Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация "Ломоносов и эпоха Просвещения" рассказывает о биографии и активной творческой и научной деятельности М.В. Ломоносова. Описывается период получения образования, нелегкий путь в науке, разнообразные и разносторонние таланты Ломоносова и сделанные им открытия.
Краткое содержание
Становление будущего академика;
Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики и астрономии;
М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка;
М.В. Ломоносов - первый историограф российского народ;
М.В. Ломоносов – художник;
Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.
Слайд 2
План
Поморье - родина великого ученого.
Становление будущего академика.
Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
М.В.Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
М.В.Ломоносов - первый историограф российского народ.
М.В. Ломоносов – художник /мозаика/.
Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
Заключение.
Слайд 3
8 ноября 1711 – 4 апреля 1765
«...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». (Г. Р. Державин)
Академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академий наук.
Слайд 4
"Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".(А.С.Пушкин)
Слайд 5
Детство
Родился 8 (19) ноября 1711 в с. Мишанинское (ныне с. Ломоносово) близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать.
Слайд 6
Галиот «Чайка», принадлежавший Ломоносовым
Слайд 7
Детство
«принужден был читать и учиться… в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...»
Слайд 8
Юность
В ноябре 1730 года девятнадцатилетний Михаил отправился с попутным обозом в Москву.
Не без добрых душ на свете -Кто-нибудь свезет в Москву,Будешь в университете -Сон свершится наяву!
Слайд 9
Обучение
В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам.
Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Слайд 10
Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии:
“Имея три копейки в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на копейку хлеба и на копейку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
В этих трудных условиях Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
Слайд 11
«Малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
Изучал латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык.
Слайд 12
В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук
Слайд 13
Обучение
В 1736 направлен в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.
Слайд 14
Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха…М. В. Ломоносов
Слайд 15
Работа в Петербургской Академии наук
1741 - адъюнкт физики (впервые в России стал читать лекции в АН на русском языке)
1745 год - профессор химии, стал первым русским академиком
1751 год - чин коллежского советника, пожаловано дворянство
1763 год - статский советник
Слайд 16
Огромные трудности пришлось преодолеть Ломоносову в науке и жизни
Постоянно сказывалось его крестьянское происхождение, ведь тогда любой дворянин мог безнаказанно оскорбить и даже избить человека низкого сословия. Учёному приходилось иногда и кулаками отстаивать свою честь и достоинство.
Долгое время у руководства Академией Наук стояли люди, преследовавшие Ломоносова, разворовывающие академические деньги. С ними учёный вёл беспощадную борьбу.
Много лет и он и его семья были в тяжёлом финансовом положении из-за низкой зарплаты (часть своих денег приходилось отдавать на науку).
Слайд 17
Заслуги М.В. Ломоносова
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
Он первый в мире географ-полярник;
Занимался историей древних славян, историй изготовления фарфора;
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Слайд 18
Открытия в области физики
Открыл закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы)
Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (молекул)
Сконструировал термометр
Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Слайд 19
Открытия в области астрономии
Открыл атмосферу на Венере
Построил телескоп
Слайд 20
Открытия в области химии
Открыл первую химическую лабораторию в России
Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Слайд 21
Открытия в области поэзии и литературы
В «Российской грамматике» (1755), Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы на нём писать стихотворения, прозу, научные работы.
Слайд 22
Открытия в области истории
Составил «Краткий Летописец с родословием» в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
Он дал краткую справку о правителях России, сменявших друг друга с древнейших времен.
Слайд 23
Открытия в области геологии
Создал теорию о возникновении минералов и металлов
Разработал теорию о причине землетрясений
Слайд 24
Открытия в области географии
Составил «Полярную карту»
Разработал приборы для морского кораблевождения
Создал новую науку – экономическую географию
Слайд 25
Ломоносов - художник
Открыл секрет изготовления смальты
Изготовил 40 мозаичных картин
Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
Слайд 26
Составил проект учреждения Московского университета
Он создал первый университетОн, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.(А. С. Пушкин)
Слайд 27
Московский государственный университет им. Ломоносова (2009)
Слайд 28
Михаил Васильевич Ломоносов
«За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство».
Слайд 29
Источники
Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003
История России для детей и взрослых. Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.
Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев. Белый Город. Москва, 2004.
История России. Конец XVI – XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008
Интернет-ресурсы
http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды
Конспект
Внеклассное интегрированное мероприятие
«Ломоносов и эпоха просвящения»
Ладанова Ирина Владимировна,
Кочетова Н.А, Кальянова Н.Н.
МКОУ «Верх-Жилинская ООШ»
Внеклассное мероприятие /конференция/
Тема: «М.В.Ломоносов и эпоха просвящения»
Цель конференции: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова.
Задачи конференции:
Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества.
Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине;
Показать наличие межпредметных связей в области литературы, химии, физики, географии и МХК
План урока-конференции
Вступление.
1. Поморье - родина великого ученого.
2. Становление будущего академика.
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
4. М.В.Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
5. М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа.
6. М. В. Ломоносов – художник /мозаичное дело/
7. Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
8. Заключение.
Содержание
Вступление. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу/
Тематика докладов:
1. Поморье - родина великого ученого.
Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В.Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги - «врата учености» М.В.Ломоносова. Север и формирование личности М.В.Ломоносова.
2. Становление будущего академика.
Годы учебы М.В.Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В.Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В.Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В.Ломоносова.
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
Естественнонаучные взгляды М.В.Ломоносова. Корпускулярная теория материи.
Достижения М.В.Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания - физической химии. М.В.Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В.Ломоносова в развитие метеорологии.
4. М.В.Ломоносова и развитие отечественной литературы и языка.
Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория «Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В.Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М.В.Ломоносова 1762г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.
5. М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа.
Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В.Ломоносов о роли Петра I в истории России. Понимание русской истории как героической
6. Ломоносов М.В. –художник /мозаичное дело/: 25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории.
7. Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
Ломоносовская идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760г.) Роль М.В.Ломоносова в деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге. Составление «Проекта регламента Академической гимназии». Расширение социального состава гимназистов. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназического обучения. Публицистическое послание М.В.Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». М.В.Ломоносов и развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников.
Вопросы для обсуждения:
Какие черты характера отличали М.В.Ломоносова?
Что повлияло на формирование его личности?
Назовите основные естественнонаучные открытия М.В.Ломоносова.
Охарактеризуйте заслуги М.В.Ломоносова в развитии русской литературы и языка.
Что отличало исторические воззрения М.В.Ломоносова?
Воспитательное значение истории в понимании М.В.Ломоносова.
Что предпринимал М.В.Ломоносов для улучшения деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге?
Каков вклад М.В.Ломоносова в развитие образования и науки России?
Почему М.В.Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют»?
8. Заключение. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Литература:
Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. - М.: Просвещение, 1985.
Белявский М.Т. М.В.Ломоносов и основание Московского университета. - М.: МГУ, 1955.
Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. - М.: МГУ, 1986.
Белявский М. Т . Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.
Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. - 1989. - N 7. - С. 111 - 116.
Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 2001.
Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.
Ломоносов М.В. Стихотворения / сост. Е.Н.Лебедев. - М., Советская Россия,1984.
Ломоносов М.В. Избранное. Изд-во: М., Детская литература. - 1976.
Михаил Васильевич Ломоносов. Из наследия Ломоносова. Слово современников о Ломоносове. «Память вечная»: Венок Ломоносову XIX -XX вв. «Высокий лик в грядущем поколеньи»: Писатели и ученые XIX -XX вв. о Ломоносове. Под. ред. Е.В. Бронниковой. - М.: Русскiй мiръ. - Жизнь и мысль, 2004.
Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов. - М.: Современник,1989.
Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Наука, 1986.
Ченакал В.Л. Музей М.В.Ломоносова. - Л.: Лениздат, 1970.
Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывать в учащихся чувство патриотизма и любви к Родине;
Показать наличие межпредметных связей в области литературы, химии, физики, географии и МХК
План урока-конференции
Вступление.
1. Поморье - родина великого ученого.
2. Становление будущего академика.
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
4. М.В.Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
5. М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа.
6. М. В. Ломоносов – художник /мозаичное дело/
7. Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
8. Заключение.
Содержание
Вступление. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу/
Тематика докладов:
1. Поморье - родина великого ученого.
Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В.Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги - «врата учености» М.В.Ломоносова. Север и формирование личности М.В.Ломоносова.
2. Становление будущего академика.
Годы учебы М.В.Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В.Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В.Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В.Ломоносова.
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
Естественнонаучные взгляды М.В.Ломоносова. Корпускулярная теория материи.
Достижения М.В.Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания - физической химии. М.В.Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.
Достижения М.В.Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В.Ломоносова в развитие метеорологии.
4. М.В.Ломоносова и развитие отечественной литературы и языка.
Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория «Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В.Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М.В.Ломоносова 1762г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.
5. М.В.Ломоносов - первый историограф российского народа.
Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В.Ломоносов о роли Петра I в истории России. Понимание русской истории как героической
6. Ломоносов М.В. –художник /мозаичное дело/: 25 сюжетов М.В.Ломоносова для живописных картин на темы русской истории.
7. Деятельность М.В.Ломоносова как организатора российской системы образования.
Ломоносовская идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760г.) Роль М.В.Ломоносова в деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге. Составление «Проекта регламента Академической гимназии». Расширение социального состава гимназистов. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназического обучения. Публицистическое послание М.В.Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». М.В.Ломоносов и развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников.
Вопросы для обсуждения:
Какие черты характера отличали М.В.Ломоносова?
Что повлияло на формирование его личности?
Назовите основные естественнонаучные открытия М.В.Ломоносова.
Охарактеризуйте заслуги М.В.Ломоносова в развитии русской литературы и языка.
Что отличало исторические воззрения М.В.Ломоносова?
Воспитательное значение истории в понимании М.В.Ломоносова.
Что предпринимал М.В.Ломоносов для улучшения деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге?
Каков вклад М.В.Ломоносова в развитие образования и науки России?
Почему М.В.Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют»?
8. Заключение. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Литература:
Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. - М.: Просвещение, 1985.
Белявский М.Т. М.В.Ломоносов и основание Московского университета. - М.: МГУ, 1955.
Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. - М.: МГУ, 1986.
Белявский М. Т . Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.
Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. - 1989. - N 7. - С. 111 - 116.
Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 2001.
Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.
Ломоносов М.В. Стихотворения / сост. Е.Н.Лебедев. - М., Советская Россия,1984.
Ломоносов М.В. Избранное. Изд-во: М., Детская литература. - 1976.
Михаил Васильевич Ломоносов. Из наследия Ломоносова. Слово современников о Ломоносове. «Память вечная»: Венок Ломоносову XIX -XX вв. «Высокий лик в грядущем поколеньи»: Писатели и ученые XIX -XX вв. о Ломоносове. Под. ред. Е.В. Бронниковой. - М.: Русскiй мiръ. - Жизнь и мысль, 2004.
Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов. - М.: Современник,1989.
Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Наука, 1986.
Ченакал В.Л. Музей М.В.Ломоносова. - Л.: Лениздат, 1970.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.