Содержание
-
Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему: «Проблемы внешней политики Петра I на примере «Северной войны».
-
Цель урок: Выявление проблем международной обстановки, в которой оказалась Россия к началу XVIII века, особенности хода «Северной войны» и создание русской армии – армии нового образца, превратившей Россию в европейскую супердержаву.Задачи урока:1. Образовательные:- Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Петра I, выявить цели, задачи, ход и итоги «Северной войны».2. Развивающие:- Формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, в том числе с использованием компьютерной презентации , самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно –
2
-
следственных связях событий «Северной войны».3. Воспитательные:Воспитание у учащихся патриотических чувств и любви к Отечеству, на рассказах о основных сражениях и победах русской армии в «Северной войне» и о русских полководцах, принимавших в ней участие.Проблемное (исследовательское задание для учащихся): - Выяснить, была ли «Северная война» составляющей частью внешней политики эпохи Петра I.Тип урока: урок лекция с сопровождением компьютерной презентации.Оборудование: Учебник «История России 7 класс», карты начала XVIII века, компьютерная презентация, документы того времени.
3
-
4
-
5
-
6
-
7
-
8
-
Основные понятия урока (перечислены на доске): галера, редут, линейный корабль, фрегат, «Нарвская конфузия».Ход урока:1. Вступительная беседа учителя, начинающаяся с предложения учащимся определить проблему урока на основании поставленного учителем вопроса: «Почему Петр I стремился выйти к Балтийскому морю?»2. Изложение нового материала. План изложения:1. Мир с Турцией. Начало «Северной войны».2. Нарвское сражение.3. Преобразование армии. Первые победы.4. Перелом в войне. Полтавская битва.5. Победы на море. Разгром шведского флота у мыса Гангут и острова Гренгам.6. Ништадтский мирный договор.
9
-
Излагая материал, учитель вместе с учениками работают по карте: знакомятся с побережьем Балтийского моря,территорией России, Швеции, Дании, Польши, Саксонии. Направлении первых ударов шведских войск, сражений на море и на суши, местах постройки русского флота, основании Петропавловской крепости.3. Работа с классом (беседа). Вопросы к беседе:1. Какие страны вступили в «Северный союз»? ( Россия, Дания, Саксония).2. Почему Петр I объявил войну Швеции именно 9 августа 1700 года? (8 августа было заключено перемирие с Турцией).3. Как Петр I готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров).
10
-
4. Работа учащихся. Заполнение таблицы учениками в ходе рассказа учителя. (Название таблицы «Основные события «Северной войны»». 5. Диспут. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о причинах поражения России в «Нарвской битве». Рассматриваются различные варианты ответов. 6. Сообщение учителя. Капитуляция и выход Дании из Северного Союза, поражение русских войск под Нарвой, переброска шведских войск на территорию Польши, капитуляция Польши в 1706 году. Планы Карла XII о наступлении на южном направление – поход на Украину. Гетман Мазепа.
11
-
7.Самостоятельная работа учащихся. Работа учащихся с учебником §13, §14. Задание: Выяснить и записать в тетради информацию относящуюся к преобразованию русской армии и созданию российского флота. Выписать в тетрадь термины: рекрутские наборы, строительство заводов на Урале, переп -лавка церковных колоколов на пушки, поиск денег (прибыль -щики, подушная реформа и т.д.). Основание Санкт – Петербурга, Кронштадта, морские крепости, строительство флота на Олонецкой верфи, подготовка медицинских и офи -церских кадров. Навигационная школа. Медицинская школа.8. Продолжение рассказа учителя: «Таким образом, реорганизация коснулась не только армии, но и русского флота, который был детищем Петра I, уделявшем его развитию огромное внимание. На Балтике был спущен на воду первый 28-ми пушечный фрегат «Штандарт», строились линейные корабли и галеры».
12
-
9. Работа с картой и контурными картами. Ученикам по выбору учителя предлагается показать на карте места побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга (Заячий остров), путь, по которому флот переправлялся на Балтику. Все это учащиеся фиксируют в своих контурных картах.10.Чтение дополнительного материала.11. Продолжение лекции учителя. Изучение хода Полтав -ской битвы, морских сражений по плану и по картам.12. Диспут. Вопросы для общего обсуждения (на доске):- Назовите итоги Полтавской битвы, и морских сражений;- Почему Петр назвал шведов своими учителями?;- Сравните обращение к войскам Карла XII и Петра I перед Полтавской битвой. В чем разница?;
13
-
- Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?.13. Итог и выводы урока. Учитель вместе с учащимися делают вывод: «Северная война 1700 – 1725 годов началась с разгрома русской армии, но Петр I сумел сконцентрировать силы страны и в кратчайшее время создать боеспособную армию и флот. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов на суше (Полтавская битва), и на море (Гангут и Гренгам). Всю свою внутреннею политику Петр I подчинил внешней политике –выходу в Балтийское море, прорубив окно в Европу.14. Методы оценки и диагностики: самостоятельная работа учащихся, работа с текстом, дополнительные материалы, документы, карты, контурные карты, ответы учащихся в ходе
14
-
бесед, выставление оценок по этим видам деятельности.15. Домашнее задание:- §13, §14;- подготовить сообщение или презентацию на темы по выбору: 1. Карл XII – король Швеции. 2. Петр I – организатор побед русской армии.3. Полководцы: Шереметев, Меншиков, Репнин.Литература и ссылки:Артамонов В. А. «Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы» (1709 – 1714). М., 1990.Бескровный Л. Г. «Русская армия и флот в XVIII в.»: Очерки. М., 1958.Бобылев В. С. «Внешняя политика России эпохи Петра I.» М., 1990.
15
-
Костомаров Н. И. Мазепа. М., 1992.Крылова Т. К. Полтавская победа и русская дипломатия // Петр Великий. М. – Л., 1947. С. 104 – 166. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. Учебник «История России 7 класс», М.: 2012. Пушкин А. С. Полтава // Пушкин А. С. Избранные произведения. Т. II. М., 1990. С. 367 – 458. Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М., 1958.Тельпуховский Б. С. Северная война. 1700 – 1721 гг. М., 1946.http://mognovse.ru/mn-literatura-101-bbk-39-42-b95-091-nauchnij-redaktor-i-n-sol.htmlhttp://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15479
16
-
http://poznaemvmeste.ru/index.php/narodnye-vosstaniya-vojny/48-karty/218-karty-vojny-18-veka-severnaya-vojna-1700-1725http://hiztory.ru/rossiya-18-19vek/petr1-severnaya-vojna.html http://xreferat.com/35/3367-1-poltavskaya-bataliya-i-ee-voenno-politicheskoe-znachenie.html
17
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.