Содержание
-
Методика формирования нравственных качеств и гражданской позиции через работу с персоналиями на примере изучения темы «Святые заступники Руси»
Валькова С.Л., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 40 г.Белгорода
-
Дидактические цели и задачи
Цель: Пробудить живой интерес к священной истории родной земли. Задачи: - закрепить знания о святых защитниках земли русской; -обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма на примере выдающихся личностей, причисленных к лику Святых земли русской; -развивать умение – искусство слушать, говорить, находить необходимые материалы в различных компетентных источниках; -воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.
-
Основные методы, с помощью которых у учащихся создаются живые представления о прошлом
-
Методические приёмы
-
Работа с историческими персоналиями
Изучение личностей по пятиэтапному алгоритму: 1) Запоминание фамилии, имени личности; 2) Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности; 3) Усвоение идейно-теоретических платформ изучаемой личности; 4) Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала; 5) Изучение оценок личности её современниками и современными историками.
-
Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь. Определение качества личностей по умению предвидеть будущее.
-
Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т.д. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества или для себя обстоятельствах. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т.д.
-
Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней.
-
Игра как метод работы с историческими персоналиями
Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий. Учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие детали.
-
Святые защитники земли русской
-
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
Одержал блестящую победу в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо.Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р.Шелони.15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р.Ижоры, впадающей в Неву.
-
Отрывок из жития князя
Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь «сроднику своему князю ………….».На том же берегу, где полки князя …… не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня».
-
Факты из жизни князя
А вот степь ковыльная, шатры нарядные. Великий князь отправляется в Орду «за христианы с погаными … перемогаться», вымаливать мир своей земле. Много льгот и послаблений для своего народа удалось тогда добиться от ханов ордынских. Но по дороге домой силы князя стали иссякать. Совсем больной добрался он до Городца. 14 ноября 1263 г., за несколько часов до смерти, принял князь схиму. Совершавший во Владимире богослужение митрополит Кирилл, увидел вознесение души князя на небо, взволнованно объявил верующим: - Зашло солнце земли Русской! «Казалось, что вся земля Русская стонет от рыданий и горестных криков» - напишут позднее в летописях. Очень любил русский народ своего князя ………». В 1547 г. величайший полководец Древней Руси – благоверный князь причислен церковным собором к числу общерусских святых.
-
ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Герой Невского и Ледового сражений, выдающийся полководец и дипломат Древней Руси, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Владимирский, ……, как известно, умер 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 г. При погребении тела произошло знаменитое чудо с духовной грамотой, после чего князь был признан местным святым. До 1381 г. святому князю не было установлено местного церковного празднования и, стало быть, не было также и его икон. Согласно легенде, записанной во Владимире от священнослужителей Димитровского храма, первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 г., при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть князя сего "блаженным". Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.3 Ранний владимирский иконографический тип этой иконы восстанавливается по клеймам № 14-15, 17-31 московской иконы из храма Василия Блаженного "Святой ……с деянием". Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью "Преподобный князь …….
-
Методический приём: озвучивание кадров «немого кино»
Предварительно хорошо изучается данная тема Учащиеся просматривают художественный фильм В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой
-
Методический приём:«Молчаливая дискуссия»
Используется на этапе актуализации знаний, на всех типах урока Позволяет вовлечь в работу всех ребят Обеспечивает независимость суждений Способствует развитию ассоциативного мышления Развитию творческих способностей учащихся Способствует повышению интереса к предмету
-
Этапы «молчаливой дискуссии»
Деление на группы по 4-5 человек Учитель даёт ключевые слова, изречения, отрывки из документов, карту, картину и др. Написание на листах ассоциаций по данной теме ( слова, рисунки, вопросы, знаки, связи и др.) Обсуждение нарисованного и написанного в группе Подведение итогов работы в виде презентации одного из учащихся
-
Кто это?
Князь родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Вскоре ребёнка отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Князь проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.
-
О ком идёт речь?
Князя внезапно поражает тяжелый недуг: «по Божественному промыслу в то время разболелся князь очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать». Царевна Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел князь».
-
Просмотр видео
Просмотрите видеофимьм и ответьте на вопросы: О каком событии из жизни князя идёт речь? Осветите значение этого события? Просмотр фрагмента мультфильма «Выбор» Как называется религия о которой идёт речь в этом фрагменте? О каком выборе идёт речь?
-
Каким должен быть сегодняшний идеал? Василий Осипович Ключевский справедливо жалел «то поколение, у которого нет никаких идеалов». прежде всего это должен быть гражданин, и не просто гражданин, а настоящий патриот своей Родины Жан- Жака Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.