феодосия;
    11. Жизнеописания святых в «Киево-Печерском патерике».
  • Слайд 3

    По словам Иоанна Лествичника, «ангелы – свет монахам, а монахи – свет мирянам». Таким светом и воссиял из глубины приднепровских пещер для всей Русской земли прославленный Киево-Печерский монастырь. Впоследствии он получил особый ранг «лавры» — в знак признания его церковных заслуг и многочисленности иноков. Киево-Печерская обитель явилась для Руси первейшей хранительницей того «небесного огня», что был получен Киевской землей в таинстве святого крещения. Возвышенные образы Печерских подвижников стали тем нравственным ориентиром, на который равнялись и к духовной полноте которого стремились поколения российских иноков. В значительной степени именно здесь, на киевских горах, трудами и неугасимым горением молитвенного духа печерских иноков и созидался век за веком «пресветлый» облик Святой Руси.

  • Слайд 4

    Киево-Печерская обитель

    Светлым источником, из которого во все времена истекали на всю Русскую землю лучи христианского просвещения, горячей любви к ближнему и славные примеры подвижнической жизни, была основанная у самого Киева Печерская обитель.

  • Слайд 5

    В этой обители день и ночь склонялся над своей «Повестью временных лет» летописец Нестор.Васнецов В.М. Нестор-летописец, 1919 г.

  • Слайд 6

    В этом монастыре жили и трудились знаменитые иконописцы, врачи, зодчие.Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих.

  • Слайд 7

    Из этой обители расходились в самые дремучие уголки Руси с проповедью христианской веры языческим племенам священники-миссионеры, обращавшие людей к новой вере величием христианского подвига.Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих.

  • Слайд 8

    Во все времена люди преклоняются перед материальной силой: силой власти, денег и физической мощью. Печерская обитель дала Руси таких людей, которые показали подвиги выше богатырских, подвиги победы духа над телом, над миром.Киево-Печерские святые

  • Слайд 9

    Источники, рассказывающие о Печерской обители

    История создания Печерского монастыря и рассказы о жизни, занятиях и подвигах его обитателей запечатлены в летописях, в житиях основателей монастыря Антония и Феодосия, в сборнике, который называется «Киево-Печерский патерик».Киево-печерский патерик. Рукопись выполнена в Киево-Печерском монастыре в 1553-1554 гг.

  • Слайд 10

    «Патер» в переводе с греческого на славянский означает 'отец'. «Патерик», или по-славянски «Отечник», — это сборник повествований об иноках-отцах. Киево-Печерский Патерик 1760 года выпуска

  • Слайд 11

    Пещера Илариона

    Основание Печерского монастыря было положено митрополитом Иларионом, когда он был еще простым священником. Жил Иларион в великокняжеском селе Берестове, славившемся своей веселой и шумной жизнью.Иларион (XI в.), митрополит Киевский.

  • Слайд 12

    В поисках уединения Иларион вырыл себе маленькую пещерку на холме над Днепром. Пещерку окружал дремучий лес, и в ней Иларион мог в совершенном одиночестве предаваться молитве. Пещера по-славянски звучала как «печера», отсюда и наименование монастыря.

  • Слайд 13

    Антоний из Любеча

    В это же время проживал на Руси еще один замечательный подвижник по имени Антоний. Родом он был из города Любеча Черниговского княжества.Любеч

  • Слайд 14

    Когда молодые люди знакомились с христианским вероучением, некоторые стремились посетить Грецию, чтобы там поучиться вере и получить утверждение в ней. Центром подвижнической жизни в Греции в то время, как, впрочем, и в наше, была Святая Гора Афон.Монастырь Эсфигмен на Афоне

  • Слайд 15

    Вот на эту гору Афон и отправился молодой любечанин. Там он постригся в монахи с именем Антоний.Антоний Киево-Печерский на Афоне в 1015 г.

  • Слайд 16

    Недалеко от монастыря Эсфигмена, около морского берега, и поныне показывают пещеру первого русского инока. Через некоторое время греческий игумен благословил Антония вернуться на Родину.Церковь преподобного Антония Печерского над его пещерой. Эсфигмен, Афон

  • Слайд 17

    Жизнь Антония и Феодосия в пещере

    Антоний пришел в Киев, обошел все киевские монастыри и не нашел ни в одном из них такой жизни, к какой привык на Афоне. И вот однажды на берегу Днепра, на высокой горе, покрытой лесом, Антоний набрел на пещерку, в которой когда-то молился Иларион, и поселился в ней.Антониева пещера

  • Слайд 18

    Начав жить в пещере, Антоний питался одним сухим хлебом, и то через день. Все свое время он проводил в молитве и трудах.В пещере прп. Антония Киево-Печерского

  • Слайд 19

    Скоро слава о необыкновенном подвижнике разнеслась по всей киевской стороне. И к нему стали приходить люди, также искавшие уединения и высоких духовных подвигов.Прп.Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Божией Матери) 1288 год

  • Слайд 20

    В 1032 году к Антонию пришел молодой человек, пал к его ногам и просил постричь его в монахи. Это был будущий великий подвижник Феодосий.Преподобные Феодосий и Антоний Печерские

  • Слайд 21

    Пещерная жизнь была очень строга. Отшельники питались одним ржаным хлебом, в субботу и воскресение варили себе горох или бобы.Рерих Н.К. И мы трудимся. 1922

  • Слайд 22

    Чтобы иметь себе пропитание, они плели корзины и продавали их. На полученные деньги покупали рожь, сами мололи ее на ручных жерновах, из ржаной муки пекли хлеб. Монахи также рубили лес и копали землю под огороды.Труды в монастыре

  • Слайд 23

    Феодосий – основатель монашеского общежития на Руси

    Через несколько лет игуменом братии был назначен Феодосий. Число братии постепенно увеличивалось, и места в пещере не хватало. Святой Антоний обратился к великому князю Изяславу, сыну Ярослава, с просьбой: «Князь мой! Бог умножил братию, а место у нас тесное; не подаришь ли ты нам гору, что над пещерою?».Феодосий Печерский

  • Слайд 24

    Изяслав охотно исполнил просьбу Антония. И теперь главной заботой игумена Феодосия стало устройство нагорного монастыря, а затем сооружение деревянного храма Успения Богородицы.Каменная церковь Успения Богородицы (ее называли Великой церковью) в Печерском монастыре была заложена по в 1072 г.

  • Слайд 25

    Феодосий ввел для своей уже многочисленной братии монастырский устав. Устав явился основой для распорядка жизни в монастыре. Все в обители совершалось только по благословению игумена и освящалось молитвой. В кельях братиям не позволялось держать никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды. Святой Феодосий сам строго исполнял эти правила.Преподобный Феодосий Печерский

  • Слайд 26

    Подвиг смиренной жизни

    Смирением называется такое состояние человека, когда он всегда имеет мир на душе: не гордится своими удачами, не унывает от обид, не считает никакую работу для себя унизительной, не ропщет на свою жизнь и всегда думает о бедах и скорбях других людей больше, чем о своих.Антоний Печерский - родоначальник русских монахов

  • Слайд 27

    Жизнь святого Феодосия была великим подвигом смирения. За братской трапезой он вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла и не пил ничего кроме воды. Одежду он носил ветхую и худую, а под ней грубую власяницу — рубаху, сплетенную из колючего конского волоса. Часто проводил он всю ночь без сна, в молитве за себя и за обитель.Ткаченко Владимир Алексеевич, Ураз Гульнара Римовна. Феодосий Печерский – основатель монастырей российских. 2008 г.

  • Слайд 28

    Когда наступал Великий пост, он удалялся в пещеру, известную и сейчас под именем Феодосиевой, или Дальней.Келия преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах

  • Слайд 29

    Феодосий каждый день трудился вместе с братией. «Часто ходил он в пекарню наряду с пекарями и, веселый духом, месил тесто и пек хлеб». Однажды перед праздником выяснилось, что некому носить воду. Феодосий поспешно встал и, никому ничего не говоря, начал сам носить воду из колодца.Труд в монастыре. Фото начала ХХ века

  • Слайд 30

    Подвиг смиренной жизни

    В другой раз некому было заготавливать дрова. «Я празден и пойду», — сказал игумен. Всем остальным велел идти на трапезу, так как было уже время обеда, а сам стал рубить дрова.Прп. Феодосий Печерский, икона 19 века

  • Слайд 31

    Помощь нуждающимся

    Не менее деятельна была жизнь Феодосия и за монастырской стеной. Он часто посещал лиц, нуждающихся в его помощи и советах, и был истинным заступником притесняемых и обиженных. Особенно же Феодосий помогал бедным. Игумен велел построить при монастыре особый двор для увечных, слепых, хромых и отдавал им десятую часть монастырских доходов.Милосердие Феодосия Печерского к страждущему. Гравюра XIX в.

  • Слайд 32

    В монастыре по праздникам устраивались общие трапезы, на которых вместе обедали нищие и князья. Однажды во время такой трапезы князь Изяслав спросил игумена: «Скажи, святый отче, что это значит? Дом мой полон всяких благ мира, но никогда в нем не готовят пищу так вкусно, как здесь». «Оттого, — отвечал Феодосий, — что здесь братия все готовит с молитвой и благословением, а твои слуги ссорятся, клянут друг друга и получают побои от приставников, когда готовят вам трапезу».Князь Изяслав Ярославич

  • Слайд 33

    Будучи смиренным и кротким, Феодосий умел быть и твердым, если этого требовала его совесть. Когда между сыновьями Ярослава, несмотря на отцовское завещание, возникли распри и Святослав со Всеволодом изгнали Изяслава из Киева, Феодосий долго отказывался иметь дело со Святославом и поминать его имя в церковных молитвах.Святослав Ярославич (сын Ярослава Владимировича

  • Слайд 34

    Киево-Печерская обитель – центр просвещения

    Иноки монастыря не только постились, молились и помогали бедным, но говорили вдохновенные проповеди, распространяли книжное просвещение, собирали отеческие предания о делах минувших времен.Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Священник Сергий Симаков

  • Слайд 35

    Киево-Печерской обители принадлежит слава составления первого дошедшего до нас летописного свода событий о том, откуда произошла Русская земля и какие дела в ней совершались. Творец этого свода преподобный Нестор пришел семнадцатилетним юношей в обитель при игумене Феодосии и посвятил всю свою жизнь сбору и переписи сведений о людях, прежде живших и творивших на Руси.Нестор Летописец

  • Слайд 36

    Кончина преподобных Антония и Феодосия

    При жизни преподобных Антония и Феодосия началось строительство Великой каменной церкви Киево-Печерского монастыря.Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. С.Афонина

  • Слайд 37

    Благословение места для церкви было последним земным делом преподобного Антония. Он скончался в 1072 году на девяностом году своей многотрудной жизни.Вид из-за Днепра Киево-Печерской крепости и части форштата» (конец XVIII в.).

  • Слайд 38

    Мощи преподобного Антония почивают под спудом, то есть скрыто, в той пещере, в которой он жил.Место погребения преподобного Антония Печерского

  • Слайд 39

    Спустя 2 года после кончины святого Антония в 1074 году преставился и преподобный Феодосий. После его смерти было отмечено несколько случаев чудесных исцелений и избавлений от бед людей, обращавшихся к нему с горячей, искренней молитвой. И уже в 1108 году он был причислен к лику святых.Феодосий Печерский

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    Глава 1. Как изучают родную историю?Урок 1. Истоки и источникиУрок 2. Свидетели и свидетельстваУрок 3. Заговорившие следы прошлогоГлава 2. На заре русской истории.Урок 4. Древние славянеУрок 5. Создатели славянской письменностиУрок 6. Византия и Древняя РусьУрок 7. Начало Киевской РусиУрок 8. Святая равноапостольная княгиня ОльгаГлава 3. Просвещение Руси.Урок 9. Святой равноапостольный князь ВладимирУрок 10. Крещение РусиУрок 11. Ярослав Мудрый и его времяУрок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава МудрогоУрок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе МудромУрок 14. Киево-Печерская лавраГлава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси.Урок 15. Раздоры на Руси при детях ЯрославаУрок 16. Владимир МономахУрок 17. Слово о полку ИгоревеГлава 5. Расширение Руси.Урок 18. Выбор князя Андрея БоголюбскогоУрок 19. Древнерусский город и его населениеУрок 20. Искусство Древней РусиГлава 6. Щит и слава Руси.Урок 21. Господин Великий НовгородУрок 22. София НовгородскаяУрок 23. Берестяные грамотыУрок 24. ПсковГлава 7. Испытания земли Русской.Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордойУрок 26. Батыево нашествиеУрок 27. Монголо-татарское иго на РусиУрок 28. Святой князь Александр НевскийУрок 29. Москва и Московское княжествоУрок 30. Куликовская битваУрок 31. Преподобный Сергий РадонежскийГлава 8. Возрожденная Русь — Россия.Урок 32. Свержение ордынского игаУрок 33. Объединение русских земель вокруг МосквыУрок 34. Единство России

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке