Содержание
-
Мир и Россия на рубеже веков.
-
Сша Англия Франция Россия Германия Япония Азия Африка Кап-зм и дем.права разв.снизу Народ воспитан на основе протестной трудовой этики Активность бурж. + поддержка нар.масс = бурж.рев.=>разруш.феод. гос-ва=>правовое гос-во и дем.свободы Догоняющий тип развития Бурж.связ.с гос-вом, боялась активности народа Модернизация противоречивая и непоследовательная В авангарде борьбы – нар.массы: стремление к решению соц.-эк. проблем на основе идеалов уравнительности. Эшелоны развития.
-
Модернизация -
– путь, способ перехода от одного этапа развития общества к другому (в нач.20 века – от аграрного к индустриальному).
-
Сравнительная характеристика мировой и российской модернизации.
Политика Мир: разделение властей, расширение политических и гражд. прав населения. В России: 1. сохранение самодержавного аппарата власти; 2. слабое развитие органов местного самоуправления; 3. отсутствие представительных органов власти, партий. Начало образования политических партий (сначала рабочие, позже буржуазные). 4. интеллигенция – роль лидера в партиях. 5. политическое бесправие народа.
-
Экономика Мир: Изменение структуры экономики. Промышленность – ведущая отрасль экономики, новые отрасли промышленности, виды транспорта и связи. Рост производительности труда. Рост уровня жизни населения. В с/х – американский путь, фермерские хозяйства. В России: 1. Позднее начало, высокие темпы. 2. неразвитость рыночных отношений. 3. неравномерность модернизационных процессов ( в перв.очередь развитие чёрной металлургии, угольной промышленности, машиностроения, оборонных заводов). 4. широкое применение иностранного капитала (40% капиталовложений). 5. существование многоукладности.
-
Социальная сфера
В России: 1. Разделение общества по классовому признаку. 2. одновременное существование классов и сословий. 3. расслоение в классах. 4. аграрное перенаселение. 5. малочисленность буржуазии. Мир: Урбанизация (рост городского населения), рост миграции населения, переход к мирному развитию стран, социальная защищённость трудящихся.
-
Духовная сфера
Мир: Усвоение идеологии либерализма. Рост уровня образованности. Появление массовой культуры. Развитие средств массовой информации («четвёртая власть»). В России: 1. низкий уровень грамотности (21%). 2. постепенное развитие системы образования. 3. сохранение православного начала в политической и духовной жизни.
-
Сделайте вывод о характере модернизации в России.
Непоследовательная. Преимущественно осуществлялась в экономике. Не затронула политическую сферу.
-
Предположите, каковы могут быть последствия непоследовательной модернизации?
-
Различия интересов социальных групп Россия
-
Возможный выход реформа революция (1890 – в Японии – парламент; в Германии развиваются крупные крест.хоз-ва с наёмным трудом)
-
Борьба либеральной и консервативной политики.
С.Ю.Витте Лозунг: «Капитал, знания, предприимчивость». 1899 – право иностранцев беспрепятственно вкладывать деньги в рос.банки и предприятия К.П.Победоносцев Лозунг: «Царь и народ». 1900 – создание легальной монарх. орг-ции «Русское общество» (Б.В.Никольский, В.М.Пуришкевич. К 1903 г. – 1500 чел.)
-
Первая русская революция – реакция на модернизацию.
-
Причины первой русской революции. Нерешённость аграрного вопроса (малоземелье крестьян). Отсутствие гражданских свобод, парламента. Рост налогов. Национальные притеснения. Две главные задачи, требующие решения: аграрный вопрос и изменение института власти. Поражение в русско-японской войне
-
Какие силы столкнулись в революции? Чего добивались? Революционный лагерь Рабочие – сокращение рабочего дня, рост заработной платы Крестьяне – решение земельного вопроса Студенты – восстановления автономии университетов Буржуазия – политические права Правительственный лагерь Император – сохранение самодержавия Дворяне – сохранение привилегий
-
Итоги:
Рабочие – сокращение раб.дня до 9-10 ч.; повышение зарплаты, началось внедрение системы заключения договоров рабочих с предпринимателями. Крестьяне – отмена выкупных платежей, вносившихся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим. Подданным Российской империи были даны хотя и весьма ограниченные демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний союзов, издания печатных органов. Решён вопрос осоздании первого представительного органа власти – Государственной думы. (Манифест от 17 октября 1905 г. учредил Думу, в декабре 1905 – закон о выборах в Думу).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.