I.Организационный момент.
II.АОЗ по теме: «Религия древних египтян. В царстве Осириса».
Устный индивидуальный опрос (2-3 человека)
Фронтальный устный опрос
III.ФНЗ.
Слайд № 1.
1.Пирамиды в Египте.
Слайд № 2.
Сжатое изложение
Знакомство с новым термином.
Описание учебной картины “Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена"
Сжатое изложение
Знакомство с новым понятием
Эвристическая беседа
Обобщение
Картинное описание
Описание учебной картины учебника с. 54 “Строительство пирамиды".
Картинное описание
Сжатое изложение
2.Храмы – «жилища богов».
Слайд № 3
Знакомство с термином
Описание учебной картины с. 56 учебника “ Жрецы выносят из храма статую бога"
Знакомство с термином
Описание учебной картины с. 57 « В главном зале древнеегипетского храма»
Знакомство с термином
Цитирование
3. Статуи и рельефы древних египтян. Слайд № 4
Эвристическая беседа.
Обобщение
Описание учебной картины «Вельможа Рахотеп и его жена Неферт» Слайд № 4
Египетские папирусы.
Слайд № 5.
Сжатое изложение
Эвристическая беседа
Рисунки на доске
Объяснительное чтение пункт 1 § 12 третий абзац
Объяснение
Сжатое изложение
Эвристическая беседа
Сжатое изложение
Описание учебной картины
с. 60 учебника «Древнеегипетская статуя писца»
Описание картинки слайда № 6 «Письменные принадлежности»
Сжатое изложение
5.Школы и научные знания
Слайд № 7
Сжатое изложение
Чтение «Восхваление авторов поучений» Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира, М., 1987, с. 55,
Обобщающая беседа по прочитанному.
Чтение « Сказка о взятии Юпы» Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. М., 2000. С. 41-42.
Обобщающая беседа
IV.Итог урока.
1.Выводы к уроку.
2.Анализ деятельности учащихся
3.Д.З. §11-12 с.53—62, читать, отвечать на вопросы. Читать «Поучения писцов» с. 61 учебника .
Заполнить таблицу «Культура Древнего Египта»
| - Здравствуйте, садитесь, проверьте наличие на партах учебников, печатных рабочих тетрадей, рабочих тетрадей в клетку, ручки, карандаша.
- Перескажите один из понравившихся мифов
- Почему египтяне всех богов представляли с головами различных животных?
Перечислите богов египтян, которых вы знаете, как они выглядели?
Мы продолжаем изучать Египет, тема нашего урока “Культура Древнего Египта". Ознакомтесь с планом, по которому мы будем рассматривать эту тему и запишите план в тетрадь.
План:
Пирамиды в Египте.
Храмы – «жилища богов».
Статуи и рельефы древних египтян.
Египетские папирусы.
Школы и научные знания.
До наших дней в Египте сохранились каменные гробницы фараонов, имеющие форму пирамид.
Пирамида – сооружение, которое имеет в основании квадрат со смыкающимися гранями.
На картине вы видите одну из самых крупных пирамид, пирамиду фараона Хефрена. Она вторая по величине, самая высокая – пирамида Хеопса, высотой почти 150 метров (это высота пятидесяти этажного дома). На ее фоне хорошо виден вырубленный из целой скалы Большой сфинкс – фантастическое существо с туловищем льва и головой человека Древний мастер представил в образе сфинкса владыку Египта в царском головном уборе с полосатым платком.
Величественные пирамиды возвышаются на левом берегу Нила на границе с пустыней.
В старину самые знаменитые сооружения называли чудесами света. Первое из 7 чудес света - египетские пирамиды. Что же в них чудесного мы узнаем позже.
- Почему древние египтяне возводили пирамиды только на левом берегу Нила и никогда не возводили на правом?
-Действительно, «страна мертвых» Аментис в переводе значит «запад», там «умирает» солнце. Если посмотреть на рисунок компаса, мы видим, на западе – левый берег Нила и там строились пирамиды.
-Пирамиду возводили по воле владыки Египта еще при его жизни. На работы сгоняли тысячи земледельцев и ремесленников. Прежде надо было заготовить множество камней. В горах откалывали от скал огромные каменные глыбы. Потом их обтесывали, придавали правильную прямоугольную форму и тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Но как поднять громадины весом в несколько тонн на такую высоту?
Для этой цели сооружали земляную насыпь из песка и глины. В те времена египтяне не знали колесных повозок, поэтому каменную плиту тащили на салазках. Для салазок делали настил из положенных поперек насыпи бревен. Без такого настила салазки зарылись бы в землю и их невозможно было бы сдвинуть с места. Обычно бревна поливали водой, чтобы салазки лучше скользили и чтобы от трения дерево не загоралось. Камни укладывали один на другой так плотно, что между ними нельзя просунуть даже иголку. По мере того как пирамида увеличивалась в высоту, насыпь делали все длиннее и выше. А когда возведение пирамиды заканчивали, насыпь разбирали.
Каменные громады напоминали о беспредельной власти владыки Египта. Особенно ощущается величина пирамиды, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Стоящему у подножия кажется, что каменная стена неуклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения, человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Мы можем представить себе, что древние египтяне остро ощущали собственное ничтожество сравнительно с могуществом фараона – сына бога солнца.
Строительство пирамид разоряло земледельцев, надолго отвлекало их от полевых работ (пашни заболачивали, заградительные насыпи размывало водой, каналы засорялись) Пирамиды – великие творения древних строителей.
Наряду с пирамидами замечательными творениями египетских строителей являются храмы.
Храм — священное пространство, где живут боги.
Праздничный день. Жрецы на носилках, положенных на плечи, выносят статую бога (на рисунке эта статуя едва различима). Они понесут ее к реке и поднимут на корабль. Бог поплывет по Нилу, чтобы посетить других богов в их жилищах –храмах… Представим себе, как по завершении праздненства статую возвращали на место – в глубину храма. Торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева идущих смотрели застывшие лица каменных сфинксов. В конце дороги стояли два каменных заостренных столба (обелиски), как бы вонзающихся к небу. Подле столбов – высокие мачты, на которых развевались разноцветные флаги.
У входа в храм на пути шествия находились, подобно преграде прямоугольные башни. Они расширялись к основанию и сужались ввысь. Перед храмом нередко стояли высеченные из гранита статуи фараона намного выше человеческого роста. Узкий, как будто зажатый между башнями вход вел в «жилище бога». Люди оказывались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора - прямо напротив входа в храм – высокие двери вели в крытый колонный зал. Пройдя двор, залитый солнечным светом, человек, оказывался в полумраке обширного зала.
Главный зал храма был похож на дремучий лес, где вместо деревьев стоят огромные каменные столбы – колонны.
Колонны – вертикальные опоры круглой в основании формы. Верхушки колонн центрального прохода имели форму распустившегося цветка папируса, а колонны боковых проходов напоминали стебли папирусов с закрытыми бутонами. Попав в главный зал храма, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение – величина зала, размеры колонн, надписи на стенах, прославлявшие богов и фараона.
Например, такая: «Я дал тебе силу, - обращается бог Амон –Ра к владыке Египта, , - я распространил страх перед тобой до неба.»
«Велик и могуч бог, для которого выстроен такой большой и прекрасный храм», - думали египтяне. А боги требуют от всех людей повиновения фараону. Горе тому, кто не выйдет на войну по царскому приказу, горе тому, кто не выйдет на рытье канала, не сдаст налог.
- Вспомните, что называется мумией? Почему из тела умершего – фараона или вельможи – делали мумию?
Согласно верованиям египтян душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет, и ее жизнь в «царстве мертвых» прекратится, душа может вселиться в статую. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик.
Посмотрите на слайд. Здесь изображены на тронах знатный вельможа Рахотеп (возможно родственник фараона Хеопса) и его жена Неферт. Такими они были и в жизни: вельможа в жару носил только набедренную повязку, у него энергичное и мужественное лицо с прямым носом и сжатыми губами, развитая мускулатура. Жена окутана в белое покрывало, на ней по моде того времени парик и красивое ожерелье. У нее полное лицо, удлиненные миндалевидные глаза, красивые брови.
На земле есть 2 страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из этих стран называется Двуречье, о ней мы будем говорить позже, другая страна – Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно и то же время, более пяти тысяч лет назад.
В Древнеегипетском письме знаков для письма - иероглифов более 700. Первые иероглифы были рисунками. Иероглифы употреблялись для передачи слов и согласных звуков, входящих в эти слова.
Скажем, египтянам надо было написать слово «солнце». Что они рисовали?
(Рисует.)
С помощью каких рисунков египтяне записывали слова «бить», «плакать», «идти»?
Итак, для того, чтобы понять, какое именно слово изображено египтяне ставили рядом дополнительный опознавательный знак.
Письмо Древнего Египта очень отличатся от нашего. В русской азбуке 33 букв, каждая, как правило, обозначает 1 звук: выучить азбуку можно за несколько недель. В Египте научиться читать и писать было очень трудно. Для того, чтобы выучить 700 иероглифов, нужны были долгие годы и ими надо правильно пользоваться.
Что вам известно о папирусе? Этот особый материал для письма был впервые изобретен в истории человечества в Египте.
Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала ко второй. Сверху накладывали второй слон таких же полосок, но уже поперек первого. Получалась кладка из 2-х слоев. Ее помещали под тяжесть и из растений выделялось клеящее вещество, скреплявшее все полоски между собой. Неровности по краям обрезали и получался ровный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем сушили на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали деревянным молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.
Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной тетради или книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).
Посмотрите на с. 60 учебника, вы видите статую писца. Египетские писцы обучались в школах, где учились письму и чтению, изучали математику, географию, астрономию и музыку. Часто они занимали высокое положение при дворе фараона. Своей образованностью гордились и знатные сыновья вельмож и сыновья фараона. Полуголый из-за жары писец сидит, скрестив ноги, у него на коленях свиток папируса, а в правой руке кисточка для письма
А на слайде вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями для черных и красных чернил. Весь текст был черного цвета, но начало разделов выделяли красным цветом (отсюда выражение «красная строка») Чернила имели вид маленьких лепешек твердого вещества, напоминающего современного акварельные краски. Писец обмакивал заостренную тростинку в воду и тер ею о лепешечку чернил. Основой черных чернил была сажа, соскобленная с кухонной посуды, основой красных – красная охра (глина).
Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нем же выполняли новое задание – переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов.
В Египте школы находились при храмах, обучение там вели жрецы. Учились в основном обеспеченные дети. В Египте была определена продолжительность года (365 суток), 12 месяцев и составлен точный календарь, позволявший предсказать разливы Нила. А так же в Египте существовали врачи разных специальностей. Например, хирурги делали сложные операции, хотя обезболивающих средств не знали; искусные зубные врачи отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить его испорченную часть.
Текст этот находится на одном из папирусов 2 тыс. до н.э.:
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные, пока они жили,
В память о том, кто написал их,
Вечна.
- За что восхваляют авторов поучений?
Был некогда в Египте полководец Джехути. Он сопровождал фараона Тутмоса III во всех походах, постиг все военные хитрости и получил немало наград. И вот однажды прибыл к фараону гонец и сообщил: « Побежденный правитель города Юпы восстал против твоего величества. Он истребил твоих людей и колесницы». И сказал тогда Джехути: «О, ты, кому вся земля воздает почести!» Прикажи дать мне твой великий жезл, войска и колесницы. Я убью побежденного из Юпы и захвачу его город.» И дал ему фараон жезл и солдат. Прибыл Джехути к стенам Юпы и обратился к его правителю: «Я, Джехути, полководец Египта. Отваге моей стал завидовать сам фараон, но я, спасаясь от него, увел солдат и унес его великий жезл. С моими воинами готов я служить тебе и отдам тебе жезл фараона». Обрадовался побежденный из Юпы, сел пировать в лагере Джехути, потом сказал: «Хочу увидеть великий жезл фараона, принеси его мне!» Взял Джехути жезл и ударил им в висок побежденного из Юпы. Связал его кожаными ремнями, наложил на него оковы из меди. Приказал Джехути принести двести больших корзин и спрятал в каждой по одному своему воину с оружием. А жителям города объявил: «Вот приказ вашего правителя! Откройте ворота, чтобы внести добычу! Джехути побежден и сдался!» Когда же открыли ворота и внесли в город корзины, выскочили из корзин египетские воины с топорами и кинжалами и захватили Юпу.
- Какие исторические события отражены в сказке? Какую хитрость применил Джехути?
Культура древнего Египта является важнейшей частью культуры мировой. Как вы думаете, с чем связан этот большой вклад?
|
Пересказ учащимися мифа.
Ответы: Все боги у египтян были с головами животных, так как они преклонялись этим животным, почитали их.
Амон-Ра – главный бог в облике кота или в ладье плывет по небу с солнечным диском над головой; Апоп в облике змеи; бог земли Геб с головой змеи; богиня неба Нут - корова со звездами на теле; Б.Тот с головой ибиса; б. Бастет в облике черной кошки; б. Гор с головой сокола; Анубис с головой шакала.
Записывают тему и план в тетрадь.
Ответы:
Солнце опускалось на западе, в «Стране мертвых».
Ответы: Мумия – обработанное специальным веществом и обмотанное бинтами тело умершего человека, которое может очень долго храниться. Душа должна иногда возвращаться в свое тело, если она не найдет тело, то не сможет жить дальше в «царстве мертвых»
Ответы: круг, человек с палкой, глаз, ноги.
Читают
Ответы: папирус – это растение, на стеблях которого писали специальной краской.
Ответы: за то, что память о них осталась книгах, которые они написали.
Ответы: походы фараона Тутмоса III. Джехути обманул тщеславного правителя, принеся ему жезл фараона.
В Египте 1 из чудес света – пирамиды, впервые появилась письменность и материал для письма – папирус, большой вклад и в другие научные знания.
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.